В Сахалинской областной универсальной научной библиотеке прошёл круглый стол на тему «Как уберечь детей и подростков от опасных затей».
Инициаторами обсуждения одной из социально значимых тем стали «Клуб 4 ноября» СРО партии «Единая Россия» и областная организация Общества «ЗНАНИЕ» России. Участие в работе круглого стола приняли представители образовательного и педагогического сообществ, культуры и спорта, общественных и иных организаций, лидеры общественного мнения «Единой России», социальных учреждений и органов МСУ, а также СМИ.
«В августе текущего года заместитель председателя правительства Сахалинской области Ирина Трутнева провела совещание по вопросу воспитания детей и подростков. В своём докладе директор центра психолого-педагогической помощи семье и детям Светлана Французова признала, что выделить какую-то особую группу риска не представляется возможным. Вопреки бытующему мнению, что тяжелее всего жизнь в так называемых неблагополучных семьях. Про остальные семьи вообще ничего такого подумать было нельзя, и, по нё словам, в этом особая сложность ситуации, - сказал ведущий круглого стола, сопредседатель «Клуба 4 ноября», помощник члена Совета Федерации ФС РФ (А.Г.Верховского) по работе в Сахалинской области Игорь Андреев.
Вывод – подросткам просто не хватает любви и внимания, или они наталкиваются на невежество, ханжество, завышенные требования со стороны родителей. Так, девяносто процентов попыток суицида – демонстративные, то есть совершаются с целью привлечь к себе внимание. Как подчеркнула Ирина Трутнева, и повышение квалификации, и создание психологических служб в районах области, безусловно, будет осуществлено.
При этом она отметила, что необходимо максимальное информирование родителей о том, что в школах работают профессионалы – школьные психологи, которые обязаны оказывать помощь семьям в любых ситуациях, начиная с первого класса, а сами школьные психологи должны иметь соответствующие условия для работы. В этой связи Ирина Трутнева дала поручение провести мониторинг этих условий, в каких кабинетах работают школьные психологи, насколько оснащены эти кабинеты и многое другое».
«Как одни из инициаторов этого круглого стола, хотелось бы обменяться мнениями по наиболее актуальным вопросам. В том числе включая оценку важности предупреждения детей и подростков от опасных затей, а так же пути и меры профилактики детей и подростков от опасных затей. В также, каковы усилия органов власти и гражданского общества в предупреждении детей и подростков от опасных затей, - сказала председатель правления областной организации Общества «ЗНАНИЕ» России Тамара Агаркова.
В СМИ уже сообщалось, что житель Южно-Сахалинска Алексей Тюрин, а он участник нашего круглого стола, будет представлять Сахалинскую область на пятом Всероссийском конкурсе социальной рекламы «Новый Взгляд», который пройдёт в Москве. Им подана заявка на участие сразу в четырёх номинациях: «Безопасность жизни», «Я люблю Россию», «Семейные ценности – родительская ответственность», «Берегите природу».
Многодетный отец Алексей Тюрин с помощью социальной рекламы призывает жителей Южно-Сахалинска, а также всех земляков быть ответственными родителями. Рекламу он размещал в прошлом году, кстати, на собственные средства. Два баннера с социальной рекламой были размещены на фасаде женской консультации и роддома и призывали женщин не совершать аборт, другой баннер находился вблизи торгового центра, его основная идея – привлечь внимание родителей не оставлять детей без присмотра».
«Признаюсь, что социальной рекламой решил заняться, чтобы донести до каждого жителя глубокий смысл и привлечь внимание неравнодушных людей к решению детских и подростковых проблем. Тексты к социальной рекламе придумываю сам. По образованию – психолог, занимаюсь творчеством, пишу стихи. Придуманные мною слоганы к рекламе отдаю дизайнеру для разработки макета, - сказал инициатор социального проекта «Берегите детей от опасных затей» Алексей Тюрин.
Признателен, что моя гражданская активность была замечена и поддержана Общественной палатой Сахалинской области, довелось познакомиться с уполномоченным по правам ребёнка в регионе Натальей Дариковой, которая проявила интерес к предложениям, касающимся защиты материнства и детства. С прошлого года социальная реклама «Берегите детей от опасных затей» размещена в людном месте у ТЦ «Плаза». Одна из основных идей, которую продвигаю – это ответственное родительство.
Зачастую мне приходиться делать замечания подросткам, которые без присмотра играют на строительных площадках, снимать их с крыш гаражей. Веду их за ручку к родителям, сдаю в целости и сохранности, провожу короткую беседу с родителями о том, где гуляют их дети, что стройка опасна для их жизни». В моих планах и рекламы, призывающие водителей быть более внимательными на дорогах. В октябре, постановлением главы Южно-Сахалинска среди победителей конкурса социальных проектов «Мы и наш город» на соискание муниципального гранта городского округа в 2014 году – проект «Берегите детей от опасных затей» с денежной поддержкой».
«Мы часто себя спрашиваем, чем отличаются маленькие дети от детей взрослеющих? Первые находятся на особых правах среди других членов семьи, закрепляющих за ними детские поведенческие реакции. Что это такое? Всё очень просто: маленькие дети избавлены от необходимости принимать решения. Над ними не довлеют обстоятельства, никто не станет требовать от малыша разумных действий, основанных на логике. Они не отдают себе отчёта в причинно-следственной связи своих действий, а также происходящих вокруг них событий, маленьким детям прощаются лёгкие капризы и шалости, - сказала член Генерального совета партии «Единая Россия», директор МДОУ «ЗАРНИЧКА» Лариса Корниенко.
Как правило, родителей подростков не надо убеждать в том, что их дети проходят довольно сложный жизненный путь. Но и те мамы и папы, которые только готовятся примерить на себя статус родителей подростков через год-другой, уже догадываются, что их детям, да и им самим будет в этот период не так-то легко. Это связано как с воспоминаниями о собственном переходном возрасте, так и с наблюдением за «непонятной» современной молодёжью. Иное дело подростки, которым приходится отвечать за свои действия, а это, оказывается, так трудно. Время, когда всё было понятно и устойчиво – это я, это мои мама и папа, это мои игрушки, - уже ушло, и случилось это как-то внезапно».
«В стране и нашем регионе практически ежедневно в печатных и электронных СМИ сообщается о многочисленных чрезвычайных происшествиях, связанных с гибелью и травмами людей. И, как правило, это случается на дорогах и при пожарах, стройках и производстве различных работ, в местах массового отдыха и досуга, на рыбалке и охоте, в семейных конфликтах и различного рода ссорах и «пьяных разборках», пищевыми, наркотическими и табачными отравлениями. К сожалению, наиболее тревожная статистика – по детям и подросткам, а также в целом молодёжи, - сказал представитель СМИ Владимир Чуйко.
Маленькие детки – маленькие бедки, большие детки – большие бедки. Эта пословица известна практически всем родителям. У неё есть не менее популярный второй вариант: маленькие дети спать не дают, а большие – жить. Оказывается, подобные пословицы существуют и у других народов. В английском варианте: маленькие дети – головная боль, большие дети – боль сердечная. При этом точно такая же пословица есть и в итальянском фольклоре.
Надо признать, что развитие любого общества немыслимо без сохранения исторических, культурных и духовных традиций. Специфика российской культуры всегда подразумевала идею образования как целостного воспитания личности, в которой бы гармонично сочетались знания интеллектуальные с духовно-нравственными ориентирами. Именно это содержание заложено в русском понятии «просвещение».
«Действительно, глядя на шумную компанию ярко одетых подростков, которые говорят на «своём» языке и смеются над тем, что совсем не кажется нам смешным, поневоле начинаешь задумываться: как узнать, что за мысли спрятаны в этих головах, украшенных длинными чёлками и модными кепками? Смогу ли остаться другом своему подрастающему ребёнку? И если что-то пойдёт не так, то хватит ли у меня терпения спокойно реагировать на его колкие реплики и взгляды исподлобья?, - сказала начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Южно-Сахалинска Валентина Величко. – И что такое происходит с человеком в переходном возрасте?
А происходит – ни много ни мало – полная перестройка организма: и физическая, и психологическая. Совсем недавно подросток ощущал себя ребёнком, который прекрасен – ведь дети не сомневаются в своей уникальности и видят отражение собственного совершенства в любящих глазах родителей. А сегодня он ощущает себя нескладным увальнем, над которым могут хихикать девчонки или подшучивать мальчишки, – оказывается, что симпатии окружающих ещё надо заслужить, они не сопутствуют тебе с рождения, как родительская любовь.
Буквально вчера за подростка все решали родители, а сегодня надо сформировать своё мнение на те или иные жизненные события, доказать и отстоять свои принципы. То есть детство уже закончилось, а формирование зрелой личности только начинается, и приходится идти по тонкой грани между тем и другим, не имея возможности вновь стать малышом и не находя в себе силы сразу же стать взрослым».
«Очень важно быть искренним в проявлении интереса к внутреннему миру и к делам подростка. Дети остро реагируют на фальшь. Родители могут навсегда потерять доверие подростка, если будут только притворяться заинтересованными его делами, а на практике постараются использовать его откровения в своих целях. Например, чтобы как-то отреагировать на неприятную им ситуацию, что-то запретить и т.д., - сказал президент РОО «Центр социальных инициатив Сахалина и Курил» Валерий Афанасьев. – Предстоит научиться принимать и даже любить мир, в котором живёт ваш подросток, поставьте себя на его место, и вы сможете добиться его доверия.
Стоит сказать, что подростки часто меняют и свои интересы, и свои взгляды. Под это придётся подстраиваться, культивируя в себе гибкую позицию и уважая любые проявления личности взрослеющего человека. Эксперты говорят, что если родители уже наделали ошибки в воспитании подростка, то не бойтесь их признать. Сначала перед самим собой, а потом и перед ребенком. Авторитет вы от этого не потеряете – напротив, он возрастет: ведь проговорить свои ошибки способны только сильные люди.
Объясните, почему вы поступали так, а не иначе, приведите аргументированные доводы. Расскажите о том, какова ваша нынешняя позиция в отношении сына или дочери. Спросите, согласен ли он с ней. Почему да или почему нет? Внимательно выслушайте ответ. Не исключено, что и ребёнок признается вам в том, что не всегда был прав, Можно аккуратно подвести его к этой мысли, и дело закончится взаимным прощением и примирением. Сделайте первый шаг. Пойти на компромисс взрослому человеку гораздо легче, чем ребенку».
«Конечно, самое главное во взаимоотношениях с ребёнком – это взаимопонимание. Установить его легче с ребятами младшего подросткового возраста. Однако дети среднего и старшего подросткового возраста также пойдут с вами на контакт, если вы проявите инициативу и настойчивость, - сказала преподаватель общественно-политических дисциплин Южно-Сахалинского педколледжа СахГУ Анна Делова. - Ну а для взаимопонимания необходимо проводить вместе свободное время, много разговаривать, обсуждать проблемы и успехи, делиться чувствами. Ваши сын или дочь не собираются впускать вас в свой внутренний мир? Начните с себя: впустите их в свой мир.
Расскажите о том, что происходит у вас на работе, поделитесь мнением по поводу своих друзей, коллег, знакомых, пригласите ребёнка разделить ваши интересы. Вместе сходите в кино, например. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство родителей в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы пополнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены самим себе».
«Основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого, по мнению выдающегося русского педагога В.Сухомлинского, таково: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку», - сказал руководитель СРОО ДОСААФ России Андрей Фугенфиров. – И далее: «Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу её, думаю о ней, хочу достичь её, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги».
Подросток рассуждает так: «Чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».
Принято считать, что подростки плохо или вовсе не поддаются воспитанию, что педагогические приёмы можно применять только к детям младшего возраста – многие даже ссылаются на старую русскую пословицу: учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит. На самом деле всё не совсем так. Конечно, подростки не примут приказного тона и станут раздражаться на нравоучения, но ведь воспитывать можно и нужно не только подобными способами. Есть ещё советы старшего товарища, которым в идеале должен стать для взрослеющего ребенка родитель, а также личный пример».
«Мы часто спрашиваем себя, с какими основными вопросами сталкиваются родители при воспитании детей переходного возраста. К примеру, нужна ли в общении с подростком строгость? Или же можно «отпустить вожжи» – пусть взрослеющее чадо делает то, что считает нужным? Думается, что ответ однозначен: строгость и ограничения нужны. Подростки уверены, что они уже «вполне взрослые», отчасти это так и есть: у них «взрослые» желания и больше по сравнению с маленькими детьми возможностей для их воплощения, - сказала ветеран труда, почётный гражданин Сахалинской области Галина Грошева.
Но именно с этими новыми возможностями и желаниями они могут причинить себе значительный вред, если родители не введут сдерживающие факторы. Кроме того, для успешного развития ребёнка полезно изредка отказывать ему в чём-то, ограничивать его желания. Разумеется, по объективным обстоятельствам, а не в качестве опыта. Тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. И, конечно, сохранение и поддержка традиций во взаимоотношениях старших и младших как в семье, так в среде родных и близких, бережное отношение к памяти поколений».
«Уже говорилось об августовском совещании в областном правительстве. На нём отмечалось, что в центре психолого-педагогической помощи семье и детям в 2013 году реабилитацию проходили девять подростков с суицидальным поведением, в этом году в центр обратилось уже тринадцать подростков с мыслями о самоубийстве. Для того, чтобы исправить ситуацию предстоит проводить более углублённую подготовку школьных психологов, социальных педагогов и даже классных руководителей, которые ежедневно общаются с детьми, - сказала главный специалист департамента образования администрации г. Южно-Сахалинска Елена Ершова. – Кроме того, в каждом муниципалитете возникнут структуры, подобные центру психолого-педагогической помощи семье и детям.
Что могут сделать родители, чтобы их сын или дочь безболезненно миновали все этапы переходного возраста? Каковы подлинные мысли и чувства скрытных подростков и как вести себя с ними, чтобы сохранить доверие? Чем «грозит» первая влюблённость и нужна ли подростку сексуальная грамотность? Насколько распространены алкоголизм и наркомания в среде современной молодёжи и как уберечь от них ребенка?
Это только верхушка айсберга вопросов родителей подростков. Нелёгкая это задача – быть родителем подростка! Переходный возраст, когда жить чужим умом уже не хочется, а своим еще не получается, – это время испытаний как для взрослеющего ребёнка, так и для его родителей. Испытание на прочность родственных чувств и семейных отношений. Это также время формирования характера подростка, когда происходит низвержение одних авторитетов и установление новых, когда прививаются и закрепляются нравственные установки, отношение к самому себе и окружающим».
«Мнение родителей не обсуждается – оно выполняется! Когда ребёнок был маленьким, он не имел ничего против этой аксиомы. Но теперь всё по-другому. Стремящийся к самостоятельности подросток едва ли станет безоговорочно следовать вашим указаниям. Смените тон с приказного на дружеский. Не раздавайте приказов – вместо этого попробуйте давать аргументированные советы, - сказал председатель совета СРОО ветеранов органов госбезопасности Александр Иванча.
Многие родители допускают одну и ту же ошибку: они настаивают на своём, утверждая, что у них больше опыта, а потому им видней. Опыта у родителей, что и говорить, много. Но не стоит пользоваться им как оружием. В воспитательном процессе противопоставление сил и позиций, конфронтация и давление не принесут ничего хорошего. Так что сделайте опыт союзником – вашим и вашего ребенка – в решении сложных жизненных вопросов.
Не всё благополучно с тем, что получают дети, подростки, да и взрослые, от передач на телевидении. Что, например, происходит со зрителем, когда врывается реклама? Фрустрация, удар по нервам. Кто-то матерится, кто-то привык. А проходит ли всё это даром? Презрение к душе, к человеку – вот что воспитывается. Значит, можно перебивать даже гения. Значит, реклама любой мочалки-прокладки-жвачки важнее, чем Шекспир? Деньги важнее души – какой ещё может сделать вывод человечек, растущий под голубым солнцем ящика?».
«Ребёнок, решивший не употреблять психоактивные вещества, должен быть в состоянии противостоять групповому давлению. Родители могут помочь ему в формировании способности придерживаться собственного выбора. Ребёнок должен иметь возможность говорить «НЕТ» дома. Таким образом, у него развивается уверенность, требующаяся для противостояния групповому давлению. Важно обсуждать причины, лежащие за отказом, но делать это тактично и осторожно, - сказала главный специалист отдела культурной политики управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска Наталья Кушнир.
Групповое давление не обязательно является негативным. Друзья подростка хотят, чтобы он делал вместе с ними различные вещи. Иногда это что-то хорошее, например, занятие спортом, а иногда опасное - пробование психоактивных веществ. Обсудите вместе со своим ребёнком, какие инициативы его друзей являются позитивными, какие нейтральными и какие способны привести к тяжелым последствиям.
Поговорите с подростком о том, что не всё, предлагаемое группой сверстников, совпадает с его желаниями. Иногда он совершает определённые поступки только ради сохранения хороших отношений с друзьями. Помогите своему ребёнку понять, какие требования сверстников входят в противоречие с его собственными убеждениями и интересами».
«Региональный совет сторонников «Единой России» реализует социальный проект «Россия за жизнь на дорогах», в котором основное внимание уделяется профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, их безопасность на улицах и придомовых территориях. Среди мероприятий в детсадах и школах, например, тематические уроки-викторины для закрепления навыков безопасного поведения детей на улице и дорогах, - сказал координатор проекта РСС партии «Единая Россия», индивидуальный предприниматель Иван Дулесин.
Это акция «Зебра на зебре» с раздачей флаеров и листовок, а также конкурс рисунков «Я на дороге» с вручением рисунков-победителей водителям и пешеходам. Вручение авто наклеек (рекомендовано ГИБДД) владельцам авто парка такси, первым оснастившим свой автопарк детскими авто креслами/ремнями безопасности для детей. Конечно, беседы и лекции о правилах безопасности поведения на дорогах и улицах города.
Среди наших мероприятий – раздача наклеек на автомобили с эмблемой акции, а также на пешеходных переходах в часы «пик» раздача пешеходам светоотражающих элементов с символикой проекта и памяток о ПДД. Вручение памяток с правилами дорожного движения ученикам младших классов и проведение конкурса по социальной рекламе с последующим размещением роликов-победителей на баннерах города. И размещение социальной рекламы на улицах областного центра».
«Подросток пробует делать различные вещи, чтобы выработать свою жизненную позицию. Дети, которые в это период не стремятся к независимости и расширению границ, могут вырасти менее успешными, чем их «непокорные» сверстники. Так что само по себе «исследующее» поведение не является поводом для беспокойства до тех пор, пока оно не касается таких явлений, даже однократное соприкосновение с которыми, способно разрушить жизнь ребёнка, - сказала руководитель детских клубов по интересам Елена Гладких. – Кстати, именно к этой категории относится употребление психоактивных веществ, прежде всего, наркотиков.
Алкоголь, наркотики и некоторые виды медикаментов могут разрушить психическое и физическое здоровье человека. Однако, подросток продолжает пробовать их, рискуя оказаться зависимым. Ими часто движет характерное для «переходного» возраста желание исследовать нечто неизвестное, «испытать судьбу». Они верят, что в этом противоборстве перевес всегда на стороне наркотиков, так как это не проверка силы воли, а заражение себя смертельно опасным заболеванием».
«Если мы хотим понимать состояние своего ребенка, нам необходимо научиться думать, как он. Дня этого полезно вернуться ко времени, когда произошёл наш собственный первый контакт с психоактивпыми веществами, например, с табаком, алкоголем. Постараться воспроизвести опыт тех лет. Вспомнить свои убеждения, поведение родителей, - сказал член Российского географического общества Юрий Недорез. – Конечно, мы должны осознавать, что многое изменилось за прошедшие годы.
Надо признать, что нынешние дети, в том числе и внуки, имеют больше свободы, чем мы могли себе позволить в их возрасте. Однако возврат в собственную юность всегда помогает лучше контактировать со своим ребёнком, разделять его чувства, обсуждать интересующие темы на приемлемом уровне понимания. Подростку важно знать, что он может нам доверять. Мы обретём его доверие, если будем более открыты своему прошлому опыту».
«Как утверждают эксперты, сначала надо определиться с тем, кого мы будем называть подростком, какие возрастные границы имеются в виду. Кроме того, надо признать, что в современной литературе – психологической, медицинской и популярной – даются разные определения понятию «переходный возраст». Это и пубертатный период, и период полового созревания, и отрочество, и подростковый возраст. Все эти определения – отражают ту или иную стадию взросления юного индивидуума, - сказал председатель Молодёжного парламентского центра при Сахалинской областной Думе Максим Мажарин.
Кем-то подмечено, что рождаются хорошие. А вот моральные не рождаются. Мораль, совесть – не врождённое. Если их не выращивать, то сорняки всё заглушат. Чтобы собирать хлеб, надо непрерывно работать – сеять, жать, пахать. Если нет – сорняки задушат всё и пшеницу, и помидоры. По мнению ряда экспертов, дети недавно хотели быть либо футболистами, либо ментами, либо бандитами. Абитуриенты хотели в бизнес. А сейчас многие студенты хотят на госслужбу. Этот выбор продиктован честью? Жаждой служить Отечеству? К сожалению, зачастую нет – деньги, сладкая жизнь и прочее».
«В настоящее время использование алкоголя и наркотиков стало, к сожалению, частью молодёжной субкультуры. Зоной высокого риска являются дискотеки, где постоянно «работают» торговцы наркотиками. Если ваш ребёнок их не посещает, он всё же может получить предложение попробовать наркотики в другом месте, включая школу, и окажется перед выбором, употреблять ему психоактивные вещества или нет, - сказал начальник городского штаба ДНД г. Южно-Сахалинска Владислав Сериков. – Подросток должен быть способен с полной ответственностью принять это решение. Оно во многом определяется влиянием значимой для вашего сына или дочери группы сверстников.
Подростки испытывают потребность объединяться в сообщества и соблюдать особые, установленные в них нормы. Например, они могут одеваться так, что это шокирует взрослых, но даёт подростку важное для него чувство принадлежности к группе. Если большинство членов такой группы употребляют алкоголь или наркотики, то ребёнку трудно отказаться. Мало кто способен сопротивляться групповому давлению и не потерять право пребывания в своём подростковом сообществе. Именно желание быть «как все», не отстать от компании во многих случаях кладет начало наркотизации.
Невозможно оградить ребенка от опасности употребления алкоголя и наркотиков, просто запретив ему делать это. Велика вероятность, что подросток будет пробовать тайно от родителей, и они полностью потеряют своё влияние на него в данном вопросе. Лучший путь - заботливое наблюдение за ребёнком, руководство им в процессе узнавания границ свободы, предложение помощи, когда это необходимо».
«Необходимо разделять проблемы с ребёнком и предлагать поддержку. Указывать ему на существующие ограничения его свободы. Помогать осуществлять выбор, отличающийся от того, который первоначально сделал он сам. Помощь будет эффективной, если мы готовы: понять образ мыслей нашего ребенка; признать, что он имеет собственные убеждения и ответственность при принятии решения об употреблении психоактивных веществ или отказе от них, - сказал заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, к.ф.н., доцент ЮСИПЭиИ Овсеп Оганесян.
Говоря о запретах, следует привести убедительные доказательства необходимости сохранения некоторых их них, даже для взрослого человека. Например, ограничения остаются в тех областях, знакомство с которыми представляет угрозу для жизни и, как хождение по минному полю, не допускает ошибок. Это в полной мере относится и к наркотикам.
Важно не столько информировать о подстерегающих опасностях, которые, как правило, не пугают подростка, больше делиться своими чувствами, заставляющими нас, как родителей, настаивать на соблюдении запрета. Это вовлекает ребенка в контакт, облегчает понимание и принятие им нашей позиции. Задача родителей научить подростка пользоваться возросшей свободой и так строить отношения с ним, чтобы знать своего ребенка наилучшим образом».
«Конечно, следует согласиться с тем, что в переходном возрасте растущий человек стремится обрести самостоятельность, а родители олицетворяют для него зависимость. Поэтому, чем взрослее ребёнок, тем более критично он относится к советам родителей. Отец и мать часто не являются для подростка теми людьми, к которым он в первую очередь обратится за помощь в трудные времена, - сказал индивидуальный предприниматель Александр Кузнецов.
Тем не менее, возникают моменты, когда ребёнок нуждается в родительской поддержке, ищет её. Необходимо быть чувствительным, чтобы распознать такие запросы и откликаться на них. И, правильно сказано, нельзя позволять эмоциям выйти из-под контроля. Лучше отложить разговор до следующего дня. Для оказания помощи подростку недостаточно только нашего желания. Необходимо, чтобы ребёнок был готов её принять, и это не приходит автоматически».
«Как констатируют опытные педагоги, если ребёнок — подросток, значит, для родителей и для него наступило трудное время построения новых отношений. Другое название подросткового возраста «переходный». Это период, когда растущий человек делает свои первые шаги из детства, где его поведение контролировали родители, во взрослую жизнь, требующую принятия собственных решений, - сказала активная участница «Молодой Гвардии Единой России» Олеся Быченок. - Подросток стремится выйти за пределы налагаемых на него ранее ограничений, чтобы самому убедиться в их правомерности или опровергнуть.
Внешне это выглядит, как вызывающее поведение: ребёнок приходит домой поздно, пробует курить и принимать алкоголь, игнорирует семейные традиции и не обращает внимания на советы родителей. Реакции подростка крайне противоречивы. То он требует, чтобы его оставили в покое и отвергает любую помощь, которую семья пытается ему предложить. В следующий момент он ищет внимания, желая обрести поддержку близких».
По итогам обстоятельного и открытого диалога участники круглого стола в своих анкетах отразили многочисленные предложения и рекомендации, которые не только отражают их точку зрения на региональную ситуацию – как уберечь детей и подростков от опасных затей. Но и в целом меры по комплексному подходу в стране к духовно-нравственному воспитанию нынешнего молодого поколения.