Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 16 сентября 2019 года
 


Rambler's Top100

Клуб «4 ноября» принял участие в обсуждении будущего бренда города Иркутска


20.06.2011

Обсуждение будущего бренда города Иркутска состоялось на базе отдыха Бурдугуз при поддержке администрации города Иркутска, Клуба политического действия «4 ноября» и иркутского регионального отделения партии «Единая Россия». От того, как мы понимаем место Иркутска в пространстве СФО, России и мира зависит городская политика, - уверены организаторы двухдневного семинара. Два дня, 18 и 19 июня  представители иркутской интеллектуальной элиты пытались создать общее целостное представление о том, каким может стать Иркутск в представлении его жителей. Основные тезисы, выработанные в процессе мероприятия, войдут в стратегию развития города Иркутска до 2025 года. Модератором семинара стал академический директор Центра социологического образования института социологии РАН Александр Согомонов. Взгляд приглашенного эксперта, по мнению председателя Комитета по экономике администрации г.Иркутска Алексея Альмухамедова, позволяет увидеть многие моменты «со стороны».

 
«Можно было заказать проект стратегии в известном институте, как это обычно и делается, - рассуждает Алексей Альмухамедов. – И в результате получить многостраничный, но мало живой документ, который будет стоять на полке.  Мы пошли другим путем: создали Концепцию стратегии развития города, которая включает 3 направления: культурная политика, экономика и городская среда. Детальную проработку документа делает само иркутское сообщество. Причем не только «номинальные элиты», но просто неравнодушные горожане, которые хотят делать реальные дела, а не просто на кухне критиковать. Сегодня мы обсуждали позиционирование и бренд Иркутска. Как он может оказать влияние  на культурную политику. Что приоритетнее: межконфессиональные и межрелигиозные коммуникации, экоразвитие  или, например, академическое образование?»
В первый день восемь групп отбирали идеи для позиционирования города – на доске модератора оказались тезисы о том, что Иркутск – эко-город, город с самой чистой водой, коммуникационная площадка для религиозных конфессий и национальных интересов, город с высокотехнологичной экономикой, город деревянной архитектуры, город активных людей, город для воспитания детей и еще много других идей о том, каким может стать Иркутск. Модератор семинара Александр Согомонов отметил, что все идеи хороши, многие реализуемы. Но ни в одной из концепций пока нет представления о том, каким образом Иркутск может получать городскую ренту. Свое представление о перспективе Иркутска ученый пока озвучивать не стал. Но пообещал сформулировать свое видение бренда до конца года.
«Раньше я не занимался разработкой стратегии городов, но работал над стратегией развития многопрофильного многоотраслевого предприятия, - говорит депутат Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Тен. – И когда в процесс не вовлечено много людей — работников предприятий, сотрудников учреждений и просто жителей – он в итоге останавливается. Кроме того, для всех нас, вовлеченных в процесс, представление о будущем Иркутска должно быть таким, чтобы все мы с ним согласились. Это очень важно, и очень хорошо, что городская администрация взяла на себя эту работу, этот путь – правильный. Потому что нам не хочется еще раз повторить пример идеи иркутской агломерации, когда была проработанная идея, пришел другой губернатор — и все началось с нуля».
На второй день мероприятия итоги работы групп подводились на заседании политического клуба «4 ноября». По мнению представителей городского сообщества интересы муниципального образования не всегда стыкуются с интересами региональной власти. Так происходит почти во всех городах, - отметил Александр Согомонов. Иркутская область – не единственный регион, где программы развития муниципалитетов имеют мало общего с программой социально-экономического развития региона. Одна из причин – академичная точка зрения подобных концепций. Когда документ, регламентирующий жизнь территории, разрабатываются в узких кругах, высок риск того, что реальные процессы пойдут совсем по-другому. Обсуждение — это путь к формированию документа общественного согласия и общественного мнения.
Семинар продолжился заседанием Клуба политического действия «4 ноября». Участники клуба согласились с мнением о том, что на короткую жизнь иркутских проектов очень сильно влияет смена первых лиц. Поэтому для сообщества важно выработать идеологию, которая не зависит от фамилии конкретного мэра или губернатора, и будет реализовываться потому что в ней заинтересованы все. Региональные власти в лице первого зампреда Правительства Иркутской области Владимира Пашкова в свою очередь выразили свое мнение о коллективном творчестве по формированию бренда города.
«Все сказанное здесь в той или иной интерпретации уже говорилось, - говорит первый заместитель Председателя Правительства Иркутской области Владимир Пашков. – И потому у меня не исчезает ощущение, что все сказанное здесь постигнет та же участь через 2 – 3 месяца. Мне казалось, что Иркутск – город с удивительной историей. Губернатор Дмитрий Мезенцев называет его сибирским Петербургом. А вы рассматриваете его в рамках муниципального образования. Это слишком приземленно. Муниципалитет – не цель, а площадка. Байкал – лишь один из элементов, может быть самый важный. Иркутск – это не город. Это символ, идея, философия – а вы разрабатываете стратегию на уровне труб и трамваев».
Восприняв критику о недостатке инструментов для поддержания новой городской идеологии идеологии Александр Согомонов предложил ряд инструментов для формирования сплоченного и зрелого городского сообщества, которое продолжит изменения – в форме общественной площадки (Интернет-сайта), специализированного клуба и Координационного совета при мэре города Иркутска. По мнению ученого, создание таких «подпорок» и вовлечение в эти сообщества новых людей позволит постоянно совершенствовать городскую идеологию и создавать новые формулы в концепции развития Иркутска. Эти общественные инструменты должны дополнить уже существующие рабочие группы и советы по профессиональному признаку, в которых уже несколько месяцев активно формируется городская стратегия. Таким образом, разработка стратегии развития Иркутска перешла из концепции в практическую плоскость.
«На сегодня я не знаю городов, которые бы сформулировали окончательный вариант концепции городского бренда, - говорит модератор семинара Александр Согомонов. – Возможно, потому, что это – вещь политическая. А современным городским властям удобнее в роли управленцев. Мастер-классы, семинары и тренинги на тему стратегии развития города, идентичности и брендинга прошли в 2 десятках российских городов, в них поучаствовали почти все ваши соседи. Все они похожи, но в Иркутске я бываю чаще и персонально знаю больше людей. Основная характеристика Иркутска сегодня, на мой взгляд, — утраченное лицо. Не думаю, что у города есть негативный имидж: падающие самолеты не могут быть имиджем. Сейчас Иркутск – город без идентичности. Это минус, но при этом громадный плюс – ведь гораздо сложнее городам с гигантским шлейфом истории, которую невозможно поменять. Город Суздаль не может начать новую страницу жизни, поскольку он все равно останется городом Суздалем со своей тысячелетней историей. А Иркутск еще может начать с нуля. Но для этого нужна высоко подготовленная и компромиссная элита».

Фотоотчет

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов