|
26.06.2006
В начале XIX в. российское высшее общество общалось между собой по-французски. Патриотизм 1812 г. заставил сливки общества учиться русскому языку, что даже отметил граф Толстой в "Войне и мире". Чиновная элита начала XXI в. патриотизму подвержена гораздо слабее, поскольку мыслит и говорит исключительно на языке иностранной валюты, а не отечественного рубля.
Следует отметить, что отношение к доллару и рублю в обществе постепенно меняется на протяжении последних 6-7 лет. Отношение это неоднозначное - есть доводы в пользу как доллара, так и рубля. Начнем с факторов поддержки доллара. В первую очередь - это дефолт 1998 г., который привел к сильному социальному всплеску поддержки доллара и недоверия к рублю. Второй социальный фактор, обуславливающий значимость доллара, - выплата зарплат многими отечественными компаниями либо в долларах, либо в рублевом эквиваленте. Люди привыкают мыслить в категориях доллара. В-третьих - торговля наша очень часто устанавливает цену в долларах (у.е.), тем самым чисто психологически приучая к нему население. В-четвертых - конечно, репутация самого доллара как очень стабильной и твердой валюты. В-пятых - постоянный информационный фон обменного курса. Когда-то Искандер заметил, что утренний прогноз погоды - маниакальный психоз москвичей. Теперь у нас как минимум два таких психоза - погода и курс доллара. Наконец, в-шестых - практически все средства информации в любых сообщениях используют в прямой или письменной речи понятие "доллар". Теперь о факторах поддержки рубля. Во-первых - несомненно в пользу рубля говорит то, что он в последние годы стабилен и растет по отношению к доллару. Доверие к рублю у населения выросло в два раза, одновременно доверие к доллару падает - от 50% пять лет назад до 30% доверия в нынешнем году. Во-вторых - людям стало невыгодно получать зарплату в долларах, потому что доллар падает, работник со временем теряет в деньгах . В-третьих - играет свою роль укрепление банковской системы и тот факт, что процентные ставки по рублевым вкладам значительно выше. В-четвертых - завышенный курс доллара в розничной сети. Если выставляется цена в долларах, то при расчете оказывается, что это явно спекулятивный курс. И наконец, пятый, очень важный психологический фактор. Социологи отмечают: растет чувство патриотизма и гордости за свою страну. По данным исследования Института общественного проектирования, 82% россиян выступают за сильную государственную власть. Национальная валюта как раз и относится к одному из символов государственности и уважения к своей стране. Таким образом, сегодня созданы условия для введения в стране единого информационного пространства, ориентированного на российский рубль. Конечно, речь не идет о том, чтобы одномоментно приучить население мыслить категориями рубля, хотя за пределами Московской кольцевой дороги не так уж много людей в этом нуждаются. Но российские чиновники вполне способны научиться мыслить в рублях, если и не по своей воле, то принуждением соответствующего закона. И, оперируя рублем прилюдно, они сделают доброе дело, формируя как свое собственное государственное мышление, так и общественное сознание - российского народа и международного сообщества.
Михаил Тарусин, руководитель отдела социологии Института общественного проектирования
Известия 19 июня 2006 года
Вернуться к списку статей
|