Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 25 апреля 2024 года
 


Rambler's Top100

Клуб «4 ноября», СурГУ: «Определение основных направлений развития города Сургута на период до 2030 года».


6.12.2012

Клуб «4 ноября», СурГУ: «Определение основных направлений развития города Сургута на период до 2030 года».

 

5 декабря в Сургутском государственном университете состоялось очередное заседание Ханты-Мансийского регионального отделения Клуба политического действия «4 ноября». Тема: «Определение основных направлений развития города Сургута на период до 2030 года».

В обсуждении приняли участие представители городской администрации, городской думы, ученые, предприниматели, журналисты и общественные деятели.

Заседание получило широкий отклик в местных СМИ: газетах «Новый город», «Сургутская трибуна», «Сургутские ведомости», телерадиокомпании «Сургутинтеровости».

 

Руководитель Ханты-Мансийского регионального отделения Клуба политического действия «4 ноября», ректор Сургутского государственного университета Сергей Косенок:

«Какими бы оптимистическими ни были рассматриваемые сегодня планы градостроительного или социально-экономического развития Сургута, нужно помнить, что реализовывают-то эти планы люди. А их желания и возможности делать это, в свою очередь, зависят от того, насколько комфортно и безопасно они себя в своем городе чувствуют.

Можно сказать, что сегодня в Сургуте существует основа инфраструктуры гражданского общества. Есть эффективная система местного самоуправления, демократически формируемая и весьма успешно справляющаяся с организацией городской жизни. Есть многочисленные общественные и партийные организации, выражающие интересы различных групп населения. Наконец, есть независимые средства массовой информации, как электронные, так и печатные, характеризующиеся, к слову сказать, весьма высоким уровнем профессионализма именно в освещении общественно значимых проблем и в формировании общественного мнения.

Оценка эффективности этих и других институтов как элементов гражданского общества будет зависеть от того, насколько успешно они справятся с социально-политическими проблемами, вызовами, стоящими перед местным сообществом. Назову некоторые из них.

Во-первых, это обеспечение безопасности личности и собственности граждан. Конечно, по сравнению с началом 2000 годов, когда кривая преступности неуклонно росла вверх, сегодня ситуация гораздо благополучнее. Тем не менее, число преступлений, в том числе совершаемых подростками, достаточно велико. Появилось и новое явление – этническая преступность.

Однако когда говорят о борьбе с преступностью, почему-то подразумевают действия и ответственность только правоохранительных органов. Между тем совершенно очевидно, что основным направлением противодействия правонарушениям является формирование правосознания населения. А это уже задача институтов гражданского общества.

И собственные наблюдения и данные социологических опросов говорят о существовании определенного правового нигилизма у части населения, в том числе – у молодежи. Это проявляется и в незнании законов, и, что еще хуже, зачастую, в неуважении системы правосудия, уверенности в возможности избежать наказания и так далее. Результатом становится снисходительное отношение к закону и необходимости его исполнения. Причем взрослые иногда даже не находят нужным скрывать это нигилистическое отношение в присутствии детей и подростков.

Нужно, чтобы население увидело прямую связь между качеством своей жизни, своей безопасности и высоким уровнем правосознания. Решающую роль здесь могут сыграть система образования и средства массовой информации. Правовое воспитание должно стать предметом специальной образовательной политики.

Особенно актуальной необходимость политической и правовой социализации наших граждан делает нарастание проявлений националистических и экстремистских провокаций. У людей должна быть надежная прививка от этого.

Остановлюсь еще на одной проблеме становления институтов гражданского общества в Сургуте. Речь идет о роли общественных организаций, национальных объединений, местных отделений политических партий, территориального общественного самоуправления.

Вероятно, свои уставные задачи они успешно решают. Но, положа руку на сердце, спросим, насколько велик их вклад в дела местного сообщества? Часто ли, например, их представители участвуют в обсуждении градостроительных планов или других городских проблем на общественных слушаниях? Как правило, наши общественные организации активизируются лишь тогда, когда речь идет об их непосредственных интересах. Это же относится и к политическим партиям, которые о своем существовании напоминают только накануне очередных выборов, выступая обычно в качестве агентов и инструментов предвыборной политики своих центральных органов на местах. А где же наши общественные или партийные организации в остальное время? Или общие городские проблемы им не интересны?

Правда, мы должны и себя спросить, все ли сделано для обеспечения эффективной работы общественных и партийных организаций на пользу местного сообщества? Было бы неплохо, например, организовать учебу, повышение квалификации для активистов этих организаций. Учим ведь мы учителей, врачей, чиновников. Почему без внимания остаются активисты-общественники, от профессионализма и ответственности которых во многом зависит и качество гражданского общества, и политическая стабильность региона?

В заключение – еще об одной проблеме, может быть, самой важной.

Это проблема гражданской самоидентификации населения, то есть, понимания населением себя как представителей единой общности.

Как известно, особенностью Сургута является большая динамика населения, много приезжих, причем приезжих из разных регионов и даже стран. На одной территории должны ужиться представители разных культур, этносов, вероисповедания.

Первый шаг здесь – обеспечить равноправие. Причем не в политическом, а в культурном смысле. И мы знаем, как много в городе в этом отношении делается, в том числе органами местного самоуправления, особенно департаментами культуры и образования во взаимодействии с национальными и религиозными объединениями. Каждый человек, неважно, когда и как приехавший в Сургут, должен чувствовать, что это общий многонациональный дом.

Но известно, что национальные различия не только объединяют, но могут и разъединять людей. Чтобы этого не происходило, важен второй шаг – формирование символов гражданского общества, способных объединять людей на наднациональной основе.

Подобным символом для разных, но проживающих вместе народов, является общая история, причем история героическая, такая, которой можно гордиться вместе. В общероссийском политическом пространстве такой символ есть. Это победа в Великой Отечественной войне.

Такие же общие символы общегражданской солидарности нам следует найти и для сургутян в истории нашего города. Это – трудовая и героическая история. Но мы сегодня сталкиваемся с ситуацией, когда молодые сургутяне не знают имен первых нефтяников, газовиков, строителей Сургута. Мы хотим, чтобы приезжие с уважением относились к традициям нашего города, но уже наше собственное нынешнее поколение плохо знает его историю.

Можно называть и другие шаги по формированию гражданского общества в Сургуте, но я остановился на трех, которые сегодня кажутся неотложными: это обеспечение безопасности личности на основе формирования правосознания и политико-правовой культуры наших граждан, восстановление уважения и доверия к закону и системе политических институтов. Далее – это поддержка общественных и партийных организаций с одновременным привлечением их к более активному участию в жизни города. И, наконец, – формирование системы символов гражданской идентичности на основе знания и уважения истории и традиций нашего города.

Я бы предложил рассматривать формирование гражданского общества в Сургуте в первую очередь как показатель качества жизни сургутян, а не просто как совокупность неких институтов, характеризующих демократический способ управления. Ведь только в обществе, в котором во главу угла поставлены порядочность и честность, обеспечиваются свобода и уважение личности, человек в полной мере готов и трудиться, и нести ответственность за себя и за других. Согласимся, что в таком обществе гораздо проще находить с людьми общий язык для решения любых городских проблем – от обсуждения градостроительных планов до поддержания правопорядка на улицах».

Заместитель главы Администрации города Сургута Алексей Сафиоллин:

«Рассмотрим видимый нами порядок организации стратегического управления в Сургуте.

Социально-экономическое развитие территории характеризуется тремя основными определениями. В первую очередь, это демография, продолжительность жизни и здоровье человека. Во вторую очередь – само качество проживания, т. е. развитие человека с точки зрения материального и социального благополучия, куда входит, в том числе, и возможность самореализации.

Сегодня мы говорим о стратегическом развитии города, и нам необходимо в результате этой работы построить образ желаемого будущего Сургута на перспективу 15–20 лет. Речь идет об обобщенной концепции будущего города, которую можно создать, ориентируясь на образ достаточно совершенного российского или зарубежного города, или построить собственный образ с учетом климатических, ресурсных и других особенностей Сургута. Он должен быть целостным, системным ориентиром в развитии города. В то же время он должен быть практичным, т.е. иметь качественные обоснования, и быть убедительным.

Бедность бывает двоякая: материальная и социальная. Смысл первой понятен, а вторая проявляется в неразвитости некоторых традиций, ценностных ориентаций, бытовой, деловой и политической культуры. Именно благодаря преодолению социальной бедности многие территории преодолели бедность материальную. Социокультурное обогащение города должно строиться на системе ведущих ценностей, специально выбранных и согласованных между собой. Это и будет Идеология города, являющаяся целостной базой его прогресса.

Проведение ряда стратегических сессий с представителями разных категорий населения (чем, собственно, мы сегодня и занимаемся) могло бы повысить не только качество Стратегии и ее осуществляемость, но и «взрослизацию» взаимодействия власти и социума в городе. Мировая практика показывает, что только через развитие гражданского общества, через вовлечение общественности в решение городской задачи возможен реальный прогресс. Существующие «родительско-детские» отношения между администрацией и населением, я считаю, могут быть заменены на модель «взрослый-взрослый», т. е. взаимодействие равных и взаимно ответственных партнеров.

Для того чтобы начать эту сложнейшую работу по перспективному развитию, необходимо научиться разговаривать на одном языке, понятно для всех сургутян сформировать главную цель, миссию города, направления развития, наполнение определенных направлений стратегическими программами и проектами (т.е. инструментами достижения).

Стратегия (в переводе с древнегреческого «искусство полководца») – это система решений и действий, направленных на достижение долгосрочных принятых целей;

По-русски (чтобы было понятно) – это комплексный план.

Миссия – роль, которую отводит себе город в условиях, определяемых социально-экономическими институтами.

Стратегические направления (тактика) – инструменты реализации Стратегии, подчиненные ее основной цели, со своими промежуточными целями.

Цель – соотношение возможности к обеспеченности ресурсами в рамках заданного времени. Цель должна подразумевать возможность измерения с проверкой результата.

Чтобы собрать целостный ориентир города, необходимо вместе с целью и миссией определить составляющие части – направления развития города.

И сегодня я говорю: давайте вместе посмотрим, правильно ли мы понимаем именно направления развития города?

Главную цель можно было сформировать так: «Сургут – здоровый и комфортный».

Думаю, если в 2030 году сами сургутяне и приезжие будут говорить, что мы живем в здоровом и комфортном городе, играющем серьезную роль в экономике страны (а мы сегодня находимся на 3-м месте после Москвы и Санкт-Петербурга по промышленному производству, производя продукции на сумму более 1 триллиона рублей), и если сюда добавить научные возможности (используя материально-техническую базу предприятий ТЭК и развивающихся университетов) к созданию инноваций в области эффективной добычи трудно извлекаемой нефти, а также к созданию и реализации экологических программ, сохраняющих территорию Югры, то это и может быть главной миссией и ролью Сургута в экономике и Югры, и страны.

Но мы не должны забывать, что город в первую очередь – для горожан. И следует осознать, что речь идет не о населении вообще, а о наиболее интеллектуально и экономически активных его когортах. Нужно точнее описать эти категории, понять, что находится в фокусе конкуренции за них и определить те конкурентные преимущества, которые необходимо и возможно создать для их привлечения. Иначе говоря, структурировать целевые группы гражданского сообщества, а также группы желаемых мигрантов и средства для удержания и привлечения наиболее приоритетных из них. Наверняка при этом окажется, что приоритетные группы должны быть ориентированы на лидерские типы людей. А «качественное» население в городе мы не сможем удержать, не создавая для этого комфортных условий по названным направлениям развития:

- развитие человеческого потенциала;

- промышленный, инновационный центр;

- гражданское сообщество;

- качественные товары и услуги;

- современное градостроительство;

- экологическая среда;

- транспорт;

- жилищно-коммунальный комплекс.

Для того чтобы скоординировать работу по созданию и реализации стратегического плана, предлагается к рассмотрению Схема организации стратегического управления в Сургуте, обеспечивающая реализацию ранее названных задач.

В целом мы предлагаем дать возможность использовать весь потенциал города: с привлечением науки, бизнеса, общественных организаций, исполнительных и законодательных органов власти определять, анализировать, реализовывать Стратегический план с возможностью широкого общественного обсуждения.

Основным органом по организации управления является Городской совет при Главе города.

Также в схеме определяются рабочие группы по заданным направлениям, Координационный штаб, Дума города Сургута и взаимодействие между ними.

Исходя из этого Городской совет при Главе города:

- согласовывает и организует общественное обсуждение проектов стратегических направлений, программ и проектов, поступивших от Координационного штаба;

- рассматривает поступившие предложения, замечания и обращения граждан по результатам обсуждения стратегических направлений, программ и проектов и при необходимости направляет их в Координационный штаб на доработку (корректировку);

- рассматривает предложения по разработке новых муниципальных правовых актов Администрации города по вопросам социально-экономического развития (по внесению изменений в действующие муниципальные правовые акты);

- определяет состав экспертов;

- согласовывает проект муниципального правового акта об утверждении Стратегии города и принимает решение о направлении его на рассмотрение и утверждение в Думу города;

- осуществляет контроль над ходом реализации Стратегии города на основе ежеквартального мониторинга, представляемого департаментом по экономической политике Администрации города.

Рабочие группы

- анализируют социально-экономическую, инвестиционную, экологическую, культурную и другие сферы города Сургута с целью выявления приоритетов его развития;

- изучают и анализируют полученную по выявленным приоритетам информацию в целях принятия обоснованного решения и разработки стратегических направлений, программ и проектов;

- определяют технологию процесса разработки, пролонгации и корректировки положений Стратегии социально-экономического развития города;

- разрабатывают редакции проектов стратегических направлений, программ и проектов;

- приглашают на заседание экспертов;

- направляют проекты стратегических направлений, программ и проектов на рассмотре-ние в Координационный штаб;

- рассматривают поступившие предложения от граждан на заседаниях рабочих групп;

- систематизируют, анализируют и при необходимости учитывают поступившие предло-жения, замечания и обращениям граждан по результатам обсуждения стратегических направлений, программ и проектов;

- готовят предложения по разработке новых муниципальных правовых актов городского округа по вопросам социально-экономического развития (по внесению необходимых изменений в действующие муниципальные правовые акты);

- вносят изменения в проекты стратегических направлений, программ и проектов согласно замечаниям и рекомендациям Координационного штаба, экспертных советов и городского совета при Главе города.

Соответственно, Координационный штаб:

- координирует деятельность рабочих групп по вопросам разработки стратегических направлений, программ и проектов;

- рассматривает и принимает решения об одобрении (отклонении) представленных рабочими группами проектов стратегических направлений, программ и проектов;

- направляет одобренные проекты стратегических направлений, программ и проектов в городской совет при Главе города;

- участвует в общественных обсуждениях стратегических направлений, программ и проектов;

- организует мониторинг  реализации стратегических направлений, программ и проектов;

- по итогам мониторинга координирует деятельность между рабочими группами и городским советом при Главе города;

- координирует в пределах своей компетенции деятельность структурных подразделений Администрации города, муниципальных учреждений и предприятий в целях реализации стратегических направлений, программ и проектов;

- взаимодействует с иными хозяйствующими субъектами в области стратегического развития города в целях реализации стратегических направлений, программ и проектов.

Сургут – здоровый и комфортный. Чтобы собрать этот целостный ориентир города необходимо определить составляющие части этого целого направления развития.

 Мы предлагаем для рассмотрения следующие направления:

 - экология;

 - жилищно-коммунальный комплекс;

 - транспорт;

 - промышленность, наука, инновации;

 - бизнес (товары и услуги);

 - человеческий потенциал (здоровье, образование, культура, спорт);

 - гражданское сообщество;

 - градостроительство.

О последнем из предлагаемых направлений, как одном из фундаментальных, и       присутствующих во всех стратегиях территории, более детально расскажет директор  департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Алексей Александрович Фокеев».

Директор департамента архитектуры и градостроительства Администрации города    Сургута Алексей Фокеев:

«Что касается градостроительства как направления стратегического планирования, то оно является одновременно и мощным инструментом реализации стратегии любого города. Какие бы направления мы ни обсуждали, ни определяли приоритетными, они, так или иначе, найдут свое отражение в градостроительной политике, в градостроительной документации. Не случайно градостроительный кодекс закрепил разрабатывать градостроительную документацию на основании документов стратегического планирования. Соответственно от качества нашей работы над стратегией зависит и градостроительная политика, которую мы будем осуществлять в ближайшие двадцать лет. Основная задача, которую необходимо выполнить в ближайшее время – создание местных нормативов градостроительного проектирования. В этих нормативах, как правило, отражены основные показатели потребностей в тех или иных объектах местного значения. Цель и задачи стратегического планирования определяют приоритеты и акценты в этих нормативах. Мы, со стороны департамента архитектуры градостроительства, очень заинтересованы в обсуждении этой стратегии как руководства к формированию последующих градостроительных действий. Департаменту архитектуры и градостроительства в ближайшее время предстоят серьезные мероприятия по корректировке градостроительной документации, разработке нового генерального плана и документов градостроительного регулирования. Обсуждение сложившихся проблем в рамках обсуждения стратегии – это первый шаг, имеющий для градостроительного цеха особую ценность, поскольку результаты этой работы мы обязаны будем учесть в разработке того же генерального плана города, проектов планировки территорий и микрорайонов.

На ближайшее время, безусловно, основными направлениями градостроительной политики будут мероприятия, направленные на ликвидацию ветхого аварийного жилья, ликвидацию объектов, приспособленных для проживания, – «балков», развитие транспортной инфраструктуры, обустройство городских пространств, строительство объектов социального обеспечения. Создание инвестиционных площадок – это основное направление для решения сложившихся проблем. В то же время мы рассчитываем, что в рамках обсуждения стратегии мы определим направления градостроительной политики, которые обеспечат нам, жителям города, ожидаемое качество жизни в долгосрочной перспективе.

Без вовлечения городского сообщества в определение этих приоритетов ничего не получится, ведь город – он настолько город, насколько развивается по законам совокупной воли городского сообщества. Сургут имеет серьезный потенциал для своего гармоничного развития. Позиция города в системе расселения Уральского федерального округа, природно-географические преимущества, наличие развитой инфраструктуры жизнеобеспечения вполне могут гарантировать развитие города как федерального центра. И не зря градостроительство выбрано одним из приоритетных направлений. Это тот самый локомотив, который будет вести к целям, поставленным в стратегии развития города. Не хотелось бы останавливаться на каких-то конкретных направлениях, которые мы планируем обсудить, у нас есть в рамках разработки документов планирования обязательной части обязательные потребности, которые мы должны были перекрывать.

В рамках обсуждения стратегии хотелось бы узнать видение жителей города в части градостроительного развития и, исходя из этого, проведя определенную аналитическую работу, мы бы выбрали приоритетные направления и подкорректировали направления градостроительной политики в перспективе».

Декан факультета управления Сургутского государственного педагогического университета Елена Волосникова:

«Мой доклад касается развития городской среды. Уже в течение нескольких месяцев у нас идет исследование городской среды Сургута, результаты публикуются на сайте. Мы проводим исследование совместно со студентами в рамках научной лаборатории. То, как анализируют студенты городскую среду Сургута, то, как они относятся к ней, говорит о перспективах города и об отношении молодого поколения к своему будущему в этом городе.

Итак, когда мы говорим о городе и его среде, мы, прежде всего, говорим о людях. Точкой отсчета для любых процессов, происходящих в городе, должны быть горожане. Вот сейчас Алексей Александрович Фокеев, директор департамента архитектуры и градостроительства Администрации города, говорил о ликвидации ветхого жилья, о строительстве домов. Мне кажется, что основная проблема в развитии городов – разделение отраслей городской жизни по очень специфическим признакам. Архитекторы просто строят, транспортники занимаются прокладыванием дорог, но на самом деле, вместе все это составляет городскую среду: и архитектура, и деловая жизнь, и культурная жизнь, ну, в общем, процессов огромное количество. Все эти процессы в совокупности и составляют городскую среду.

То, как выглядит Сургут сегодня, объясняет повседневные практики, свойственные горожанам. Сегодня мы воспринимаем пространство городской среды как промежуток от точки А до точки Б. Но городская среда нужна для того, чтобы видеть, слышать и разговаривать. Если мы сегодня наберем в «Google» фотографии города Сургута и посмотрим, какие фотографии представлены, мы увидим, что Сургут представлен «Сургутнефтегазом», «Газпромом», памятником отцам-основателям и огромным количеством магистралей. Дороги и машины, и совершенно не представлены пешеходы, идущие по улице. Такую фотографию, рассказывающую о Сургуте, найти трудно.

Общественная разобщенность, межнациональные конфликты, нетерпимость и низкая социальная активность будут оставаться до тех пор, пока мы не изменим городскую среду. Сейчас по этому поводу проводится множество исследований. Низкая избирательная активность свойственна Сургуту, причины ее можно искать в городской среде, в отсутствии возможности для контактов между людьми на улицах города. Городская среда должна создавать стимулы для общения между людьми. У городской среды две функции – передвижение и времяпрепровождение, и то, каким образом мы передвигаемся внутри города, и то, как мы проводим время, имеет большое значение. Если говорить о перспективах развития городской среды, то мы должны не просто передвигаться, а передвигаться медленно, проводя больше времени внутри городской среды.

Конечно, многие могут возразить мне по этому поводу, что Сургут – северный город и у нас большая часть времени – зима, неблагоприятная для пеших прогулок. У нас должно быть приспособленное городское пространство для событий, постоянных, сезонных и краткосрочных. Общемировая практика показывает, что возможности для использования городской среды всегда есть.

Сургут – уникальный северный город, эту уникальность можно использовать как ресурс для развития. Например, много разговоров идет о ядре города. Мне кажется, есть очень интересный момент, который можно использовать. Внутри микрорайнов есть ядра, которые по сей день формируются, например, в микрорайоне «Строитель» – на месте снесенного рынка. То есть можно формировать ядра внутри микрорайнов, и это тоже дополнительная возможность формирования городской среды. Это стимулы для постепенного развития города и может быть в дальнейшем для создания общегородского ядра.

Что предлагается? Если говорить о долгосрочной программе развития городской среды, то необходимо провести ряд исследований в аспекте аудита существующей городской среды, создания моделей активности населения, которая исследуется большим количеством способов, в том числе, сколько времени человек проводит на улице, сколько времени он задерживается в той или иной точке, вопросов безопасности.

Например, совсем недавно совместно со студентами мы изучали район Сургута Черный мыс в разное время суток и пришли к выводу, что пешеходная активность этого района в вечернее время гораздо меньше, чем в дневное. Это приводит к повышению уровня преступности, к сегрегации населения.

Значимым элементом исследования является определение неформальных практик городской жизни. Например, в последнее время появился такой феномен – люди встречаются на машинах, в основном это мужчины, и ведут определенные разговоры. В связи с чем, проспект Ленина по опросу студентов является небезопасным в вечернее время. Это тоже неформальность городской жизни, ведь проспект Ленина – один из основных и перспективных в городе.

Создавая долгосрочную стратегию, мы должны исходить из нескольких моментов. Создавая стратегию, мы проектируем свое будущее, студенты СурГУ и СурГПУ – это наша смена, и те модели поведения, которые мы закладываем для них сегодня, определяют наше завтра. Например, сегодня мы не создаем велосипедные дорожки и специальные пешеходные зоны, а очень быстро покупаем им автомобили. Завтра этот город превратится в бесконечную пробку с людьми с низкой физической активностью, не имеющими практик пешеходного и велосипедного передвижения.

Что касается уличной активности. Логика развития уличной активности играет значимую роль и для общественных институтов и для городской администрации. Результатом уличной активности является социальная активность. Уличная деятельность может быть обязательной и необязательной. Именно благодаря необязательной уличной активности формируется активность социальная. Когда человек готов взаимодействовать с людьми вне дома, то постепенно он будет готов проявлять большую социальную активность. Высокий уровень развития городской среды: наличие парков, площадей, тротуаров и т. д. способствует развитию необязательной деятельности. А ведь чем больше людей общаются на улице, тем меньше преступность.

Следующий момент – общественный транспорт. Он в настоящее время не удовлетворяет требованиям современного Сургута. Комфортный общественный транспорт снижает уровень социальной напряженности. Это четко определенный факт. Когда много мигрантов, когда встречаются разные социальные слои, чтобы социальное расслоение не было столь кардинально выраженным и деструктивным, нужен качественный общественный транспорт. Общественный транспорт может существенно снизить напряжение на сургутских дорогах, если он будет качественным, то, я думаю, какая-то часть водителей готова будет пересесть со своего транспорта в общественный. Путь от дома до места назначения должен восприниматься сознанием как единое целое, которое формирует у человека представление о городе, не как о фрагментах, состоящих из преодоления препятствий.

У меня в проекте есть такая формулировка «Сургут – город капучино», как бы странно она не звучала. Чем больше будет кафе на первых этажах домов, чем больше будет обзора на улицу, тем более осязаемой будет городская среда, тем она будет более приближена к европейским городам и будет безопасной. Особенно это касается мест для встреч. Если мы хотим, чтобы люди любили Сургут, жили здесь и растили здесь детей, то естественно у них должны быть места для встреч, те места, с которыми связаны воспоминания.

Заведующий лабораторией социально-управленческого проектирования Сургутского государственного педагогического университета Вячеслав Некрасов:

«На данный момент мы воспринимаем Сургут как небольшой город, выросший из деревни. Нужно учитывать тот аспект, что Сургут центр агломерации, выросший посредством конурбации. Сургут можно сравнить с солнечной системой, все остальные города и поселки тяготеют к нему. Через Сургут идут все транспортные потоки. Нужно прописать в стратегии тот момент, что Сургут – логистический центр. Можно говорить о сургутской агломерации, которая охватывает в общей сложности 710 тысяч человек.

После строительства крупных торговых центров агломерационный фактор только усилился. При планировании стратегии вопросы сургутской агломерации должны быть учтены.

В рамках вопросов агломерации также предлагаю в проекте стратегии рассмотреть вопросы строительства моста через Обь, реконструкции железнодорожного вокзала, строительства дополнительного автомобильного моста.

Недостаточно представлены в городе компании-авиаперевозчики, повышение конкуренции среди авиационных компаний, увеличение качества перевозок, открытие новых междугородних маршрутов, как и создание системы городской навигации, приоритетные направления развития города.

Границы и перспективы роста Сургута будут исходным моментом для определения транспортно-логистической стороны стратегии».

Генеральный директор ЗАО «СМИА СИА-ПРЕСС» Тарас Самборский:

«После последних двух выступлений мне трудно так же структурировано высказаться. Я бы поговорил вот о чем. Почему люди хотят уехать из Сургута? Я думаю, каждого посещали мысли об отъезде из города. Вероятно, их перестал устраивать уровень жизни, нет необходимых «опций», делающих город комфортным и приемлемым для жизни. Все, что сегодня прозвучало, – ответ на этот вопрос.

Сургут в своем развитии пришел к такой точке, когда он не имеет права считаться развивающимся городом, городом нефтяников, газовиков и прочих. Город встал перед новыми проблемами развития, с которыми сталкивается любой мегаполис в стране или в мире. Сегодня мы с удвоенной энергией должны решать эти проблемы.

Например, если мы будем строить дороги без развязок, проблемные дороги, то логистические задачи нам не решить, это профанация.

То, что строят в Сургуте сегодня, это катастрофа. Если мы говорим о строительстве жилья, то давайте признаем эту проблему ключевой. В Сургуте давно не 350 тысяч человек, а все 500. Давайте решать эту проблему, создавая частное строительство. Надо сделать частное строительство приоритетным проектом в области архитектуры, создавать коттеджные поселки, от эконом, до премиум класса.

Полностью поддерживаю тезис о том, что Сургут должен быть городом пешеходов. Это вовсе не значит, что нужно ущемлять права автовладельцев, нужно создавать условия для парковки, для передвижения и т. д.

Что касается проблемы привлекательности города. Нужно думать о качестве досуга, качестве здравоохранения, качестве рекреации.

Отношение к экологии должно быть возведено в абсолют, так будет формироваться качество жизни. Я бы хотел с Алексеем Маулитжановичем (Сафиоллин А.М., заместитель главы Администрации города Сургута) поспорить на счет того, что наш бренд не муксун. Сургут вполне может брендироваться в том числе и с помощью муксуна. Это наша специфика.

Если мы говорим о стратегии, мы должны говорить о национальном вопросе. Готовы ли мы к мультикультуре, к интеграции с другими народами? Нужно готовиться к тому, что рано или поздно эту проблему надо будет обсуждать.

Заканчивая свое выступление, я хотел бы сказать, что многие проблемы уже довольно запущены и решать их нужно немедленно, нам надо работать в очень мотивированном режиме с желанием достигнуть результата».

Заместитель главы Администрации города Сургута Алексей Сафиоллин:

«Сургут уже давно стал агломерацией, своеобразной «воронкой», которая притягивает жителей ближайших городов и поселков. И у меня возникает вопрос, достаточно ли у нас развита социальная инфраструктура и смотрим ли мы на перспективу, ведь чтобы обеспечить всех этих жителей, нужно продолжать развивать те социальные направления, над которыми идет работа в настоящее время. Я бы хотел, чтобы мы поговорили о тех направлениях, которые будут развивать наш город. Вот в этом аспекте я бы хотел продолжить дискуссию».

Член Совета женщин компании ОАО «Сургутнефтегаз» Марина Иванова:

«Совет женщин компании проводил опрос среди всех наших структурных подразделений, собирал данные, анализировал их, и вот какие пожелания в адрес развития города высказали наши сотрудницы. По теме транспорт и дороги работницами «Сургутнефтегаз» предлагается: выделить полосу для общественного транспорта, предусмотреть строительство дорожной развязки для пересечения транспортного шоссе с улицей Маяковского, так как в конце рабочего дня там очень большой транспортный поток, построить в каждом микрорайоне многоуровневые паркинги. Места в них сдавать в аренду по разумной цене, но, ни в коем случае не продавать. Эти строения принесут большую пользу – от дополнительных парковочных мест, до новых финансовых поступлений в бюджет города. Строить новые микрорайоны и оборудовать уже построенные с учетом прав как автовладельцев и пешеходов, так и велосипедистов. Также построить освещенную магистраль от улицы Киртбая до ТЦ «Аура». Предлагаем также всячески пропагандировать здоровый образ жизни, в частности, велосипедное движение, строить велосипедные трассы.

Что касается организации досуга в городе. Есть предложение достроить школу юннатов, возвести детский центр для занятия бальными танцами, организовать развивающие центры для детей дошкольного и раннего школьного возраста. По вопросу безопасности мы предлагаем создать круглосуточную систему видеоконтроля внутри микрорайонов».

Социолог Софья Гольдферд:

«Как мне кажется, при обсуждении не прозвучала одна очень значимая мысль. В Югре много молодежи, надо подумать о том, как преобразовать Сургут в университетский город и образование, за которое платят огромные деньги, сделать отраслью. Все будут довольны, к нам приедут отличные специалисты, и мы станем кадровым цехом, ведь в связи с демографической ситуацией в стране многие преподаватели в других регионах России оказались не у дел, они могут приехать к нам, привезти свои лаборатории. Нам всем надо сейчас подумать о том, как жить и чем зарабатывать в будущем».

Заведующий кафедрой политологии Сургутского государственного университета Михаил Мартынов:

«У меня есть небольшая ремарка по поводу общественного управления. Многие проблемы, которые возникают сейчас, будь то экономические или социальные, во многом связаны с тем, что в свое время они не прошли надлежащей общественной экспертизы. Эти ошибки нужно учесть. Важно чтобы общественная экспертиза была максимально открытой, прозрачной и демократичной, учитывающей интересы всех общественных слоев. В чем сила подобных экспертных советов, не в том, что они профессиональны, они все равно будут уступать специалистам, сила только в одном, что они фокусируют общественное мнение.

Кроме того, общественная дискуссия – хороший способ привлечения населения к обсуждению проблем, способ развития гражданского общества в городе.

Мы стоим перед очень большой проблемой – значительная часть населения не доверяет власти. Согласно

исследованиям, которые мы проводили в этом году среди студентов, уровень доверия судебной системе, чиновникам, депутатскому корпусу очень низок. Причем респонденты не дают рационального объяснения этому недоверию, они не доверяют власти уже априори. За всем этим стоит очень простая вещь: по мнению большинства респондентов «с нами не разговаривают».

Если граждане не будут доверять друг другу, ничего не получиться. Активно работать с населением, наладить общественный диалог, используя все возможные механизмы, – интернет, СМИ, публичные дискуссии – очень важно».

И.о. главного редактора газеты «Сургутская трибуна» Владимир Меркушев:

«Прежде всего, нужно определиться, какую роль будет играть Сургут для самих жителей. Несколько лет назад я наблюдал, как обсуждали стратегию развития Тюмени, и там поставили перед собой четкую цель – Тюмень должна стать центром нефтесервиса. Цель поставили, пригласили компании и до сих пор продолжают развиваться в одном четко выстроенном направлении.

Нужно четко выстроить приоритеты. Если мы говорим о том, что Сургут – логистический центр, то работать в этом направлении, если мы позиционируем Сургут как образовательный центр – то развивать это направление, и так далее. Кроме того, нужно учитывать фактор падения добычи нефти в последнее время. Необходимо думать о том, что будет дальше, учитывая, в том числе, фактор негативных прогнозов в области добычи нефтересурсов. Хотелось бы, чтобы в стратегии развития города четко была сформулирована цель развития, либо Сургут – логистический центр, либо научный, либо инновационный».

Заместитель председателя общественной палаты ХМАО – Югры, председатель региональной общественной организации «Общество русской культуры», директор МОУ «Колледж русской культуры им. А.С.Знаменского» Екатерина Лоншакова:

«Я посмотрела стратегию, считаю, что ее нужно обсуждать по блокам, и в связи с тем, что мне близка тема культуры, я бы хотела обозначить два момента. Во-первых, общественный совет должен быть самостоятельным образованием, туда может быть включен любой горожанин. Во-вторых, в докладах прозвучала мысль о «неразвитости традиций», культура как ресурс развития территории в стратегии вообще не затронута. В то время как многие города России, тем более обладающие такой историей как Сургут, учитывают этот фактор в построении стратегий будущего развития.

Сургут древний город, основанный в конце XVI века, и у меня возникла идея восстановления «старого Сургута» – купеческого города деревянного зодчества. Важно учитывать культурные традиции, культурный потенциал как ресурс развития.

Что касается предложений, я считаю, что в обсуждаемой стратегии должен быть отдельный блок «Культура как ресурс развития города Сургута».

Заместитель главы Администрации города Сургута Алексей Сафиоллин:

«Стратегия, которую мы сегодня обсуждали, проект, открытый для любых полемических и конструктивных суждений. Сегодня прозвучала интересная мысль о культурном значении Сургута, возможно, нужно оформить эту идею в проекте стратегии отдельным блоком. Ведь Сургут на протяжении долгого времени был форпостом всего левобережья Оби, и с этим согласится вся общественность города.

Главное – обсудить направления и схемы реализации предложенных идей. Мы должны не просто критиковать, но предлагать механизмы и решения для реализации проектов. Мы должны понять, способны ли мы, используя наш потенциал, перерасти ресурсную зависимость и стать культурным, образовательным и инновационным центром.

Я надеюсь, что эта встреча не станет последней. Спасибо всем. Особенно отмечу важность диалога со СМИ, которые, я думаю, станут соединительным звеном между политической волей и общественным мнением и позволят прийти к решениям, удовлетворяющим интересы всех жителей нашего города».

Руководитель Ханты-Мансийского отделения Клуба политического действия «4 ноября», ректор Сургутского государственного университета Сергей Косенок:

«Тема заседания достаточно серьезная. Проблема механизмов самоуправления – это проблема всей Российской Федерации.

Я считаю нашим принципиальным достижением, что в ходе сегодняшнего диалога были максимально устранены коммуникационные барьеры между властью и населением, разговор получился открытым и интересным для всех присутствующих.

В нормативные документы я предлагаю включить 3 пункта, так или иначе, прозвучавшие во многих выступлениях докладчиков. Это, прежде всего, обеспечение безопасности личности. Роль общественных организаций и национальных объединений в формировании диалога власти с простыми жителями. Общение с населением на различных площадках с целью достижения понимания горожанами общности наших задач. Реализация этих позиций позволит сформировать наиболее приемлемую и комфортную программу развития для всех жителей Сургута».

 

Список участников  (Размер: 51 328 байт)

Фотоотчет 

СМИ (Мониторинг) (СурГУ) (Размер: 69 704 байт)

 

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов