Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 24 октября 2019 года
 


Rambler's Top100

Квалифицированные рабочие, или "синие воротнички" (19%)


27.01.2006

"Синие воротнички" - самая большая из социально активных групп населения России. К этой категории отнесены люди, которые сказали, что сфера их деятельности - преимущественно физический труд, высококвалифицированный и просто квалифицированный. Исходя из уровня квалификации этих рабочих, их уровня образования и дохода мы выделили три подгруппы - "синие воротнички-1", "синие воротнички-2" и "синие воротнички-3".

"Синие воротнички-1" (2,7%) - малочисленная, но очень интересная группа. На 90% состоит из мужчин, которые занимаются высококвалифицированным физическим трудом, переходящим в интеллектуальный. Характерный представитель этой группы - прораб на стройке (а заметная часть группы работает в строительстве) или оператор высокотехнологичного оборудования на любом промышленном предприятии. 70% "синих-1" работает в частном секторе экономики.

Эта группа имеет относительно высокий уровень образования - у 14% высшее, у 76% - среднее специальное. И весьма высокий уровень адаптированности к современному рынку труда, сопоставимый только с топ-менеджерами. Лишь 9% опасаются, что не смогут найти работу.

С материальной точки зрения "синие-1" абсолютно благополучны. Средний уровень заявленного личного дохода - 15000 рублей. Обеспечены всеми знаковыми предметами примерно вдвое лучше, чем в среднем по России: сотовых телефонов - 74 штуки на 100 человек, автомобилей - 34 штуки на 100 человек. Более явное свидетельство отличного материального положения - способность достаточно легко оплатить образование детей: 52% готовы сделать это. Прекрасна и динамика материального положения: 50% говорят, что их положение за последний год улучшилось, и лишь 11% - что ухудшилось. Пожалуй, это одна из самых динамично развивающихся групп в стране.

Столь высокий уровень жизни - следствие двух обстоятельств: работа в частном секторе и проживание в городе, сильно вовлеченном в капитализм. 46% представителей группы говорят, что их город быстро развивается. Это обеспечивает и высокий заработок основного кормильца, и возможность найти хорошую работу второму члену семьи. При этом "синие воротнички-1" - явление не только городов-миллионников. В городах-миллионниках проживают 42% "синих-1", в городах численностью от 100 до 500 тыс. - 20%, в остальных типах населенных пунктов, включая село, - по 10%.


Квалифицированные рабочие - самый большой по численности социальный слой России. Их в стране примерно 20%. Качество жизни этих современных рабочих в несколько раз выше, чем у рабочих времен СССР

Социальная идеология - полное принятие рынка. 75% полагают, что переход к рынку был необходим, 94% хорошо относятся к предпринимателям, 81% считают, что их знакомые вполне приспособились к новой жизни.

Социальная психология группы - доминирование принципов жесткой трудовой этики и ставка на индивидуальную ответственность. Главные ценности - трудолюбие, интеллект и воля. Ключевое высказывание - "Я прилагаю много усилий, чтобы заработать много денег и тем самым обеспечить свое будущее".

"Синие воротнички-2"(5,5%) - это просто квалифицированные рабочие, преимущественно из частного сектора и преимущественно промышленности. Тоже в подавляющем большинстве мужчины (80% против 20% женщин).

По сравнению с "синими-1" и "синими-3" эту группу отличает довольно низкий уровень образования - доля получивших всего лишь общее среднее образование составляет 70%, что и объясняет их более низкое положение в социальной иерархии. Однако пол, место проживания (по структуре почти такое же, как у "синих-1") и работа преимущественно в частном секторе обеспечивают им относительно высокое качество жизни.

"Синие-2" достаточно хорошо адаптированы к рынку труда: 34% говорят, что им будет легко найти работу при потере нынешней, и лишь 8% работают на данном месте только потому, что не могут найти другую работу. 34% утверждают, что их город быстро развивается, и только 7% - что их город приходит в упадок.

Заявленный уровень личного дохода этой группы составляет 9000 рублей, а уровень семейного дохода - 15000 рублей. При этом они хорошо обеспечены всеми знаковыми предметами: автомобилей 1997-2004 года выпуска - 26 (в СССР было меньше пяти на сотню жителей), компьютеров - 22 (и это в семьях рабочих с общим средним образованием!).

Социальная идеология группы - принятие капитализма. 87% хорошо относятся к предпринимателям. 72% говорят, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рынка. 46% хотят, чтобы их дети имели собственный бизнес.

Социальная психология такая же, как и у "синих-1". Ценности - трудолюбие, порядочность, воля.

 

"Синие воротнички-3" (10,8%) - самая большая и наименее благополучная часть квалифицированных российских рабочих. При этом эта группа, как уже было сказано, более образованна, нежели "синие-2". Основные факторы, которые определяют более низкое качество жизни "синих-3", - относительно высокая доля занятых в госсекторе (здесь соотношение 50:50), большая доля женщин и проживание в небольших городах (средняя численность населения города, где живут "синие-3", - 400 тыс. человек). При этом нельзя сказать, что это жители умирающих городов - всего 10% представителей группы говорят, что их город приходит в упадок.

На рынке труда "синие-3", естественно, чувствуют себя не слишком уверенно, но при этом баланс ответов - "мне будет трудно найти работу при потере нынешней" или "мне будет легко найти работу при потере нынешней" - остается в пользу "легко" (29% против 25%). Невысок и показатель высказывания "Я работаю здесь, потому что не могу найти другую работу" - всего 10%. Это характеризует группу скорее как профессионально и социально стабильную.

Уровень заявленного личного дохода группы составляет в среднем 5600 рублей. Уровень семейного дохода - 10000 рублей. "Синие-3" в меру обеспечены знаковыми предметами, но даже и эта умеренная обеспеченность существенно превосходит показатели позднего СССР. Так, обеспеченность стиральными машинами составляет 40 штук на сотню граждан, при том что в СССР таковых было 18, а обеспеченность автомобилями моложе семи лет составляет 20 против 4,5 в среднем по СССР.

Внушает уважение и социальный оптимизм небогатых квалифицированных рабочих. Баланс ответов на вопрос "Ожидаете ли вы улучшения или ухудшения своего материального положения?" - 33% против 10%.

С точки зрения социальной идеологии и психологии группа практически ничем не отличается от вышестоящих. 86% хорошо относятся к предпринимателям. 68% говорят, что их знакомые приспособились к условиям рынка. 45% хотят, чтобы их дети занимались бизнесом. Точно так же они разделяют принципы индивидуальной ответственности и трудовой этики. Их ценностная база отличается лишь в одном: после трудолюбия и порядочности свое место занимает "милосердие". Мы перемещаемся вглубь России.

Далее: "Серые воротнички", или неквалифицированные рабочие

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов