Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 16 апреля 2024 года
 


Rambler's Top100

Заседание Новосибирского регионального отделения Клуба «4 ноября». 10 апреля 2009 года


10.04.2009

10 апреля в малом зале Новосибирского областного Совета депутатов прошло очередное заседание Новосибирского регионального отделения Клуба политического действия "4 ноября". Темой обсуждения стал вопрос о координации действий органов власти Новосибирской области, субъектов экономической деятельности, политических и общественных организаций в рамках Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

Основные вопросы, выносимые на обсуждение:
• меры государственной и муниципальной поддержки реального сектора экономики Новосибирской области;
• участие политических и общественных организаций в стабилизации социально-экономического положения Новосибирской области;
• деятельность субъектов экономической деятельности Новосибирской области в условиях финансово-экономического кризиса.



Участие в дискуссии приняли:
Никонов Владимир Алексеевич – заместитель Губернатора Новосибирской области, руководитель департамента стратегического управления и планирования Новосибирской области;
Семка Сергей Николаевич – руководитель департамента промышленности и предпринимательства Новосибирской области;
Морозов Александр Владимирович – председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Новосибирского областного Совета депутатов;
Супрун Владимир Иванович - директор Фонда социо-прогностических исследований «Тренды», д.ф.н., профессор;
Букреев Евгений Валерьевич – генеральный директор ЗАО «РИМ»;
Осипов Алексей Григорьевич, член общественной палаты Новосибирской области, д.и.н., профессор и др.

Открыл заседание клуба Валентин Сичкарев – Председатель Новосибирского регионального отделения клуба «4 ноября». Он тепло поприветствовал собравшихся и выразил надежду на плодотворную работу клуба. В частности, он отметил, что антикризисная программа Правительства РФ рассматривалась 6 апреля в Государственной Думе. «Представлял ее лично премьер и поэтому сегодня, рассматривая после того, как она официально уже была представлена в Государственной Думе, мы в отличие от многих субъектов Федерации, которые уже рассмотрели в рамках заседания клуба данную программу у себя, имеем, на мой взгляд, определенные преимущества.

Во-первых, конечно, мы имели возможность перед сегодняшним заседанием из первоисточника услышать суть программы. Программа, как мы все знаем, докладывалась в Государственной Думе совместно с первым отчетом Правительства перед Государственной Думой, который тоже является нововведением с этого года. И одновременно мы сегодня можем обсуждать ту дискуссию, которая была в Государственной Думе после обсуждения этой программы. Дискуссия, которая состояла из вопросов, из выступления руководителей фракций на предмет рассматриваемой темы.

И второй момент. Мы постарались посмотреть (сегодня в повестке дня это видно) данные вопросы в разрезе субъектов и направлений экономической деятельности - это промышленность, малое предпринимательство и сельское хозяйство.

Кроме того, мы сегодня пригласили все ведущие политические силы Новосибирской области, чтобы это была не только какая-то закрытая дискуссионная площадка "Единой России", а наоборот, предлагаем по данным вопросам высказаться всем конструктивно, интересно, содержательно. Всё что пойдет во благо, позволит выкристаллизовать какую-то мысль и пойдет во благо развития Новосибирской области. Всех с удовольствием выслушаем».

Выступая с докладом о мерах поддержки экономики области, заместитель губернатора Владимир Никонов практически ни разу не употребил слово «кризис». О том, что положение дел достаточно сложное, свидетельствует работа «антикризисного штаба». Но благодаря тому, что анализ ситуации и разработка мер по преодолению финансово-экономического спада администрацией области была начата заблаговременно, удалось избежать многих проблем, с которыми столкнулись другие регионы.

В качестве доказательства он привел тот факт, что уже 26 ноября 2008 года было подписано постановление № 480 "О действиях исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по обеспечению социально-экономического развития в условиях негативного воздействия кризисных явлений". Это постановление формировалось как первый антикризисный нормативный акт, поставило очень серьёзные задачи перед всеми органами исполнительной власти на разработку адекватных ситуаций, решений и мер.

Надо сказать, что эта работа, стартовав с такого серьезного нормативно-правового акта, получила свое продолжение и уже 30 декабря постановлением № 546 губернатор определил "Основные задачи исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по обеспечению экономического и социального развития в 2009 году", естественно имея в виду негативное влияние кризиса на экономику и социальную сферу.

В связи с этим в известной степени произошла существенная перестройка характера деятельности органов исполнительной власти. В целях как раз настройки на оперативное реагирование были созданы специальные комиссии в тех или иных сферах, наиболее чувствительных к влиянию кризиса.

Это комиссия по работе в агропромышленным секторе, где у области сохранился потенциал развития и нужно только обеспечить работу без сбоев по всем направлениям.

Была сформирована комиссия по работе в промышленности, которую возглавил руководитель департамента промышленности и предпринимательства, которая выстроила по сути непрерывный контакт и постоянный мониторинг процесса и выработку решений в опоре на активное участие представителей бизнес сообщества.

Была сформирована комиссия, которую возглавил первый вице-губернатор области, которая должна была очень быстро понять и выработать меры, касающиеся новой ситуации в бюджетной сфере.

Но, в конце концов, стало понятно, что этого недостаточно и губернатор области создал своим постановлением антикризисный штаб, который возглавил. Этот штаб работает в еженедельном режиме. Не было ни одного понедельника, когда бы его работа была сорвана. Работа этого штаба фактически создала атмосферу в администрации области и в органах исполнительной власти постоянной включенности и высокой ответственности за понимание и активную реакцию на то, что происходит.

«Администрация области, вместе с областным Советом и с основными политическими силами не потеряли время на осмысление характера наступившего кризиса, – рассказал вице-губернатор. - Мы сумели вовремя оценить его влияние на экономическое развитие области, выработать и реализовать основные антикризисные меры. Общая идеология действий органов власти была определена четко и были сформулированы основные решения. Суть этой программы – власти не отказываются от стратегических приоритетов развития области, однако, при этом будут приниматься меры, адекватные реальной ситуации».

Выступающий отметил, что администрация области понимает, что важнейшим фактором удержания экономики в соответствующих параметрах развития было сохранение активности строительного комплекса, и были очень быстро выработаны меры по поддержанию тех строительных компаний, которые завершают строительство домов в этом году, и у них есть большие обязательства перед инвесторами. 1 млрд. рублей - вместе с областным Советом был определен размер гарантий и выстроен весь механизм предоставления этих гарантий. Сегодня можно говорить, что 11 компаний сегодня уже оформляют кредиты в банках для обеспечения завершения строительства 14 домов в этом году.

Кроме этого очень активная работа была проведена в целях привлечения больших ресурсов федерального бюджета на территории области как раз для поддержания активности в строительном секторе. Порядка 1 300 млн. рублей уже привлечены на приобретения жилья для переселения из ветхого и аварийного жилья и на капитальный ремонт домов. И еще на рассмотрении в федеральных органах власти находится заявка на 1 900 млн рублей. Область никогда не имела цифр, даже близких к такому.

Второе направление - это в целом обеспечение доступности кредитных ресурсов для предприятий с тем, чтобы действительно поддержать деятельность там, где есть заказы, где есть объемы работ. На эти цели тоже областным бюджетом определен 1 млрд. рублей гарантий, разработаны все нормативы и сегодня идет рассмотрение конкретных заявок предприятий на то, чтобы обеспечить оборотными средствами работающую экономику.

Важным является устойчивость работы агропромышленного сектора. И здесь удалось сохранить все меры государственной поддержки. Администрация сумела обеспечить формирование оборотных ресурсов для проведения важнейших сельскохозяйственных компаний в полном объеме. У нас нет сомнений о том, что сельское хозяйство столкнется с какими-то трудностями на посевной.

Поддержание активности инвестиционного процесса тоже стратегически и тактически важная задача, по которой приняты серьезные меры. Это промышленно-логистический парк, и все организационные и финансовые процедуры, по которым принято решение. В ближайшее время мы будем иметь очень эффективную площадку для привлечения инвестиций. Мы сохранили все меры поддержки инвестиционных проектов, которые реализуются на территории области.

В заключении Владимир Никонов привел следующие цифры. По итогам января и февраля месяца индекс промышленного производства Новосибирской области составил 97,1%, а в Российской Федерации - 85,4%. Это говорит о том, что кризис более мягко проявляется на территории Новосибирской области главным образом в силу высокой диверсификации экономики, ее особой структуры.

«Обрабатывающие производства, которые везде пострадали достаточно сильно в Новосибирской области тоже проявляют иную динамику, у нас 96,3 % индекс по этим двум месяцам, а в стране - 79.

По сельскому хозяйству здесь мы тоже не ошиблись ни в его роли, ни в месте, ни в состоянии. Выпуск продукции сельского хозяйства - это 109% и мы говорили, что скорее всего эта отрасль сохранит возможность развития и мы должны для этого сделать все. По стране тоже 102,4%».

Эту же мысль развил в своем выступлении руководитель департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области Сергей Сёмка. Он привел конкретные примеры поддержки администрацией области целого ряда предприятий, что позволило сохранить рабочие места, сократить, но не сворачивать производство.

О положении дел в сельском хозяйстве рассказал председатель комитета областного Совета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Александр Морозов. Расширение рынков сбыта продукции новосибирских сельскохозяйственных предприятий, открытие продовольственных рынков, другие меры поддержки села позволяют селянам достаточно уверенно чувствовать себя в нынешней ситуации. Однако депутат обратил внимание на разрыв между розничными и закупочными ценами на сельхозпродукцию. Говядину заготовители покупают по 40 рублей за килограмм, в магазинах она стоит уже 200 рублей за килограмм; литр молока закупается по цене 7-8 рублей, около 10 рублей достается переработчикам, остальное – торговая «накрутка», и цена для горожанина – уже порядка 25 рублей за литр. Поэтому на одном из заседаний клуба «Единой России» предложено рассмотреть работу торговых организаций.
По словам Александра Морозова, сегодня можно с уверенностью сказать, что АПК в Новосибирской области имеет все шансы выйти из кризиса окрепшим. Предпосылки для этого – те меры, которые региональные власти предпринимали для поддержания этой отрасли последние два года. «Сегодня мы видим, что все подотрасли очень эффективно развиваются. Причем, в основном, производство сельхозпродукции обеспечивается областными предприятиями. Однако, если ситуация с поддержкой сельхозпроизводителей будет меняться под влиянием кризиса, то многие предприятия отрасли будут испытывать серьезные сложности. Важно не допустить снижения поддержки АПК со стороны государства», - подчеркнул Морозов.

В качестве одной из мер поддержки малого бизнеса политолог Алексей Осипов предложил ввести на полгода мораторий на арендную плату.

Как считает директор фонда социо-прогностических исследований «Тренды», профессор Владимир Супрун, сегодня стратегический расчет по разработке и реализации антикризисных мер должен базироваться на экспертно-аналитической оценке в диалоге с политикой, предпринимателями и аналитиками.

По оценкам участников встречи, сегодня, в условиях кризиса, вопрос о взаимодействии различных сил наиболее актуален - важно быстро и эффективно преодолеть различные препоны (в том числе и бюрократические), чтобы стабилизировать ситуацию в экономике и обеспечить рост там, где это возможно.

Подводя итоги встречи, участники отметили, что важно не просто обсуждать те антикризисные меры, которые принимаются сегодня для поддержания региональной экономики, но и суметь оценить результаты этих усилий. Для этого нужно обеспечить тесное взаимодействие региональных властей, предпринимателей, аналитиков и населения. Все это позволит оперативно и эффективно реагировать на те кризисные явления, которые сегодня можно наблюдать в ряде отраслей.

Стенографический отчёт (Размер: 283136)

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов