|
2.04.2009
Краткая методика оценки состояния и перспектив политической системы России
Политическая система для данного периодического исследования (ежегодного доклада ИнОП) определяется как совокупность политических и организованных гражданских взаимодействий в Российской Федерации и не сводится к системе власти. Частями (подсистемами) политической системы являются субъекты (институты власти, политические партии, гражданские организации, СМИ); правовые нормы; функции (определяют фактический характер политического режима); ценности. В то же время институты власти и партия парламентского большинства являются приоритетными объектами исследования.
Методика изучения и оценки политической системы включает перечень исследуемых параметров и указание на используемые аналитические инструменты. Этими инструментами являются: изучение открытых источников информации (официальных фактических сообщений и отчетов, ведущих СМИ и авторитетных экспертных отчетов); экспертные интервью; последующий политологический, юридический, экономический и социологический анализ и обобщение полученных данных.
Итогом исследования является качественная, аналитически-описательная (а не количественная в форме индексов) характеристика политической системы за изучаемый период в форме состоящего из более чем десяти глав доклада «Состояние и перспективы политической системы Российской Федерации».
За каждым параметром закрепляются один или несколько соисполнителей.
Структура доклада и авторы
Основные тезисы Ежегодного доклада Института общественного проектирования «Оценка состояния и перспектив политической системы Российской Федерации в 2008 году – начале 2009 года»
Обобщающая часть и выводы:
М. Рогожников. Введение и основные выводы
Г. Дерлугьян. Стабилизационная политсистема в поисках динамизма?
В. Анашвили. Демократия в современном мире. Случай России
Главы доклада:
1. Соответствие реального функционирования политической системы конституционному идеалу (конституционной норме). В.Плигин
2. Эффективность государственного управления, компетентность государства. О. Гаман-Голутвина, Л. В. Сморгунов, А. Соловьев, Р. Туровский.
3. Способность к обеспечению конституционных процедур перехода власти. А. Точенов.
4. Консолидированность политической системы. М. Ильин (при участии Н. Анохиной, Д. Ефременко, Ю. Коргунюка, Б. Межуева, Е. Мелешкиной)
5. Способность политической системы реагировать на главные общественные ожидания и опасения. Ф. Федоров, М. Тарусин.
6. Защищенность прав граждан. В. Гефтер.
7. Защищенность прав граждан. А. Брод, Т. Иларионова
8. Восприимчивость политической системы к инновационным импульсам. Д. Медовников, И. Имамутдинов, Т. Оганесян, С. Розмирович, Е. Савелёнок (В подготовке исследования принимали участие: О. Воронин, А. Механик, О. Рубан, Е. Рыцарева)
9. Распределение источников влияния на принятие властных решений. А. Зудин.
10. Федерализм, связность пространства страны. Л. Смирнягин, И. Бусыгина.
11. Потенциал международного влияния и эффективность внешней политики России. А.Мельвиль, М. Ильин, Б. Макаренко, Е. Мелешкина, М. Миронюк, В. Сергеев, И. Тимофеев (при участии Н. Асташина, Я. Ваславского и А. Никитина)
12. Партийная система. Б.Макаренко.
13. Местное самоуправление. В.Глазычев.
14. Медиа – взаимодействие и репрезентативность. Телевидение на страже кризиса. Д. Дондурей.
15. Медиа – взаимодействие и репрезентативность. В. Федоров, М. Тарусин, М.Боков.
16. Выборы первого марта 2009 года. Итоги и тенденции. В.Шпак.
Вернуться к списку статей
|