Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 28 марта 2024 года
 


Rambler's Top100

В Воронеже Клуб «4 ноября» обсудил перспективы развития культуры


10.09.2010

             9 сентября в Воронеже прошло очередное заседание регионального отделения Либерально-консервативного клуба «4 ноября». Участниками дискуссии на тему «Культурная политика – новые возможности для развития региона» стали московские эксперты, руководители областных учреждений культуры, представители различных творческих проектов, известные воронежские артисты, ведущие ученые, журналисты и общественные деятели.

             Проводил круглый стол руководитель регионального отделения Клуба «4 ноября»  депутат Воронежской областнойДумы Алексей Карякин. Он ознакомил собравшихся с европейским опытом развития культурной политики. Привел пример Великобритании, где появилось понятие «творческие индустрии» и культура стала двигателем экономики. Британская экономика нашла выход из кризиса 1980-х годов в перепрофилировании бывших промышленных городов. Теперь они производят и продают на мировых рынках не сталь и текстиль, а «творческий» или «интеллектуальный» продукт: компьютерные и мультимедийные технологии, дизайн, моду, рекламу и т.п. Смысл творческой экономики в том, чтобы взглянуть по-новому на хорошо знакомые вещи. Творческие люди в союзе с менеджерами и технологами создают рыночные продукты.

             Многие аналитики сегодня всерьез озабочены сырьевым уклоном российской экономики. Развитие культуры и творческих кластеров может стать приоритетом социально-экономической политики на муниципальном уровне.
Одной из особенностей творческих индустрий в России является ориентация на народные промыслы и ремесла. Для россиян культура – это, прежде всего, наследие и традиция, а не то, что производят сейчас представители творческих профессий. Разумеется, культура – это и то, и другое. Однако, смещая акцент в сторону традиции и наследия, мы фактически отрицаем новаторский потенциал культуры.
            Также Алексей Карякин рассказал о некоторых уже существующих в России творческих индустриях. Почти все они находятся в Москве и Санкт- Петербурге. Но интересные культурные проекты появляются и в регионах, например, власти Перми намерены превратить город в культурную столицу России.
              По словам Карякина в последнее время культурная жизнь в Воронежской области тоже заметно активизировалась, возросла поддержка творческих инициатив со стороны властей. Не так давно по инициативе губернатора Алексея Гордеева в Воронеже был учрежден международный Платоновский фестиваль искусств. В Дивногорье стал традиционным съезд художников «Архиарт». На хуторе Ломы Воробьевского района уже 9 лет проводится всероссийский фестиваль фольклора и ремесел «Русь песенная, Русь мастеровая».
               Руководитель Воронежского регионального отделения Клуба «4 ноября» призвал участников заседания поделиться опытом и порассуждать о том, способны ли культурные проекты привлечь инвестиции в регион, готов ли бизнес участвовать в развитии культуры, есть ли перспективы у культурной индустрии.
               Затем, предваряя дискуссию, заместитель председателя Воронежской областной думы, секретарь регионального политсовета партии «Единая Россия» Ирина Транькова сообщила, что 16-17 сентября в Воронеже пройдет заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации, на котором будет возможность представить сформулированные участниками Клуба предложения.
               Эксперт фонда «Страна Россия!», член союза российских писателей Эргали Гер высказал мнение, что целью бизнеса является получение прибыли, в то время как культурное развитие на материальные блага не ориентировано. С его точки зрения, бизнес от культуры зависит косвенно и опосредованно, прямые вложения зачастую не оправдываются. Эксперт предложил развивать бизнес-планирование в культуре. Жизнеспособные инициативы не могут исходить от властной вертикали, они должны возникать и развиваться на основе горизонтальных связей между предпринимателями и деятелями культуры.
               Арт-директор воронежской галереи «Х.Л.А.М.» Сергей Горшков рассказал об удачном опыте работы своих коллег из Перми. Созданный известным галеристом Маратом Гельманов в Перми Музей современного искусства стал катализатором культурных процессов в регионе. На фестиваль «Живая Пермь» все творческие коллективы представили свои проекты, и весь город был погружен в атмосферу творчества. В дни фестиваля в Перми одновременно открывается около восьмидесяти выставок. Проблема России в том, что основные культурные события происходят в Москве, поэтому люди талантливые бегут из провинции в столицу. Но после активизации культурной жизни в Пермском крае у творческих людей появилась возможность реализовать себя дома и отток талантов в столицу значительно уменьшился. Сейчас эту стратегию предлагают реализовать и в других регионах России.
               Рассказывая о том, насколько выгодными могут быть вложения в культуру, Сергей Горшков привел пример музея-заповедника Дивногорье, где относительно небольшие финансовые затраты привели к существенному увеличению потока туристов.
              Преподаватель Воронежского музыкального училища имени Ростроповичей, народная артистка России, почетный гражданин города Воронежа Екатерина Молодцова говорила о необходимости повышения заработной платы сотрудникам учреждений культуры и преподавателям творческих учебных заведений. И задачу эту должны решать, прежде всего, государственные структуры. По мнению народной артистки, губернатор Алексей Гордеев как человек большой культуры способствовал видимым изменениям как в облике города Воронежа, так и в его культурной жизни.
               Руководитель информационно-аналитического Агентства Бизнес Информации Abireg.ru Дмитрий Орищенко рассуждал о значении PR в успешной реализации культурных проектов. Он убежден, что для финансовой отдачи необходимо привлекать общественное внимание к проекту, заниматься его раскруткой.
               Директор «Российской газеты – Черноземье» Олег Колесников считает, что ответственность за неудавшиеся проекты в культуре лежит на региональной элите, поэтому развитие культуры надо начинать с просвещения элиты.
               Председатель правления Воронежского отделения «Союза композиторов России» Евгений Трембовельский рассказал о деятельности и проблемах своей организации, в частности, посетовал на отсутствие в городе современного акустического залов, органа, струнного оркестра, а также спектаклей воронежских композиторов в репертуаре местного театра оперы и балета. Статус «Столицы Черноземья» удержать очень сложно, когда соседние регионы вкладывают деньги в развитие культуры.
             Заместитель руководителя управления культуры Воронежской области, начальник отдела профессионального искусства и художественного образования Эмилия Сухачева сообщила о проектах и программах правительства области, направленных на поддержку и развитие культуры, а также существующих сегодня механизмах финансирования творческих организаций и союзов.
            Директор Государственного археологического музея-заповедника «Костёнки» Виктор Попов заявил о том, что у нас в стране и в Воронежской области не развит культурный туризм. Например, уникальный памятник мировой истории и культуры «Костёнки» посещают всего лишь 20-30 тысяч человек в год. Директор музея-заповедника убежден, что если количество посещений увеличится в 3-4 раза, то бизнес пойдет в эту сферу. Между тем, музейные работники настолько заняты вопросами сохранения культурного наследия, что не в состоянии заниматься развитием туризма. Если власти возьмут на себя решение данной задачи, то бизнес придет.
           Председатель профкома Воронежского академического театра драмы имени Кольцова, заслуженный артист России Константин Афонин считает, что бизнес проекты в сфере классического театрального искусства, как правило, нерентабельны. Сегодня в провинции наблюдается падение престижа актерской профессии, связанное с мизерными зарплатами. Занимаясь капитальными вложениями и оснащением театров, государство рискует потерять труппы.
           Главный редактор журнала «De Facto» Максим Гальперин перевел разговор в практическую плоскость. С его точки зрения культуре необходим институт продюсерства, а готовить менеджеров для учреждений культуры должны экономические факультеты вузов.
          Один из таких профессиональных менеджеров – директор арт-группы «Квадрат» Дмитрий Большаков уверен, что надо менять парадигму культуры. Сейчас она относится к социальному блоку наряду со здравоохранением и образованием, а в перспективе необходимо создать условия для бизнеса в культуре. Например, любой фестиваль – это не только культурное событие, но и возможность получения прибыли для предприятий общепита, гостиничного бизнеса, транспорта. Таким образом, культура способна двигать экономику.
           Развивая тему, декан факультета психологии бизнеса Высшей школы практической психологии и психологии бизнеса Игорь Гаспаров сказал о необходимости создания рынка культуры и изменения сознания людей, которые сегодня относятся к культуре как к объекту помощи.
           Продюсер международного фестиваля «Джазовая провинция» Александр Лукинов предложил создать общественный совет по культуре. Для того чтобы изменить ситуацию, подобные встречи деятелей культуры, представителей бизнеса и власти должны стать регулярными.
          Подводя итог двухчасовой дискуссии, Эргали Гер сказал, что культура является важным фактором повышения конкурентоспособности региона. Когда происходит децентрализация управления культурой, начинается ее развитие.

Пресса о мероприятии

Список участников (Размер: 68608)

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов