Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 22 сентября 2019 года
 


Rambler's Top100

В приоритет – сетевое образование на Сахалине


12.08.2014

В Сахалинском государственном университете в рамках круглого стола прошла встреча с ректором, профессором СахГУ Игорем Минервиным с обсуждением темы: «О сетевом взаимодействии в образовании: школа – колледж – вуз».
Участниками дискуссии стали региональные и местные лидеры общественного мнения партии «Единая Россия», представители образования, науки, культуры, предпринимательского сообщества, общественных иных организаций, а также уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области Андрей Коваленко, подписавший с ректором СахГУ Игорем Минервиным  соглашение о сотрудничестве и взаимодействии.  
         «Как пишут СМИ, 23 июня Президент Владимир Путин на заседании Совета по образованию и науке при главе государства подтвердил, что стране категорически не хватает инженеров. Отмечалось, что преподаватели технических вузов безнадёжно отстали от современных тенденций, - сказал ведущий круглого стола, сопредседатель «Клуба 4 ноября», член РКРК СРО партии «Единая Россия» Игорь Андреев. – По мнению директора НИИСИ, академика РАН Владимира Бетелина, основная причина – это реализуемая с 1991 года модель ультралиберальной рыночной экономики, в рамках которой государство отвечает только за создание условий для ведения бизнеса.
         Существенный потенциал роста конкурентоспособности России, как считают учёные Финансового университета, это повышение занятости, в том числе молодёжи, в регионах. Пока все проводимые мониторинги не увязываются с созданием реальных рабочих мест, с уровнем профессиональной подготовки кадров, инвестиционного и технического, ресурсного обеспечения, что приводит к росту текучести кадров в города-миллионники. И в этой связи особого внимания заслуживает такой ресурс повышения национальной конкурентоспособности России, как система образования. 
         Проведённые в последнее время круглые столы в ряде районов области по поиску путей и мер для создания более благоприятного делового климата в сфере предпринимательства показали, что среди проблемных вопросов – это недостаточный профессиональный, квалификационный уровень кадров, как среди самих руководителей и работодателей, так рабочих и специалистов. Поэтому один из первоочередных приоритетов – качество образования, система переподготовки и обучения кадров всех уровней, в том числе в индивидуальном, малом и среднем предпринимательстве». 
        «По мнению экспертов, в современных условиях для российской экономики одной из базовых задач выступает необходимость создания эффективной системы управления национальным хозяйством, - сказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области Андрей Коваленко. – Это эффективность саморегулирования рыночного хозяйства в условиях отлаженной системы связи, когда государственный аппарат оптимально осуществляет свои функции, реализует миссию национального государства в условиях рыночного хозяйства. 
       Конечно, это учёт опыта продвинутых западных стран, который говорит о достаточно эффективном использовании таких инструментов, как планирование, системное администрирование и регулирование развития предпринимательства в определённых отраслях, в том числе выращивание экономически активных хозяйствующих субъектов. Эксперты считают, что только территориально-производственное планирование и промышленная политика регионального развития, увязанная с образовательной стратегией в регионе и в масштабе всей страны, способны выступить в качестве действенного инструмента эффективного использования конкурентных преимуществ России в современном мировом хозяйстве».
      «В прошлом году СахГУ признан одним из ста лучших вузов России – эффективным высшим учебным заведением.  Университет включён в реестр «Лучшие вузы ДФО – 2013». В стране – более 1100 вузов.  У нас создана лучшая на Дальнем Востоке физико-химическая лаборатория: могут проводиться любые аналитические исследования как органических, так и неорганических веществ, - сказал ректор СахГУ, академик РАЕН Игорь Минервин. -  СахГУ является обладателем уникального оборудования зондирования земли и шельфовой акватории с помощью технологий, использующих искусственные спутники Земли.
      Уникальным проектом остаётся Технический нефтегазовый институт – успешное трёхстороннее государственно-частное партнёрство субъекта РФ, госуниверситета и крупнейшей нефтегазовой компании мира.  Институт оснащён самым современным оборудованием, необходимым для проведения образовательного процесса.  СахГУ остаётся образовательным, научным и культурным центром нашей области. В университете проводятся крупнейшие мероприятия, научные и культурные фестивали, международные конференции, турниры и спартакиады, межрегиональные конкурсы.
     СахГУ прошёл очередную аккредитацию. Особое внимание уделяется расширению программы международной академической мобильности. Активно сотрудничаем с вузами стран АТР – Китая, Японии, Республики Корея, Таиланда, США, Канады.  Преподаватели ведущих университетов читают предметы в СахГУ по нефтегазовому делу, экономике, юриспруденции, педагогике.  Это не только обмен, но и открытие образовательного пространства, взаимодействие образовательных программ. Речь о межвузовском сетевом взаимодействии.
      Большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности: введены ставки научных работников, ведётся разработка концепции, модели собственного научно-исследовательского института – Института регионального развития. Направления – техническое, естественнонаучное, гуманитарное, социально-экономическое, то есть развитие островного региона и Дальнего Востока.  В соответствии с Законом об образовании начальное профобразование (НПО) вошло в структуру среднего профобразования (СПО). Поэтому студент с дипломом о среднем профобразовании освоит несколько рабочих профессий.
      Аспирантура становится третьей ступенью образования, ранее она называлась послевузовской подготовкой. Расширяются горизонты подготовки и переподготовки кадров. Отменены многие положения, которые ограничивали возможность вузов в ведении занятий вне территории учебных заведений. Теперь образовательные услуги СахГУ станут более доступными для населения Сахалинской области и не только.  Развивается социальное партнёрство, например, создание с бизнесом технопарков.  Поддержка работодателями, ориентированными на студентов, повысит имидж СахГУ как эффективного вуза.  
        В планах – реализация концепции практикоориентированного образования. Создание совместно с работодателями площадок, так называемых непрерывных практик. Мы должны формировать у студента не просто общие умения, навыки, но и конкретные профессиональные компетенции, которые необходимы работодателю. Студент должен знать, куда конкретно он идёт работать после окончания университета. СахГУ вошёл в программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», согласно которой предусмотрено строительство общежития для студентов, молодых учёных и аспирантов на 800 мест.
       В июле этого года в Москве прошёл очередной съезд ректоров вузов России. Обсуждалась масса вопросов и острейших проблем, связанных с нашими вузами. Кроме того, 15 июля правительство России посвятило своё совещание развитию высшего образования. В повестке – поиски эффективных путей дальнейшего развития высшего образования, в том числе в рамках сетевой системы: школа (гимназия) – колледж (техникум) – вуз. И наша область, в том числе СахГУ, должны показать перспективность этого образовательного приоритета». 
        «Важный аспект – это необходимость воссоздания профессионально-технического образования для целей возрождения реального сектора экономики на инновационной основе, - сказал инженер-механик, ветеран труда Юрий Ракитин. – Как пишут СМИ, дефицит квалифицированных рабочих составил в России около двух миллионов. человек, в период с 2003-го по 2008-й количество вакансий рабочих профессий возросло более чем в три раза.
        На сегодня в России средний возраст квалифицированного рабочего составляет старше 55 лет. Ныне же потребность в подготовленных высококвалифицированных рабочих в пять раз выше, чем специалистов с высшим образованием. Что касается учреждений начального профобразования, они находятся не в лучшем положении. Так, за последние тридцать лет их количество уменьшилось на треть, а обучающихся в них - вдвое. Примерно такая же картина и в регионах Дальнего Востока, в том числе нашей области, хотя картина постепенно меняется к лучшему».
       «Надо признать, что российская экономика достаточно глубоко интегрирована в мировое хозяйство. Уровень открытости – соотношение внешнеторгового оборота к ВВП. Для нашей экономики это в 2013 году - 33,52 процента (по паритету покупательной способности) против 2011 года - около 36. Это позитивная тенденция, поскольку до недавнего времени этот показатель был выше 40 процентов, – сказал заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, к.ф.н., доцент ЮСИЭПиИ Овсеп Оганесян.
       Данный тренд – свидетельство снижения зависимости национального хозяйства от внешних условий. Оптимальным для стран с развитой национальной экономикой, за исключением глубоко вовлечённых в интеграционные объединения стран ЕС, этот показатель составляет около 25-30. На сегодня в нашей стране и бизнес, и вузы выражают готовность расширять взаимодействие друг с другом, но пока его реальные примеры остаются весьма ограниченными.
        Например, в Тюмене на базе ТюмГУ создана «Политехническая школа» с задачей вывести инженерное образование на новый уровень. Главной её особенностью является то, что подготовка специалистов будет осуществляться только по заказу предприятий. Каждая образовательная программа будет сформирована, с одной стороны, силами вузовских преподавателей, с другой, - представителями конкретного предприятия-заказчика, а студенты в процессе обучения будут активно привлекаться к разрешению реальных производственных проблем».
        «По мнению известного заслуженного учителя России Евгения Ямбурга, когда речь заходит о ситуации в школьном образовании - ЕГЭ, нужно учитывать общественную психологию, которую в одночасье не изменить. Люди, десятилетиями жившие в атмосфере вранья, с трудом верят в грядущие изменения. Несмотря на многократные предупреждения, нашлись выпускники, понадеявшиеся на мобильники и шпаргалки, за что и пострадали, будучи удалёнными с экзаменов, - сказал заместитель директора ООО «АЛЕН» Александр Бейфус.
        Казалось бы, с одной стороны, поделом им. Но с другой – это молодые люди, у которых впереди целая жизнь, и совершённая в юности ошибка не должна стать фатальной. Поэтому наряду с сохранением высоких требований к процедуре экзаменов, ЕГЭ надо очеловечивать, давая возможности исправлять просчёты. Вот почему следует поддержать создание постоянных пунктов независимого приёма ЕГЭ, где экзамены можно будет пересдавать в течение всего последующего учебного года, начиная с сентября. Но, конечно, ЕГЭ – лишь верхушка айсберга, под которым скрыты глубинные проблемы российского образования и не его одного».
        «Мне довелось учиться и окончить среднюю общеобразовательную школу в северной, нефтяной Охе, где уже много лет назад имелся практический опыт профориентации старшеклассников с учётом их желания и соответствующей учебной подготовки. А главное стремления поступить в тот вуз, который отвечает их запросам на получение карьерной специальности, дающей возможность устойчивому социальному лифту по трудовой деятельности, - сказал начальник организационного отдела РИК СРО партии «Единая Россия» Николай Литус.
       После девятого класса мы продолжали обучение в средних школах, которые располагали учителями-предметниками, учебными классами и материальной базой, дававшие возможность приобщения к начальной профориентации, например, нефтегазовой.  Были и наставники в лице работников «Сахалинморнефтегаза», которые передавали нам свои профессиональные знания и навыки, кстати, с возможностью посещения предприятий и выезда на буровые. 
        Затем – поступление в СахГУ, а после четырёх лет учёбы, отборочных встреч и собеседований с представителями ведущих нефтегазовых вузов страны, продолжали двухгодичную учёбу, получали нефтегазовую специальность и, что было особенно важно, приглашение представителей работодателей для начала трудовой деятельности в соответствующей компании. Знаю многих своих коллег, прошедших через начальную школьную профориентацию, успешно работающих в нефтегазовой и других отраслях экономики, как Сахалина, так и других регионов России».    
      «Согласна с утверждением экспертов, что результаты ЕГЭ вызывают у нас противоречивые эмоции. Есть, кто говорит о катастрофическом падении уровня российского образования по сравнению с достижением советской школы, требуя вернуть всё на круги своя, отказавшись от независимой оценки знаний выпускников. Многие протестуют против процедуры с ЕГЭ: рамки металлические, видеокамеры, отъём мобильных телефонов и тому подобное, - сказала почётный гражданин Сахалинской области Галина Грошева.
       Правда есть и такие, которые требуют ужесточения требований к выпускникам. Возмущаются снижением количеств баллов по ведущим предметам (математика и русский язык), необходимых  для получения аттестата. Эта корректировка произошла по горячим  следам в ходе экзаменов. А вот, в основном это профессионалы, высказывают претензии к качеству экзаменационных материалов, в частности по литературе. Родители нарушителей, изгнанных с экзаменов за шпаргалки и мобильные телефоны, взывают к милосердию. Ко всему ректоры некоторых вузов уже сетуют на недобор абитуриентов».
       «Вектор интересов бизнес-сообщества должен совпадать с национальными экономическими интересами. В противном случае обеспечение устойчивого национального развития и рост благосостояния жизни населения страны будут реализовываться по императивам, диктуемым внешней средой. А вводимые ныне санкции, имеющие сомнительную международную правовую основу, будут использоваться нашими контрагентами в качестве регулярного инструмента понуждения России к реализации зависимой внешней политики, включая и экономическую составляющую. - сказал индивидуальный предприниматель Александр Кузнецов.
      В советские годы при крупных предприятиях были заводы-втузы – высшие технические учебные заведения, в стенах которых без отрыва от производства готовились собственные квалифицированные инженерно-технические кадры. Слышал, что в сибирском Томске при ведущем университете появилась «Политехническая школа». Конкурсный принцип отбора слушателей, качественно подобранный преподавательский состав и постоянное взаимодействие с предприятиями-заказчиками смогут удовлетворить интересы, как сферы образования, так и бизнеса, предоставив региону квалифицированные инженерные кадры».
        «Появился, разработанный президентским Агентством стратегических инициатив (АСИ) вместе со школой управления «Сколково» «Атлас новых профессий», который ориентирует молодежь на выбор профессиональных направлений через десять-двадцать лет, имеющим надпрофессиональные навыки - от сверхэкономичного производства до мультиязычности и мультикультурности. - сказал старший научный сотрудник СКБ САМИ ДВО РАН Валерий Шустин.
      Авторы указанного Атласа обосновывают, что рабочим специальностям уготовано отмирание. Молодёжь программируется на выбор таких профессий, как, например, генетический консультант или проектировщик инфраструктуры «умного дома», оценщик интеллектуальной собственности или экопроповедник, консультант образовательных траекторий и дизайнер носимых энергоустройств, эксперт по «образу» будущего ребёнка и прочее. К сожалению, налицо идеология последовательного «вымывания» кадрового потенциала в России».
      «После 1992 года в России, как считают многие эксперты, сделана ставка на интенсификацию преподавательской работы. Проще говоря, была повышена степень бюрократизации и дидактики в обучении. И это, естественно, нанесло ущерб ведению научно-исследовательской работы. А многочисленные учебники и методические пособия стали разрабатываться «учеными дилетантами», - сказал президент РОО «Центр Социальных Инициатив Сахалина и Курил» Виталий Афанасьев.
     То есть «учёными дилетантами», не представляющими актуальности и значимости дисциплины для обучения студентов.  Не проводящих самостоятельных исследований и не принимающих участие в развитии важнейших для национальной экономики направлений. Получил развитие процесс формирования управляемого интернетом гражданина и «среднего» уровня специалиста, условно представляющего общекультурные ценности своей страны. Таким образом, самоидентификация нации в мировом сообществе и её самооценка были существенно занижены».
       «Современные условия развития международного экономического сотрудничества настоятельно требуют чёткого понимания всеми нами сложности и противоречивости развития мировой экономики, грамотной оценки происходящих процессов как внутри России, так и за её пределами,  - сказала директор ООО «Аудит-Транс-Обучение» Наталья Зенина. - Необходимо видеть и понимать, что в современном мире развитие международного взаимодействия идёт под знаком «приоритета» национальных интересов, что обусловлено переходом к многополярности.
       Наша высшая школа, бывшая в приоритетах у СССР, скатилась с лидирующих позиций в низ мировой «турнирной таблицы». Последствия вполне предсказуемые. Мнение экспертов – техническая отсталость всего народно-хозяйственного комплекса, проигрышная сырьевая ориентация экономики, упадок реаль­ного и производящего сектора с явным перекосом в торговые операции и спекуляции. Насущно необходима инновационная экономика, однако, как-то она не просматривается. Пока больше  бесконечных разговоров об инновациях и возрождении передовых предприятий».  
        «Конечно, необходима интеграция образования, науки и производства при совершенствовании системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров. И это представляет собой важнейшие составляющие образовательной среды России. Необходим реальный учёт потребностей в кадровом потенциале и качестве его подготовки, который будет реально задействован на территории всей нашей страны, в том числе островного региона, - сказал кандидат политических наук Сергей Предыбайлов.
       Разделяю мнение экспертов, что кадровая стратегия должна быть согласована с региональной промышленной политикой и программами развития территорий России, в противном случае территориальной целостности страны будет наноситься ущерб отсутствием хозяйственной взаимосвязанности регионов. Между тем, сложный комплекс социально-экономических проблем одними инструментами образования не решить.
       Высшая школа у нас по-прежнему – своеобразный социальный лифт, что чрезвычайно важно, когда речь заходит о занятости и профессиональной востребованности молодёжи. Развитие рынка труда, поддержка малого и среднего семейного бизнеса, модернизация учреждений среднего профобразования, переход на контрактную воинскую службу – всё это и многое другое – социальный лифт для выпускников школ и гимназий». 
       «Проведена жёсткая диагностика реального уровня подготовки выпускников – отсюда и результаты, которые на порядок ниже прошлогодних итогов. Не получили аттестат почти 21 тысяча учащихся. Количество стобалльников ЕГЭ в этом году по сравнению с прошлым уменьшилось по всем предметам: английский язык – в 38,7 раза, информатика – в 12,8, математика – в 7,9, обществознание – в 7,6, химия – в 7,4, история – в 5,1, биология – в 4,4, физика – в 3,3, география – в 3,2, литература – в 2,2 раза, - сказала президент  международного клуба «Ротари» на Сахалине Елена Сергеева.
         Разделяю мнение Евгения Ямбурга, что школа стоит не на Луне, а в социуме всё связано. И решив одну острую проблему, мы упираемся в следующую. Полуграмотные молодые люди, из милости государства получившие аттестат, устремятся в вузы, которые в ситуации демографической ямы испытывают недостаток абитуриентов. Каких «специалистов»  (инженеров, врачей) мы в результате  получим? Среди предложений, при приёме в вуз планку ЕГЭ не снижать. Отныне получение аттестата с минимальными оценочными баллами открывают возможность для поступления в техникум и ПТУ – но не в институты».
       «Как считает директор Института содержания и методов обучения РАО Михаил Рыжаков, нужно менять методическую систему обучения: видно, многие приёмы, которые сейчас применяются, не срабатывают, - сказал директор ООО НП «ЖКХ- Сервис» Александр Суворов. – Но надо согласиться, что это беда всей нашей школы в целом: порой дети не хотят учиться, учителя не в состоянии ответить на самые простые вопросы, а вузы жалуются на крайне слабых абитуриентов.
     И, как итог — результат нашего общего некритичного отношения к образованию последних лет, внедрения непродуманных новшеств и длившегося десятилетиями нежелания государства заниматься образованием, и уж тем более качеством образования. Однако, в последнее время, отношение государства изменилось в лучшую сторону. И это сегодня убедительно показал ректор СахГУ. Но, к сожалению, мы уже пожинаем плоды тех лет, и больше всего следует опасаться, что вместо принятия системного решения мы вновь начнём латать тришкин кафтан».
       «Профессия учителя — сложная, творческая, но если оглянуться вокруг и посмотреть: всё стало иным. Сейчас общество ругает школу за то, что она оказывает образовательные услуги. А чья это инициатива — наша? Нет, общества: заплатил деньги — получил услугу в парикмахерской, в кафе, а теперь — и в школе, - сказала коммерческий директор ООО «Сайт Ruspekh» Виктория Лопатюк. – И важнейшее звено расположено на стыке средней школы и вуза.
      И здесь, конечно, важен отбор школьников в вуз. Сейчас у нас главную скрипку играет ЕГЭ. Вопрос не прост. Подготовка к нему нацелена на моментальную фиксацию некоего набора сведений и абсолютно не стимулирует аналитическую работу школьников, будущих абитуриентов. Между тем фундаментальный принцип высшей школы, как было уже сказано, – не только подача готового материала, но и обучение добыванию знаний».
         «Также считаю, что надо навести порядок в самом главном – воссоздать эффективную и конкурентоспособную образовательную систему, восстановить формирование высококвалифицированных кадров. И выстраивать вновь надо всю линейку подготовки кадров от ПТУ до высшего звена управленцев, как это было в лучшие советские годы, - сказал вице-президент Сахалинского фонда культуры Валерий Белоносов. – А для начала государству нужно хотя бы отказаться от практики выдачи государственных дипломов частными университетами.
      В большинстве своём они не соответствуют рангу университетов. Возможно, предоставить им право выдавать свой собственный диплом. Пусть граждане выбирают, какой университет предпочтительнее и где учиться. Уверен, что абсолютное большинство нынешних частных вузов потеряет своего абитуриента. Пусть ищут свою нишу на другом уровне – это и система повышения квалификации, и обучение рабочим профессиям и т.д. А некоторые из них останутся университетами, сформировав при этом настоящую материальную базу и квалифицированный профессорско-преподавательский состав».
В ходе обстоятельного, живого и заинтересованного диалога участниками круглого стола были высказаны как многочисленные предложения и рекомендации в части дальнейшего комплексного реформирования системы высшего образования в стране, так и поддержка успешной реализации, в частности на территории Сахалинской области, сетевого взаимодействия в образовании: школа (гимназия) – колледж (техникум) – вуз.

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов