Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 24 марта 2019 года
 


Rambler's Top100

«Дурная привычка к зелени»


26.06.2006

В начале XIX в. российское высшее общество общалось между собой по-французски. Патриотизм 1812 г. заставил сливки общества учиться русскому языку, что даже отметил граф Толстой в "Войне и мире". Чиновная элита начала XXI в. патриотизму подвержена гораздо слабее, поскольку мыслит и говорит исключительно на языке иностранной валюты, а не отечественного рубля.

Следует отметить, что отношение к доллару и рублю в обществе постепенно меняется на протяжении последних 6-7 лет. Отношение это неоднозначное - есть доводы в пользу как доллара, так и рубля.
Начнем с факторов поддержки доллара.
В первую очередь - это дефолт 1998 г., который привел к сильному социальному всплеску поддержки доллара и недоверия к рублю.
Второй социальный фактор, обуславливающий значимость доллара, - выплата зарплат многими отечественными компаниями либо в долларах, либо в рублевом эквиваленте. Люди привыкают мыслить в категориях доллара.
В-третьих - торговля наша очень часто устанавливает цену в долларах (у.е.), тем самым чисто психологически приучая к нему население.
В-четвертых - конечно, репутация самого доллара как очень стабильной и твердой валюты.
В-пятых - постоянный информационный фон обменного курса. Когда-то Искандер заметил, что утренний прогноз погоды - маниакальный психоз москвичей. Теперь у нас как минимум два таких психоза - погода и курс доллара.
Наконец, в-шестых - практически все средства информации в любых сообщениях используют в прямой или письменной речи понятие "доллар".
Теперь о факторах поддержки рубля.
Во-первых - несомненно в пользу рубля говорит то, что он в последние годы стабилен и растет по отношению к доллару. Доверие к рублю у населения выросло в два раза, одновременно доверие к доллару падает - от 50% пять лет назад до 30% доверия в нынешнем году.
Во-вторых - людям стало невыгодно получать зарплату в долларах, потому что доллар падает, работник со временем теряет в деньгах .
В-третьих - играет свою роль укрепление банковской системы и тот факт, что процентные ставки по рублевым вкладам значительно выше.
В-четвертых - завышенный курс доллара в розничной сети. Если выставляется цена в долларах, то при расчете оказывается, что это явно спекулятивный курс.
И наконец, пятый, очень важный психологический фактор. Социологи отмечают: растет чувство патриотизма и гордости за свою страну. По данным исследования Института общественного проектирования, 82% россиян выступают за сильную государственную власть. Национальная валюта как раз и относится к одному из символов государственности и уважения к своей стране.
Таким образом, сегодня созданы условия для введения в стране единого информационного пространства, ориентированного на российский рубль.
Конечно, речь не идет о том, чтобы одномоментно приучить население мыслить категориями рубля, хотя за пределами Московской кольцевой дороги не так уж много людей в этом нуждаются. Но российские чиновники вполне способны научиться мыслить в рублях, если и не по своей воле, то принуждением соответствующего закона. И, оперируя рублем прилюдно, они сделают доброе дело, формируя как свое собственное государственное мышление, так и общественное сознание - российского народа и международного сообщества.

Михаил Тарусин, руководитель отдела социологии Института общественного проектирования

Известия 19 июня 2006 года

 


Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов