Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 18 сентября 2019 года
 


Rambler's Top100

Ректор СурГу Сергей Косенок: «ХМАО-Югра - один из наиболее стабильно развивающихся регионов России»


13.07.2012

12 июля 2012 года в Сургутском государственном университете состоялось очередное заседание Ханты-Мансийского регионального отделения Клуба политического действия «4 ноября». Тема заседания: «Будущее Югры. Стратегия развития региона до 2020 года».
 
 
Модератор дискуссии – председатель Ханты-Мансийского регионального отделения Клуба политического действия «4 ноября», ректор Сургутского государственного университета Сергей Косенок (в центре).

В дискуссии принимали участие: разработчики стратегии, руководитель департамента экономического развития ХМАО Павел Сидоров, заместитель председателя Думы ХМАО Александр Сальников, глава города Сургута Дмитрий Попов, представители городской администрации, депутаты городской и районной думы, общественные деятели, представители Югорского клуба выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров, независимые эксперты, журналисты.
 
 
Председатель Ханты-Мансийского регионального отделения Клуба политического действия «4 ноября», ректор Сургутского государственного университета Сергей Косенок. 12.07.2012, Сургут, зал ученого совета Сургутского государственного университета.

Председатель Ханты-мансийского регионального отделения Клуба «4 ноября», ректор СурГУ Сергей Косенок:
«В июне началось широкое общественное обсуждение проекта Стратегии социально-экономического развития Югры до 2020 года и на период до 2030 года. Прошло уже несколько десятков различных встреч и мероприятий в рамках обсуждения. Участвуют все муниципальные образования автономного округа без исключения. Инициатором публичного обсуждения выступила губернатор Югры Наталья Владимировна Комарова. Хочу поблагодарить от имени Ханты-Мансийского регионального отделения Клуба политического действия «4 ноября» Наталью Владимировну за предоставленную возможность принять активное участие в обсуждении проекта Стратегии и выработке соответственных предложений.
На апрельском заседании Клуба мы рассматривали отчет Правительства Югры за 2011 год. Успехи нашего региона – колоссальные. На сегодняшний день Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является одним из наиболее стабильно развивающихся регионов  Российской Федерации. Стратегия, на мой взгляд, должна способствовать не только закреплению достигнутых результатов, но и дальнейшему положительному развитию нашего округа.
Наша с вами сегодняшняя задача продолжить обсуждение проекта Стратегии социально-экономического развития Югры до 2020 года и на период до 2030 года и разработать конкретные предложения».
 
 
Директор Департамента экономического развития Ханты – Мансийского автономного округа - Югры Павел Сидоров (слева) и представитель коллектива разработчиков Стратегии Олег Диц (справа). 12.07.2012, Сургут, зал ученого совета Сургутского государственного университета.

Директор Департамента экономического развития Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Павел Петрович Сидоров:
«Тема сегодняшнего обсуждения очень актуальна. И трудно переоценить возможности таких площадок, как эта. Коротко опишу необходимость разработки этого документа. В настоящее время Югра стоит перед глобальным вызовом: крайне высокая зависимость экономики от добычи полезных ископаемых – 90 % в объеме промышленного производства сегодня занимает в нашем регионе нефть. Период бурного освоения западно-сибирской нефтегазовой провинции уже закончился, и сегодня экономика Югры функционирует в условиях снижения темпов.
Сегодня в значительной степени исчерпаны возможности прежней модели роста экономики, которая была основана на добыче полезных ископаемых и опиралась на быстрое расширение внутреннего спроса. Новая модель требует более интенсивного использования всех ресурсов и резервов производительности труда. Другими словами, наше будущее зависит от того, насколько мы сможем обеспечить эффективное функционирование нефтегазового комплекса, с одной стороны, и создать условия для диверсификации развития несырьевых видов деятельности, экономики знаний, с другой стороны. Эти современные реалии, а также новые приоритетные направления, которые заложены в проект «Стратегия развития Российской Федерации», и стали предпосылками для принятия решений по корректировке действующего документа «Стратегия развития Югры 2020». Разработчиками была проведена огромная работа, сформирована модель данных во всех сферах нашей жизни. Она разделена в четкой системе географических, временных и отраслевых координат. Все показатели стандартизированы, верифицированы, описаны одним языком, представлены в едином формате и заложены в основу разрабатываемой в настоящее время территориальной информационной системы Югры. Отмечу, что такая работа в округе проведена впервые, никогда еще за всю историю округа не было такого уровня систематизации данных о нашей с вами жизни. В этом направлении мы являемся пионерами в Российской Федерации.
Принципиальное отличие того, что мы делаем сегодня, заключается в большей реалистичности. Еще одним важным отличительным фактором сегодня является то, что мы применили принципиально новый подход к разработке стратегического документа. То, что нам подготовил исполнитель-разработчик, собрав воедино весь массив информации и предложив стратегические приоритеты развития, мы положили в основу общественного этапа разработки Стратегии. Таким образом сегодня над этим документом работает все общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, создан специальный сайт в сети Интернет, проходят обсуждения на разных площадках региона. В наш адрес поступает огромное количество предложений от населения, общественных организаций, трудовых коллективов. Мы их структурируем, обрабатываем, формализуем и вместе с экспертами, которых мы привлекли к разработке этого документа, работаем над его окончательной редакцией. Кроме этого, мы привлекли к разработке Стратегии внешних экспертов, в частности, специалистов Высшей школы экономики, учитывая их богатый опыт работы над стратегическими документами и, в частности, над Стратегией развития Российской Федерации. Несколько слов, собственно, о предложениях, которые лежат в основе нашего обсуждения. Во-первых, принято говорить о диверсификации экономики и несырьевых секторах. Мы должны понимать, что кардинальная диверсификация в ближайшее время невозможна. И ТЭК еще долгие годы будет оставаться основой экономики автономного округа и Российской Федерации в целом. Поэтому мы сегодня должны говорить о модернизации этого комплекса, о повышении эффективности его деятельности. В этом отношении в стратегии, в проекте документа предложены мероприятия, направленные на модернизацию производства, разработку и внедрение новых технологий поиска и добычи нефти с целью вовлечения в оборот новых месторождений, трудно извлекаемых запасов, повышения уровня нефтеотдачи пластов. Эти меры позволят обеспечить такой уровень добычи нефти, который необходим для устойчивого развития Югры и повышения уровня и качества жизни населения в долгосрочной перспективе, в данном случае, мы говорим о 2030 годе. Также большое внимание разработчиками уделено вопросам развития несырьевых видов деятельности. Кончено, прежде всего нужно обратить внимание на агропромышленный, рыбохозяйственный, лесопромышленный комплексы, которые обладают мощным природно-ресурсным и кадровым потенциалом. Здесь в отношении этих комплексов предусмотрены меры, направленные на стимулирование инновационной активности предприятий, инновационных технологий, в целях модернизации перевооружений этих предприятий, и как следствие – увеличения вклада в валовый продукт этих комплексов. Те возможности, которыми округ обладал в последние 10-15 лет, позволили создать в Югре современные системы образования, здравоохранения, социальной защиты. Создана сеть современных спортивных объектов, отвечающих всем высоким международным требованиям. И это дает основание к дальнейшему развитию и совершенствованию физкультуры и спорта, в том числе формированию собственной югорской спортивной медицины, инфраструктуры, генерации спортивных инноваций и знаний. Также большим потенциалом в округе обладает туристская сфера. Нужно учитывать наши особенности, и это прежде всего этнотуризм, большие предпосылки к развитию спортивного туризма, культурного, событийного и такого современного направления туризма, как рекреационный. И таких предложений в документе много. Стратегия состоит из 16 томов, по отдельным направлениям. В сети Интернет размещен сводный материал. При желании все интересующиеся могут получить тот или иной том, ту или иную информацию в департаменте экономического развития. Мы совершенно открыты и взаимодействуем с организациями в прямом режиме, и таких запросов у нас уже много.
Мы рассчитываем на то, что общественный этап позволит нам сформировать такой документ, который будет отвечать интересам, прежде всего, населения автономного округа. Также хочу отметить очень важную деталь: в нашем обществе сформировалась устойчивая парадигма –постоянное проживание на территории Югры. И это дорогого стоит. Теперь нам нужно понимать, как мы будем жить в долгосрочной перспективе. И мы не можем здесь ошибиться, потому что под все эти мероприятия в дальнейшем и будут заложены наши финансовые ресурсы, финансовая система».
Представитель коллектива разработчиков Стратегии Олег Владимирович Диц:
«Распределенная модель данных создавалась с целью информационного обеспечения создания стратегии социально-экономического развития автономного округа. Процесс создания состоял из трех основных этапов. Это сбор данных, разработка, реализация и формирование модели, то есть загрузка данных в эти модели. В распределенной модели данных содержится информация по основным отраслевым комплексам экономики автономного округа. По каждой базовой отрасли, а всего их 14, был разработан перечень данных, в основе которого была сформирована распределенная модель данных. По ним было собрано 370 тысяч файлов, представляющие собой 147 гигабайт информации. Наиболее крупными блоками, вошедшими в состав распределенной модели данных, являются единый картографический ресурс ХМАО – Югры, который был создан в 2010 году, ГИС дороги Югры, База данных Лес ГИС. Назначением распределенной модели данных является комплексное представление отраслей экономики в единых форматах».
Проректор по внешним связям и развитию Сургуткого государственного университета Виталий Владимирович Рыжаков:
«Если говорить о той стратегии, которую мы сегодня обсуждаем, начну с того, что если бы ее поставили на голосование, то лично я проголосовал бы «за», потому что для высшего профессионального образования в этой стратегии я увидел достаточно много возможностей. В этом отношении документ достаточно основательный и законченный. Еще один момент, на который бы я хотел обратить внимание – это миссия. Она достаточно честная: ХМАО – локомотив развития экономики Российской Федерации. Исходя из этого, нужно строить работу в нашем округе. С другой стороны, эта модель вызвала непонимание. На мой взгляд, в ней не учтен один момент – усилия, которые предлагают власти, чтобы достигать неких целей. Мне кажется, что стратегические приоритеты, которые указаны в этом документе, действительно являются приоритетами. В будущем эти приоритеты необходимо преобразовать в цели, которые будут показывать те направления, точки, в которых нужно сосредотачивать определенные усилия. В принципе все основные проблемы, которые существуют в округе, в этом документе рассмотрены, им дана оценка, перспективы, но все-таки работу с этим документом необходимо продолжить. Ни одна стратегия не может быть реализована без широкого привлечения общественности.
В связи с этим, как представитель СурГУ, высшего профессионального образования, я бы предложил на базе нашего университета провести работу по двум направлениям. Это направление, связанное с развитием человеческого капитала, о котором много говорится в стратегии, и проблема, связанная с развитием инновационной деятельности.
По поводу развития высшего образования мне представляется, что оно должно строиться, исходя из тех тенденций, которые наблюдаются. В стратегии отмечается, что уровень миграционных потоков у нас достаточно велик, и это создает риски, что в целом качество человеческого капитала будет не очень высоким. Те, кто к нам прибывает – это люди с недостаточной квалификацией, и с ними нужно работать. Система профессионального образования – та система, которая может взять на себя эти функции работы с мигрантами. Что касается инновационной деятельности, то здесь очевидно – и в стратегии об этом говорится – что без широкого привлечения предприятий ТЭКа проблему развития инновационной деятельности не решить. Его нужно активно вовлекать в процессы, потому как без них эта деятельность реализована быть не может».
Депутат Думы г.Сургута, предприниматель Дмитрий Сергеевич Пахотин:
«Безусловно, этот документ – нужный и важный. Развитие ТЭК будет локомотивом развития всего округа, но все мы понимаем, что ТЭК тоже можно развивать по-разному. В Стратегии я не увидел четкой перспективы появления перерабатывающих производств именно на территории округа. Да, мы будем добывать больше нефти, да мы будем снижать затраты на ее получение, но возникновение переработки на территории округа, помимо экономических задач, решит огромное количество социальных. Это новые рабочие места, бурное развитие частного бизнеса в смежных производствах. Как пример, давно уже бытует ведомственный проект Сургутнефтегаза – строительство под Сургутом нефтеоргсинтеза – Сургутполимера. К сожалению, в силу каких-то обстоятельств он не появляется, тем не менее задача государственной власти – более четко обозначить свою позицию в этом направлении, потому что перерабатывающие производства во многом сформируют ту картину нашей жизни в 2020 году, которая должна сделать нас локомотивом экономики всей России. Это первое. Что касается второго, я бы с Павлом Петровичем поспорил о том, что мы не можем кардинально развивать несырьевые отрасли нашей экономики. После чтения документа у меня осталось такое впечатление, что производство, не связанное с углеводородами, как младший брат: разовьется – хорошо, не разовьется – тоже неплохо. На мой взгляд, это не совсем правильно. Может быть, стоило поставить основным приоритетом развитие каких-то несырьевых отраслей. У нас есть достаточно примеров успешной реализации, из последнего – Сибпромстрой, который отливает здесь плиты и строит из них дома в Подмосковье, удачно заключив договор с железной дорогой. Руководитель организации понимает, что это экономически выгодно. Значит, возможно, что-то производить здесь, а сбывать за территорией округа. В этой концепции многие несырьевые производства тоже могут появляться».
Заместитель Главы администрации г.Сургута Алексей Маулитжанович Сафиоллин:
«Мы серьезно в г.Сургуте подошли к вопросу обсуждения окружной стратегии 2030. На протяжении почти месяца у нас проходили всевозможные встречи, дебаты на разных площадках с отраслевиками, с общественными организациями, с профсоюзными комитетами. В 2030 году мы хотим стать лучшим субъектом РФ, иметь одни из самых лучших качественных услуг. И наверное, это самые амбициозные цели, которые мы сегодня можем перед собой ставить. Но мы должны понимать: мы живем здесь для того, чтобы добывать нефть, или добываем нефть для того, чтобы качественно жить? Люди, которые проживают здесь, считают, что все-таки главная наша задача – качественно жить. И ровно поэтому на этой территории собираются профессиональные специалисты. Потому что нефть – это высокотехнологичное производство. Мы четко должны понимать, что есть сырьевая экономика, которая завязана на добыче нефти, есть на нее работающие энергетики, транспорт и переработка, та, которая сегодня у нас существует. Но полномочия по регулированию, по роли, по влиянию на этот сырьевой рынок – в основном федеральные. Поэтому в большей степени, если говорить о нефтяниках, энергетиках, газовиках – это, наверное, стратегия всей России – создать условия для того, чтобы этот продукт развивался, а вот в нашей части – создать условия именно для людей, которые занимаются этой задачей.
Мы бы хотели понимать – где в Стратегии заложены инструменты для развития и для интересов наших муниципальных образований. Мы зависим не только от нефти, но и от межбюджетных отношений. И хотели бы знать, есть ли у нас перспектива. Может, все-таки дать нам возможность заложить в Стратегии ресурс, который позволит с большим интересом создавать производство, новые технологии, коммерческие офисы, для того, чтобы там появлялись рабочие места, и наша налогооблагаемая база увеличилась. Для этого нужны рычаги.
Что касается транспортной стратегии, которая здесь прописана – почему бы нам не рассмотреть варианты в плане труднодоступных территорий: не просто вкладывать миллиарды в строительство автомобильных дорог, может быть создать аэропорты, вертолетные отряды для территории с жителями 100-200 человек. Эти вертолеты не только будут доставлять больных и нуждающихся до определенных пунктов, привозить туда врачей. Летом там тушить пожары, с которыми не могут справиться.
Кроме того, Сургут достаточно серьезный сельскохозяйственный узел. Мы хотим свежее мясо, молоко. Для этого в округе нужны определенные дотации, чтобы до 2030 года выйти на запланированное качество продукта.
Есть Стратегия Сургута 2020. В ней написано, что Сургут – это центр нефтегазового кластера, центр современной городской жизни, центр логистики, центр высшего профобразования. Огромные деньги вложил округ в НТБ и не только в Сургуте. Так давайте сделаем так, что бы они заработали. Почему бы нам не сделать центр инвестиционных экологических программ России».
Председатель Думы Сургутского района Валерий Николаевич Деменков:
«Я считаю, что мы получим очень положительный эффект, если большинство жителей округа примет участие в обсуждении данной стратегии. Вообще, Стратегия социально-экономического развития, прежде всего, предусмотрена для человека. И, к сожалению, в Стратегии разработчиками абсолютно не был поставлен акцент на человека. Поэтому прежде всего хотелось увидеть реалии, направленные на предоставление услуг жителю нашего округа. Хотелось бы увидеть конечный результат в цифрах: чего мы достигнем, какого уровня, какие услуги получит каждый житель нашего округа. Этого ничего нет в нашей Стратегии и нет этого до 2030 года».
 
 
Участники заседания (слева направо): проректор по внешним связям и развитию Сургуткого государственного университета Виталий Рыжаков, генеральный директор Сургутской торгово-промышленной палаты, депутат Думы г.Сургута Владимир Болотов, заместитель Главы администрации г.Сургута Алексей Сафиоллин. 12.07.2012, Сургут, зал ученого совета Сургутского государственного университета.

Генеральный директор Сургутской торгово-промышленной палаты, депутат Думы г.Сургута Владимир Николаевич Болотов:
«Я бы хотел, что бы Стратегия сформулировала предпосылки к тому, чтобы на территории округа появился рынок нефти. У нас сложилась парадоксальная ситуация: нефть добывается огромными количествами, но купить ее нельзя. Купить ее можно только через Санкт-Петербург, Кириши, остальные структуры. У нас в округе есть ряд предпринимателей, которые готовы осуществить малую переработку, но они сталкиваются с одной простой проблемой – нет сырья. Создайте рынок нефти, пусть лимитированный. Какой смысл в Березово возить нефть, если ее можно там перерабатывать, получать тот же бензин, пусть с другими затратами.
По поводу миграционного перетекания: на самом деле проблема эта – глобальная. На сегодняшний момент мы видим, что происходит вымывание мозгов и замещение их рабочими руками по объективным причинам. И эту проблему надо решать. В том числе и путем налаживания процессов внутренней миграции. Есть же у нас концепция развития миграционного законодательства до 2025 года. Она предусматривает создание рынка доступного жилья, для того чтобы мы могли с Кургана, Омска, Новосибирска осуществлять внутренние миграционные процессы, не привлекая мигрантов из-за рубежа.
В итоге я хотел бы увидеть в Стратегии следующее: изменилась ли цена на нефть, налоговые, межбюджетные отношения, и каким образом это скажется на политических решениях: урежут социальные обязательства, перестанут строить дороги, что произойдет? У нас есть сценарий по доходам, но нет понимания того, как изменятся управленческие решения в зависимости от того, по какому сценарию мы пойдем».
Заместитель председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Александр Иванович Сальников:
«На последнем весеннем заседании Думы мы специально на думской площадке собрали представителей всех думских комитетов, пригласили заинтересованные лица, общественность. И как раз обсуждали тему Стратегии социально-экономического развития региона. По итогам обсуждения сразу появилась мысль о том, что обязательно нужно конкретизировать роль муниципальных образований в этой Стратегии. Посвятить буквально главы. Это предложение принято, и к сентябрьскому обсуждению, наша цель – собрать все предложения, на основании которых затем доработать Стратегию. Принятие концепции будет означать консенсус общественного мнения по развитию территории с учетом мнения как населения, так и специалистов.
Разработчики говорят, что от нефтяной иглы мы никуда не денемся, что нефть – это наша первооснова. Все остальное будет базироваться вокруг денег, полученных в виде налогов от добычи нефти. Но в любом случае там, где идет хороший доход, где население занято, появляется и малый бизнес. Он дает людям работу, позволяет развиваться обществу, он создает естественную инфраструктуру. В стратегии, к примеру, отмечено, что на территории округа при любых условиях будет выгодна золотодобыча и добыча и переработка кварца. В стратегии также сказано, что при любой цене на нефть и население сохранится, и социальные программы сохранятся, будет только меньшее количество приезжих. А если будет высокая цена, то сюда придут большие миграционные процессы, и вполне возможно, что и более старшее население также будет оставаться здесь, потому что будет достигнут достаточно высокий уровень социального развития общества: здравоохранение, медицинское, социальное обслуживание и так далее. Я увидел, что от города Сургута есть уже целый пакет предложений и это хорошо. Они в любом случае будут учитываться специалистами, и в конечном итоге каждое наше муниципальное образование все-таки получит свою главу в этой общей стратегии, где в том числе будут, надеемся, учтены и интересы всех муниципальных образований. Мне кажется,  что многие муниципалитеты рассчитывают на большее, а в конечном итоге, получат не очень многое».
 

В ходе дискуссии (слева направо): заместитель Главы администрации г.Сургута Алексей Сафиоллин, заместитель председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Александр Сальников и глава муниципального образования город Сургут Дмитрий Попов. 12.07.2012, Сургут, зал ученого совета Сургутского государственного университета.
 
Глава муниципального образования город Сургут Дмитрий Валерьевич Попов:
«Безусловно, эта площадка – очередная, на которой обсуждается проект Стратегии социально-экономического развития нашего региона на периоды 2020-2030 годов. Безусловно, тема актуальна. Мы сегодня постоянно откатываемся к обсуждению роли предприятий ТЭК, и в частности, ситуации по добыче нефти в нашем регионе. Это, безусловно, наш большой плюс. Да и по большому счету Югра родилась как субъект только после того, как здесь были обнаружены промышленные запасы нефти. Это послужило мощным толчком развития экономики нашего региона. С другой стороны, это наш минус. Экономическая подушка безопасности нас расхолаживает. Но спасибо, что ТЭКовский локомотив достаточно уверенно нас везет вперед. Я думаю, хронологический отрезок до 2030 года сегодня актуален. Этот как раз тот период, в который мы, пользуясь тяговой силой этого локомотива, должны предпринять максимум усилий для диверсификации нашей экономики, тем более, что альтернативные направления развития у нас, безусловно, есть. Что касается самого инструмента стратегии. Чем больше мы его обсуждаем, тем больше начинаем понимать, насколько он объемен. После публикации первой версии поступил сразу шквал вопросов – и от специалистов, и от представителей общественных организаций. В короткой версии нет ответа ни на один вопрос. У меня предложение к разработчикам и тем, кто курирует этот вопрос – уже нужно издавать документ вроде путеводителя по стратегии, чтобы каждый знал, к какому тому надо обратиться, чтобы не задавать лишние вопросы.
О роли стратегии муниципалитетов. Безусловно, эти два документа: Стратегия развития муниципальных образований и Стратегия развития округа – должны быть взаимосвязаны. Я уверен, что сегодняшняя стратегия развития округа должна отталкиваться от стратегий городов, которые сегодня существуют у нас до 2020 года. Если вы ставите нам новые цели и задачи, и они будут зафиксированы в Стратегии развития округа, мы безусловно свою стратегию развития адаптируем к тем условиям, которые получены.
Учитывая, что мы даже здесь не получили ответы на многие вопросы, я бы предложил сегодня проголосовать за Стратегию в том виде, в каком она есть в первом чтении, и продолжать совместно работать, тем более,  что активность сургутян и жителей других муниципалитетов в ходе обсуждения велика. Это, с одной стороны, подчеркивает, что нам не безразлична дальнейшая судьба нашего региона, с другой стороны – абсолютно точно подчеркивает ту парадигму, которая состоялась.
Югра для нас – место постоянного проживания. Если бы нам было не интересно, куда мы движемся, мы бы не собирались ни здесь, ни на любых других площадках».

Список участников (Размер: 53248)

Мониторинг освещения в СМИ (Размер: 176128)

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов