Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 12 декабря 2024 года
 


Rambler's Top100

Ханты-Мансийский


27.03.2015

За обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Югре

 

27 марта 2015 года в Сургуте состоялось очередное заседание Ханты-Мансийского регионального отделения клуба политического действия «4 ноября». Тема мероприятия, прошедшего в рамках круглого стола: «Обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Югре (в части импортозамещения)». В работе приняли участие представители исполнительной и законодательной власти регионального и муниципального уровня Югры, учёные и общественные деятели.

 

Председатель регионального отделения клуба, ректор Сургутского государственного университета Сергей Косенок:

Современная Россия, как сильное и быстроразвивающееся государство, постоянно сталкивается с трудностями. До определенного момента это было связано с внутренними проблемами – высоким уровнем коррупции, большой долей государства в крупных корпорациях, слаборазвитым средним и мелким бизнесом, наличием различных административных барьеров... Для преодоления этих проблем были приняты государственные программы, которые реализуются в субъектах России, учитывая их региональную специфику.

Однако с февраля 2014 года из-за ситуации на Украине в повестку были внесены существенные изменения – введение санкций со стороны США и Европейского союза и ответных санкции со стороны России. Эти события позволили органам власти сосредоточить внимание на внутренних ресурсах государства: развитии внутренних рынков, заключении контрактов с российскими производителями, заключением прямых договоров минуя посредников.

В декабре 2014 года Владимир Владимирович Путин, выступая перед Федеральным собранием, заметил «Мы также должны снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции! И здесь нашим промышленникам могут серьёзно помочь отечественные сырьевые и инфраструктурные компании. При реализации крупных нефтяных, энергетических, транспортных проектов они должны ориентироваться на отечественного производителя, формировать спрос на его продукцию».

Замечу, что Ханты-Мансийский автономный округ, выполняя поручения Президента, разработал программу по импортозамещению, поэтому предлагаю участникам клуба обсудить вопросы устойчивого развития округа как в экономическим плане, так и в социальном.

 

Первый заместитель директора Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Василий Дудниченко:

Эти сигналы международной политики в текущей социально-экономической обстановке выражаются в том, что появляется очень много идей и предложений по размещению производств на территории округа. Потому что здесь созданы благоприятные социально-экономические условия и большой рынок сбыта. И, в первую очередь, рынок сбыта определяется ключевой компетенцией Югры – нефтедобычей.

Говоря о нефтедобычи, мы понимаем, что большая часть предприятий округа находится в сфере нефтяного сектора. Здесь больше компетенций федеральных. Так, на данный момент, Минпромторг заканчивает работу над отраслевой программой импортозамещения в нефтяной отрасли. Что касается нашего плана, то это, безусловно, некий оперативный план мероприятий, который был подготовлен совместно с различными отраслевыми департаментами и профильными ведомствами.

Ханты-Мансийский автономный округ является экспортоориентированным регионом. В общем объеме внешнеторгового оборота на долю экспорта приходится 94% , на долю импорта 6%. Но здесь все мы понимаем, что в основном это происходит за счет добычи углеводородов. Нефть экспортируется во все страны, что касается импорта – его общий объем увеличился на 18,4% в 2014 году, по сравнению с 2013 и составил более миллиарда долларов. Но если посмотреть его составляющие, то это летательные аппараты - 41,7%, котлы оборудования и механические устройства, их части - 21,7%, изделия из черных металлов - 9,2%. Основные импортеры Югры - авиакомпания Ютейр и компания «Сургутнефтегаз». Но что еще надо здесь отметить – мы оцениваем реальный поток импорта гораздо больше, потому что основываемся в своих показателях исключительно на ту статистику, которую нам дает таможня, по растаможиванию товаров именно на территории Ханты-мансийского автономного округа. Все понимают, что, если растаможивание идет в других регионах, то они в нашу статистику не попадают. Здесь мы тоже это понимаем, и, к сожалению, можно с полной уверенностью утверждать, что на самом деле объем импорта в промышленность округа гораздо выше.

План мероприятий, обозначенных в окружной программе по импортозамещению, состоит из пяти направлений – это обеспечение благоприятного инвестиционного климата, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, обработка древесины и производство изделий из дерева. В дорожной карте предусмотрена реализация семнадцати инвестиционных проектов способствующих решению задач импортозамещения.

Так в 2015 году пять инвестиционных проектов по трем направлениям – добычи полезных ископаемых, сельское хозяйство, обработка древесины и производство изделий из дерева – направлено на создание производства в приоритетных сферах деятельности. У нас существуют инвестиционные проекты по производству и выпуску удобрений из торфа и топливных брикетов в городе Урай, созданию производства по выпуску продукции из попутного нефтяного газа в Южноприобском ГПЗ и на базе объектов Южноприобской газокомпрессорной станции. Реконструируется рыбоводный завод по производству ценных видов рыб в Ханты-Мансийске. Ведется строительство тепличного комплекса в поселке Ярки и расширение производства ДСП на базе завода ЮГРАПЛИТ в советском районе со 150 до 265 тысяч кубических метров.

Предметом дорожной карты является оптимизация механизмов государственного регулирования, в том числе через повышение эффективности мер государственной поддержки и, по сути, развития инфраструктуры собственных производств. Для достижения поставленных целей необходимо решить такие задачи как увеличение объема и ассортимента конкурентоспособной, наукоемкой и высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках, повышение эффективности использования ресурсов в промышленном секторе, совершенствование управления на предприятиях, внедрение современных систем управления качеством, прогрессивных методов организации производства, привлечение инвестиций в промышленный комплекс, развитие производственной инфраструктуры промышленности, повышение экологической безопасности производства, увеличение доли промышленной деятельности с высокой добавленной стоимостью.

Поэтапно развивающееся импортозамещение стимулирует динамику следующих показателей: рост занятости населения вследствие снижения безработицы, повышение уровня жизни населения, укрепление продовольственной и экономической безопасности Округа, рост спроса на товары внутреннего производства, что в свою очередь стимулирует развитие экономики и расширение производственных мощностей.

Важнейшими подходами здесь является максимальное использование имеющихся производственных мощностей на основе их модернизации и перепрофилирования, с учетом обновления и расширения номенклатуры выпускаемой продукции, а также привлечение существующих сопряженных производств.

В результате реализации дорожной карты были заложены такие показатели, как увеличение созданных модернизированных рабочих мест, увеличение индекса обработки древесины и производства изделий из дерева, увеличение показателей в сельском хозяйстве, как по молочной продукции, так и по производству мяса, в целом увеличение субъектов агропромышленного комплекса.

Такова краткая характеристика плана по импортозамещению в Югре, вместе с тем, мы готовы рассматривать предложения всех участников дискуссии, особенно представителей высшей школы. План – мобильный документ, поэтому любые мероприятия могут быть рассмотрены и включены и впоследствии быть реализованы.

 

Директор Института экономики и управления, Егор Заведеев:

Вот уже почти год Российская Федерация пребывает в достаточно остром финансово-экономическом кризисе. Это и введенные в 2014 г. санкции, и почти двукратное падение цен на нефть, и связанная с этим девальвация рубля. Одной из мер обозначенных правительством РФ по преодолению данного кризиса и формирования основы для дальнейшего устойчивого развития страны является стратегия импортозамещения.

Основным результатом данной стратегии должно стать повышение объемов производства и уровня конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью. При этом, главным условием успешной реализации данной политики является постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий. Постепенное вытеснение импорта с национального рынка должно обеспечить сначала экстенсивный экономический рост, а затем и качественное обновление российской экономики.

Предполагается, что поэтапно развивающееся импортозамещение должно обеспечить следующие положительные эффекты: активизация научно-технического прогресса и уровня образования населения; укрепление экономической и военной безопасности страны; рост спроса на товары российских производителей; развитие экономики страны, расширение производственных мощностей; рост занятости населения, снижение безработицы и повышение уровня жизни; сохранение валютной выручки внутри страны, рост резервов и улучшение торгового баланса; создание национальных лидеров для завоевания мировых рынков и т.д.

По оценкам экспертов активизация процессов импортозамещения в РФ способна уже в ближайшие 5-7 лет обеспечить более 10-15% роста промышленного производства.

В тоже время, наряду с положительными эффектами импортозамещения, нельзя забывать и о существующих значительных рисках импортозамещения: риске снижения конкурентоспособности высокотехнологичных и наукоемких производств за счет искусственного снижения конкуренции с ведущими зарубежными поставщиками; снижение эффективности экономики страны в целом, в случае, если бизнес-решения национальных производителей уступают по качеству решениям зарубежных конкурентов; увеличение нагрузки на бюджет; необходимость задействовать для финансирования некоторых проектов национальные резервные фонды.

Кроме того, существует определенное количество примеров неэффективной стратегии импортозамещения. Например, в Латинской Америке в 80-х годах прошлого века меры правительств ряда стран по ограничению импорта привели к экономическому кризису. К этому же списку можно отнести и СССР, где из-за закрытости рынков и отсутствии конкурентной борьбы качество производимых товаров и эффективность производства на протяжении длительного времени оставались крайне низкими.

Нужно сказать, что политика импортозамещения в России проводилась и раньше. Так значительное импортозамещение наблюдалось после сильной девальвации рубля в 1998-2000 г., и в тот период оно было обеспечено на экстенсивной основе, за счет большого количества незагруженных на тот момент производственных мощностей. Значительный толчок для импортозамещения дал и финансовый кризис 2008-2009 г.г. Необходимо отметить, что, благодаря проводимым мерам правительства, а также действиям частных инвесторов, были достигнуты определенные успехи. В частности, было обеспечено значительное увеличение объемов производства в целом ряде секторов пищевой промышленности, достигнута значительная локализация и увеличение выпуска автомобилей, рост производства стальных труб, железнодорожных вагонов, компонентов для авиационной и ракетной техники.

В 2014 г. кризис и введенные в отношении России международные санкции, способствовали тому, что процесс импортозамещения был обозначен правительством как один из главных приоритетов развития. 23 мая 2014 года президент страны заявил, что Россия будет проводить «активную политику импортозамещения» в соответствии с нормами ВТО и обязательствами по Евразийскому экономическому союзу. При этом было обозначено, что поддержка импортозамещения будет осуществляться только в тех направлениях, где это перспективно, где российские производители могут и должны быть конкурентоспособными. Было обозначено, что в ближайшее время будет разработан пакет мер по поддержке отечественных предприятий, способных производить конкурентную продукцию, в том числе, будет создан специальный фонд развития отечественной промышленности. После этого был принят ряд мер ограничивающих поставки из стран ЕС, США, Канады и пр. продукции сельского хозяйства, для госкомпаний были введены ограничения на закупки импортной автотехники, продукции металлургии и тяжелого машиностроения.

В тоже время необходимо отметить и то, что возможности импортозамещения в РФ ограничены технологическим уровнем промышленности, ограниченным количеством свободных производственных мощностей, недостаточно высоким качеством трудовых ресурсов и целым рядом других факторов. Поэтому центральное место в реализации задач импортозамещения должно принадлежать росту промышленного производства на основе совершенствования промышленной политики.

При этом ключевыми документами, определяющими политику Российской Федерации в сфере развития промышленности, на данный момент являются следующие:

Во-первых, Указ Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7.05.2012 г. №596;

Во вторых, государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», включающая в себя ряд подпрограмм, направленных на развитие отдельных отраслей промышленности (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.08.2013 г. №1535-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», подпрограммы: Автомобильная промышленность; Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность; Машиностроение специализированных производств; Легкая промышленность и народные художественные промыслы; Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса; Транспортное машиностроение; Станкоинструментальная промышленность; Тяжелое машиностроение; Силовая электротехника и энергетическое машиностроение; Металлургия; Лесопромышленный комплекс; Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений; Химический комплекс)

В-третьих, государственных отраслевых программ Российской Федерации – «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы», «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Кроме того, в 2013 году реализовывались «Программа государственной поддержки льготного автокредитования», «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года», федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники».

И, наконец, необходимо отметить и Вступающий в силу 30.06.2015 г. Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", который призван стать базовым документом, основой для формирования и реализации инструментов развития промышленной политики субъектами РФ.

Специальные законы, нормативные акты и целевые программы, касающиеся развития промышленности и импортозамещения, приняты и на уровне субъектов Федерации. В частности, законы о промышленной политике приняты почти в 50 субъектах РФ (Калужской, Курганской, Липецкой, Владимирской, Челябинской, Кировской областях, Республике Башкортостан, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской Республике, Волгоградской, Кемеровской, Калининградской, Нижегородской областях).

Следует, конечно, отметить, что зачастую данные документы не носят комплексного характера, основаны на разрозненных программах поддержки отдельно взятых секторов экономики и недостаточно хорошо связаны с программами развития на уровне РФ в целом. Однако, они обеспечивают целый комплекс мер регулирования и поддержки развития промышленности во многих субъектов Российской Федерации.

               К программным документам в субъектах Российской Федерации относятся: стратегии социально-экономического развития регионов, концепции промышленной политики, нормативные правовые акты по отдельным направлениям поддержки промышленного производства, касающиеся развития инновационной и инвестиционной деятельности, государственно-частного партнерства, малого и среднего предпринимательства, проведение политики энергоэффективности и энергосбережения.

Конечно, еще достаточно рано оценивать результаты перечисленных мер, так как и санкции в отношении России и ответные меры России в отношении стран Запада были введены в действие в течение 2014 г. и еще в полной мере не успели сказаться на производственных и экономических показателях РФ. Но какой-то предварительный мониторинг и общие предварительные выводы относительно того, как складывается экономическая ситуация на текущий момент, вполне могут быть сделаны.

Так, несмотря на многочисленные негативные прогнозы экспертов (как зарубежных, так и отечественных) об уходе экономики РФ в отрицательную зону, темпы ее роста показали хоть и минимальную, но положительную динамику. Так ВВП России за 2014 г. вырос на 0,6%, а индекс промышленного производства на 1,7%. Причем, необходимо отметить четкую дифференциацию темпов роста по разным регионам России и видам экономической деятельности. Так, падение отмечается в таких видах экономической деятельности как: строительство (5,2%), рыболовство, рыбоводство (3,7%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (2,9%). Рост же наблюдается в таких значимых видах экономической деятельности как: обрабатывающие производства (2,5%), сельское хозяйство (1,4%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (1%). Также можно отметить добычу полезных ископаемых, операции с недвижимым имуществом, финансовую деятельность и пр. Показательным является также и то, что рост ВВП наблюдается именно в тех регионах, где преимущественное развитие имеют именно обрабатывающие производства и сельское хозяйство – Центральный федеральный округ (1,3% - Белгородская, Брянская, Владимирская, Калужская, Курская и пр.), Новгородская (9,2%) и Калининградская (8,7%) области, Южный федеральный округ (2,7%), Приволжский федеральный округ (2%), Дальневосточный (5,3%) и Сибирский (1,8%).

В качестве положительной тенденции необходимо отметить также увеличение удельного веса в ВВП таких видов экономической деятельности как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (с 3,6% до 4%), обрабатывающие производства (с 15,1% до 15,6%) и Здравоохранение и предоставление социальных услуг (с 4 до 4,2%).

Достаточно сильную положительную динамику импортозамещения уже можно отметить в таких отраслях как производство мясной продукции, выращивание овощей и бахчевых культур, производства подсолнечного масла, сахара, металлургической продукции (трубы, рельсы, вагоностроение и пр.). Высокие темпы роста достигнуты в вертолето- и авиастроении, в судостроении, производстве оптиковолоконных линий и пр.

Относительно импортозамещения в ХМАО можно сказать следующее. Автономный округ по объему валового продукта по прежнему находится на 2-м месте среди других субъектов федерации (впереди только город Москва). В тоже время, в 2014 г. индекс «физические объемы промышленного производства» демонстрируют снижение на 1,3% (в 2013 г. – 1,7%). Причем снижение наблюдается по всем видам производства – наибольшее снижение в Добыче полезных ископаемых (1,3%) (причем снижение объемов добычи происходит по всем наиболее крупным нефтяным компаниям – Роснефть, Сургутнефтегаз, Лукойл), затем в Производстве и распределении энергии (1,2%). Наименьшее снижение (0,6%) в обрабатывающих производствах. Рост происходит только по 4 отраслям промышленности – производство нефтепродуктов, химическое производство, обработка древесины и производство изделий из дерева, и производство готовых металлических изделий.

Если рассматривать структуру промышленного производства автономного округа, то можно констатировать тот факт, что почти 81% приходится на добычу полезных ископаемых, около 6% на «Производство и распределение энергии, газа и воды» и 12,84% на обрабатывающие производства, причем 10,84% - это производство нефтепродуктов. Остальные 12 видов производства занимают в объемах промышленности автономного округа в совокупности не более 2%.

В феврале 2015 г. на заседании окружного правительства ХМАО - Югры утвержден «План мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в Ханты-Мансийском автономном округе на 2015-2017 годы», предполагающий реализацию мероприятий по 5 направлениям: обеспечение благоприятного инвестиционного климата в Югре: добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, обработка древесины и производство изделий из дерева, строительная индустрия.

Целью этой «дорожной карты» является снижение зависимости Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от импорта товаров, работ и услуг за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией отечественного производства, повышения эффективности использования импортируемых технологических ресурсов путем создания условий для развития конкурентоспособных эффективных организаций.

В целом необходимо отметить комплексный характер предлагаемой дорожной карты, отражение в ней большинства возможных точек роста и выделение основных направлений реализации стратегии импортозамещения в автономном округе. Также, на наш взгляд, нужно отметить достаточно научный, и во многом инновационный, характер предлагаемых мероприятий.

В тоже время, по нашему мнению можно обозначить и несколько пунктов требующих дополнительного внимания. Так, основным сектором промышленности в автономном округе является Добыча нефти и газа – ее доля в промышленном производстве округа почти 80% и наибольшие темпы падения объемов производства. Наиболее значительный потенциал импортозамещения в округе сосредоточен именно в этой отрасли. Там задействовано и наибольшее количество импортных технологий, и используется значительное количество иностранного оборудования. Однако в принятой «Дорожной карте» приведены лишь общие формулировки о том, что нужно разработать «Комплекс мер» и «внести изменения» в соответствующую государственную программу автономного округа. Учитывая значимость данной отрасли для экономики округа, на наш взгляд, следовало бы более детально определить основные направления и конкретный меры по реализации процесса импортозамещения в данном секторе экономике.

Тем более, что в Министерстве промышленности и торговли уже сформирован перечень критических видов продукции, услуг и программного обеспечения, который необходимо импортозаместить в ближайшей перспективе. В этом перечне обозначено, что целевым показателем импортозамещения для нефтегазового машиностроения является 43% вместо текущего уровня в 60%. В тоже время в предлагаемой дорожной карте отсутствует даже контрольный показатель, с помощью которого можно было бы отслеживать реализацию процесса импортозамещения в этой отрасли.

Также в «Дорожной карте» представлено очень мало конкретных инвестиционных проектов, реализация которых способствовала бы стимулированию процесса импортозамещения в округе. А по тем проектам, которые представлены, не совсем понятно – какова форма и методы поддержки со стороны правительства автономного округа. Если они реализовываются сами по себе, то зачем включать их в дорожную карту?

Импортозамещение, прежде всего, должно опираться на частную инициативу, так как только частный бизнес наилучшим образом может учесть региональную специфику, оценить потенциалы спроса, подобрать оптимальные способы выхода на целевые рынки. В тоже время из представленной дорожной карты не ясно, какие конкретно меры готово предложить правительство автономного округа для поддержки инвестиционных проектов частных инвесторов, желающих организовать производство каких-либо товаров, преимущественно поставляемых в настоящее время из-за рубежа. Также из рассматриваемого документа не понятно и то, как определить, что инвестиционный проект относится к сфере импортозамещения и может рассчитывать на какую-либо государственную поддержку. В этой связи, на наш взгляд, необходимо обратиться к вступающему в скором времени в силу федеральному закону от 31.12.2014 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ», в котором четко обозначены меры стимулирования и государственной поддержки в сфере промышленной деятельности.

На наш взгляд, требует уточнения и набор контрольных показателей, выборных для оценки динамики реализации мероприятий дорожной карты. Очень мало показателей характеризующих качественную оценку ситуации с импортозамещением. Представленные показатели в основном оценивают количественную сторону процессов: количество выставок, ярмарок, презентаций, количество создаваемых рабочих мест и пр. Показатели же оценивающие результативность этих ярмарок и выставок в списке отсутствуют. Вызывает вопросы и отсутствие главного показателя характеризующего процесс импортозамещения – удельный вес импортных товаров в общем объеме товаров продаваемых в Югре.

С нашей точки зрения, для решения проблемы импортозамещения в округе следует более широко использовать опыт региональной поддержки промышленности, применяемый в субъектах РФ, а также внедрение новых инструментов, предусмотренных федеральным законодательством.

В число мер стимулирования деятельности в сфере промышленности входит предоставление субъектам промышленной деятельности и организациям инфраструктуры финансовой, информационной и консультационной поддержки; поддержки в области научно-технической и инновационной деятельности; поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников субъектов промышленной деятельности и др.

 

Первый заместитель директора Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Василий Дудниченко:

Хотел бы прокомментировать некоторые прозвучавшие предложения. Мы не должны планом подменять мероприятия указанные в государственной программе. Важны не только количественные, но и качественные показатели этих мероприятий. Все эти программы проходят согласование через Департамент экономического развития, и мы стараемся, чтобы при внесении изменений все показатели были учтены.

Что касается нефтедобывающей промышленности. Ее поддержка сегодня, а это, в первую очередь инвестиции в основной капитал, позволяющие заниматься трудноизвлекаемыми углеводородами, с нашей стороны осуществляется. В первую очередь, это  налоговые льготы, пожалуй, единственный инструмент который мы можем в этой сфере применять. Все остальные мероприятия, касающиеся и налогового стимулирования, находятся в компетенции федеральных органов власти.

 
Политолог, Михаил Мартынов:

Документ действительно хорошо проработан, он очень объемный. Но некоторые соображения действительно можно обсудить. Действительно, ощущение такое, что авторы этого документа все-таки стремились к самоообеспечению округа. Такая автаркическая у них тенденция. Импортозамещение предполагает, что товары ведь могут привозить из других регионов России, в первую очередь, это касается сельского хозяйства.

 

Первый заместитель директора Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Василий Дудниченко:

На прошлой недели на совете по вопросам инвестиционной деятельности мы рассматривали схожую проблему. Вопрос звучал так «О создании торгово-логистических центров в Ханты-Мансийском автономном Округе, с целью снижения ограничений для развития бизнеса». Мы предложили концепцию того, где эти логистические центры целесообразно создавать. Безусловно, из пяти территорий которые мы потенциально определили, Сургут является одной из основных площадок, кроме того это Советский район, это Нефтеюганск, это Приобье, как перспективный пункт, где будут пересекаться транспортные магистрали, в том числе, в сторону Арктики.

Есть определенная логика в формировании логистических центров, нецелесообразно делать их только под один из видов продукции, в данном случае-сельскохозяйственной. Это не комплексный подход. Мы говорим о крупных, мультимодальных комплексах, в которых будут сосредоточены различные виды деятельности, в том числе может быть даже какие-то производства. Это позволит повысить эффективность разрозненных производственных баз, повысить их товарооборот. Такую работу мы ведем сегодня, начали мы с анализа товарооборта, есть официальное поручение от Округа. Кроме того, это записано в Стратегии развития Сургута.

 

Начальник управления по связям с общественностью ОАО «Тюменьэнерго», Евгений Тарабанов:

Самая главная, на мой взгляд, мысль в таком документе это все-таки экономическая эффективность. Мне кажется, мы бывает очень сильно увлекаемся какой-то одной стретегической задачей. Например, сейчас это импортозамещение постановили на государственном уровне и все, не взирая ни на что, все подчинено целям импортозамещения. В некоторых случаях это может быть непродуктивно. Есть ли смысл поддерживать неэффективное сельское хозяйство на Крайнем севере. На мой взгляд, это нецелесообразно.

Мы говорим об импортозамещении на уровне продукта. Насколько это правильно? Ведь импортозамещение настоящее, подлинное – это импортозамещение в машиностроении. Любой продукт, производимый на территории РФ, доподлинно ли является отечественным продуктом? Ведь мы прекрасно понимаем, что и комплектующие и технологии - все это в общем-то импортное. Импортозамещение не должно нарушать логику экономической целесообразности. На уровне региона, именно университет может быть неким технопарком. Именно здесь могут генерироваться идеи, а Правительство должно помогать эти идеи реализовывать, тогда они будут работать на нужды не только Округа, но и всего Региона, а может быть и в большем масштабе.

 

Директор Политехнического института г. Сургут, Валерий Галкин:

Что я не увидел в представленных документах, что требует доработки? Это сопоставление с тем, как движется мир. Мир сейчас движется, будь то сельское хозяйство или перерабатывающая промышленность, в сторону автоматизации. Берем передовой опыт. Вот эту автоматизацию, или как сейчас принято говорить - роботизацию я и не увидел.

Мы все чаще говорим о том, что у нас разряженная среда. У нас мало народу, поэтому должны быть высокие технологии, если не будет высоких технологий - будет рабский труд. Рабский труд он, известно, малоэффективен, но позволяет мало платить. В конечном итоге, если не будет высоких технологий - мы просто обвалимся. Мы просто не удержим территорию, если говорить о стране глобально. Это я цитирую представителя президента «…трудно территорию удерживать, если у тебя нет ресурса». Ресурс – это высокие технологии. Автоматизация, роботизация этих сложных производств – в деревообрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве – это ключевые моменты, которые мы должны решать, приоритет государственной важности.

Теперь посмотрите на опасность, с которой мы сталкиваемся, и где наш университет должен сказать свое веское слово. Это создание линейки робокомплексов. Дело в том, что вот посмотрите, что сейчас закупается системой образования на различных уровнях? - это так называемые лего-комплексы, кто их делает? - Китай. Мы производим стопроцентную «китаизацию» нашего робототехнического мышления. Поэтому надо вкладываться в импортозамещение «мозгов», то есть создавать свою линейку.

Сегодня я уже провел совещание с нашей кафедрой автоматизации и компьютерных систем, чтобы мы начали взаимодействие с Политехническим колледжем. Есть у нас совершенно четко предприятие, которое требует своей автоматизации, с точки зрения будущего освоения Арктики - Сургутский речной порт. Подготовка робокомплексов, которые обеспечивают автоматическую обработку грузов, это как раз и есть эффективность. Потому что если у нас нет эффективности, а есть рабский труд, когда грузчики таскают бочки, таскают бревна - это кончится плохо. Весь Запад – посмотрите на Амстердамский порт, на Антверпенский порт – это гигантские автоматизированные производства. Они эффективны, и вот эта эффективность должна быть заложена и у нас. Как раз здесь свое веское слово должна сказать структура Сургутского университета во взаимодействии с этой замечательной стратегией, которая не утверждена, но куда вошла идея логистики - обработки грузов с точки зрения нашего продвижения в Арктику. И надо думать об импортозамещении в «мозгах», иначе мы плохо кончим.

 

Председатель Совета молодых ученых Югры, Алексей Дренин:

Мне хотелось бы сказать пару слов о промышленности и о лекарствах. Прежде всего, хочу поддержать предыдущих выступающих, не в плане критики документа, а как раз таки у меня есть предложения по тем мероприятиям, которыми можно дополнить нормативные документы, которые планируется разрабатывать.

Было озвучено, что импортозамещение это не продукт, а прежде всего технология. Те направления, по которым работаем мы, связаны с лесопромышленным комплексом  и нефтяным комплексом. Возьмем тот самый пресловутый КИН-коэффициент извлечения нефти, над которым сейчас поставлена задача работать. Что касается импортозамещения – недавно попалась аналитическая статья, в которой анализировалась добыча нефти в советское и в наше время. Сейчас средний коэффициент извлечения нефти у нас составляет от 20 до 28% в среднем по стране. В советское время он составляя, вы удивитесь, 40-50% и выше. Резкое падение наблюдается в то время, когда прошла приватизация предприятий. При всем при этом, в России есть отдельные  уникумы, как, например, ТАТНЕФТЬ, которые работают на старых скважинах, вынуждены вовлекать новые дополнительные технологии и у них коэффициент извлечения возрастает, превышая зачастую 50%!

Речь идет о том, что разработка таких методов эффективна, и эта тройная спираль взаимодействия должна быть выстроена. В свете этого, хотелось бы обратить внимание на пункт плана 2.2. «Об организации деятельности научного полигона Боженовский». Здесь будет приниматься правовой акт, мы очень рассчитываем, что участие Сургутского университета будет в нем задекларировано. Постольку поскольку предложения по технологиям у нас есть. Продолжая тему добычи полезных ископаемых, есть пункт по переработке торфа. В частности, выпуск удобрений из торфа и топливных брикетов. Есть тематика, которая на 100% является импортозамещением. У нас велись исследования состава торфа, было обнаружено, что на территории Югры в торфе значительно содержание торфяного воска, так называемого закерита. Получать его довольно легко, закерит применяется в медицине. Такое производство можно наладить, все методики для этого имеются. Это продукт не только для местного пользования, его можно экспортировать за пределы округа.

Мы давно говорим о том, что в округе необходимо организовывать комплексную переработку растительного сырья. Это не только производство пиломатериалов, это переработка в том числе тех отходов, которые появляются при вырубке лесов. Дело в том, что местные хвойные породы деревьев являются богатым источником природных соединений. На основе которых могут быть разработаны на первых этапах биологически активные добавки, в дальнейшем лекарственные препараты. В этом направлении мы активно работаем в сотрудничестве с нашим институтом. Чтобы было понятно, в России таких исследований и разработок на основе глубокого изучения на молекулярном уровне, я со всей ответственностью заявляю, ведется очень мало.

Схожее направление - производство эфирных масел. Мы провели достаточно основательные исследования. Химический состав местных эфирных масел в корне отличается от того, что привозят из-за рубежа и других регионов. То есть здесь, конечно же, конкуренция и с другими регионами. Но это продукт, который может быть востребован.

Этими исследованиями мы занимаемся давно, у нас научная школа, изучающая активные вещества. В том числе, класса флавоноидов. Из наших растений можно комплексно и достаточно недорого добывать те природные компоненты, которые в них содержатся, и разрабатывать на этой основе лекарственные препараты. Это выход на фармацевтический кластер и вопрос импортозамещения, потому что фармацевтический кластер у нас в сфере импортозависимости, она здесь очень высокая.

В заключении хочу сказать, что у нашего округа достаточно большие ресурсы. Наладить это производство можно, нужно работать и взаимодействовать.

 
Политолог, Надежда Ушакова:

Для нас все-таки наиболее значим вопрос социальной стабильности в Югре. В плане по импортозамещению этого нет, но есть план по развитию Округа, и там как раз этому уделено значительное внимание. По поводу санкций, продуктовой безопасности в городе возникают тревожные слухи. Говорят о том, что продуктовый коллапс наступит уже в мае… Незнание обстановки и текущей ситуации - благодатная почва для различных тревожных домыслов. У населения есть боязнь перспектив, будущего. И, конечно, нужно в плане уделить этому внимание - не просто проводить выставки и встречи. Людям необходимо дать успокоение в плане того, что в округе обстановка стабильная и никаких эксцессов не будет. Я думаю, нашему Департаменту стоит усилить стабилизирующее информационное влияние, чтобы успокоить граждан. В свою очередь окружным органам власти, для понимания и мониторинга общественного мнения, можно предложить наши социологические исследования, изучающие общественное мнение в аспекте обеспокоенности по поводу санкций и продовольственной стабильности.

 

Руководитель исполкома Местного отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Людмила Морычева:

В понедельник 30 марта проводится форум инициативных проектов, как раз посвященных импортозамещению. И сегодня, выслушав все выступления участников, я увидела, что в программе вот этого форума основное внимание будет направлено именно на сельскохозяйственную продукцию. И я думаю, что будет возможность выступить. Это очень важно - сельскохозяйственная продукция и социальная стабильность, чрезвычайно значимы для нас. Все зависит еще и от промышленности, от того как она будет у нас развиваться. В программе этого форума я не увидела ряда положений, которые сегодня были внесены выступавшими во время нашего обсуждения на заседании Клуба. Поэтому, пользуясь случаем, я выступлю на данном форуме и обозначу те проблемы, которые сегодня обсуждались. Клуб тему эту обозначил, наверное для того чтобы она имела более широкий общественный резонанс.

 

Председатель регионального отделения клуба, ректор Сургутского государственного университета Сергей Косенок:

У нас есть совершенно своевременные разработки, которые необходимо адаптировать для производства и довести до потребителя. Например, это уникальные по своему составу гипоаллергенные бифидобактерии, разработанные профессором А.В. Куяровым. Мне видятся очень важным предложения о развитии инфраструктры, сельского хозяйства, видение того, как импортозамещение перерастает из отдельно взятых технологий в повседневность производственного процесса, и, наконец, понимание того, что комплекс мер по импортозамещению ни в коей мере не должен нарушать логики экономической целесообразности. Я думаю планомерное сотрудничество академической науки, производства и бизнеса в скором времени переломит ситуацию и выведет импортозамещение на новый стратегический уровень.

По итогам оживленного обмена мнениями и обсуждения Программы по импортозамещению участники обсуждения сформулировали конкретные предложения по поддержке социально-экономических приоритетов, стратегически важных для развития региона.

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов