Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 26 апреля 2024 года
 


Rambler's Top100

В Волгограде по инициативе Клуба «4 ноября» состоялось совместное заседание политклубов партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»


9.12.2010

8 декабря в Волгограде прошло совместное заседание политических клубов партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», на котором обсуждалось Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию. Участники дискуссии сосредоточились на роли образования в обществе и роли государства в образовании. Заседание проходило в учебной аудитории Волгоградского государственного университета. Именно здесь и в эти дни Волгоградское отделение Клуба политического действия «4 ноября» планировало обсудить проблемы образования. Вела заседание Сопредседатель Волгоградского отделения Клуба «4 ноября» Анна Степнова. 

После приветственных слов председателя областной думы, Сопредседателя регионального отделения Клуба «4 ноября» Владимира Ефимова выступил член совета Волгоградского отделения клуба «4 ноября», заведующий кафедрой ВолГУ, д.и.н. Иван Курилла.
- «За последние годы количество людей с дипломами существенно возросло, однако качество высшего образования неуклонно снижается», - сказал он.
Причину девальвации высшего образования И.Курилла видит в увеличении набора: поскольку вузы получают деньги за количество, а не качество студентов, то даже откровенно не успевающих стараются не отчислять. Многие вузы живут за счёт студентов-договорников. Поэтому в университеты берут с такими знаниями, с какими 20 лет назад поступить было бы невозможно. Падает и качество преподавания: зарплаты в образовании ниже, чем в среднем по стране, поэтому наиболее перспективные выпускники в науку не идут, туда пошли середнячки. По мнению И.Куриллы, государство должно быть заказчиком кадров не только для государственной службы, но и для других отраслей, поскольку в этой сфере общество поручает государству выступать от его лица. Однако все попытки государства улучшить положение в высшей школе сводятся к расширению и ужесточению пошагового контроля, что качеству образования никак не помогает.
Не видна роль и региональной власти, которая могла бы сделать университеты своим приоритетом, как поступили в Белгородской области: активная позиция администрации региона позволила Белгородскому университету занять хорошие позиции в табели о рангах высшей школы России, хотя двадцать лет назад о таком вузе никто и не слышал. Туда уезжают преподавать из других городов России, в том числе из Волгограда. Об этом говорили и на предыдущем совместном заседании клубов в ноябре: если образование – это ресурс для нашего будущего развития, власти должны заниматься его проблемами.
- «Если кардинальных перемен не будет, то уровень российских вузов будет падать. Точка невозврата еще не пройдена, но мы уже подошли к ней», - сказал И. Курилла.
Представитель Центра социально-консервативной политики, заведующий кафедрой ВолГУ, д.ф.н. Александр Стризое считает, что региональная власть должна больше заниматься проблемами высшей школы, объединяя усилия вузов, а «Единая Россия» должна поставить вопрос о качестве работы Минобразования, о компетентности работающих там людей, к деятельности которых в последнее время накопилось слишком много претензий.
 - «В Послании Президента ясно сказано, что значительная часть бюджетных средств должна выделяться на исследовательские проекты региональных университетов. Это постановка вопроса о конкурентоспособности волгоградских вузов. Ректор Волгоградского медицинского университета решил эту проблему, и его вуз занимает лидирующие позиции среди медицинских вузов страны. Но для других волгоградских вузов она не решена. Опыт Белгорода - это жёсткая поддержка губернатора, который, не скрывая этого, лоббирует интересы университета, - говорит А.Стризое. – Я не настаиваю на поддержке именно госуниверситета, но считаю, что университет требует больше внимания региональных властей».
По его мнению, этот вопрос должна поставить «Единая Россия», потому что без поддержки на всероссийский уровень местному образованию не пробиться.
Член совета Волгоградского отделения Клуба «4 ноября», директор НИИ общественных и гуманитарных наук ВАГС, к.ф.н. Виктор Пилипенко считает, что в стране нет целостного и системного подхода к образованию: вузы отдельно, ссузы отдельно, школы отдельно, дошкольное образование отдельно и рынок труда совсем отдельно.


Сопредседатели Волгоградского отделения Клуба «4 ноября»: главный редактор газеты «Деловое Поволжье» Анна Степнова и председатель Волгоградской областной думы, секретарь политсовета регионального отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Владимир Ефимов. 

- «Конкуренция вузов за бюджетные деньги и рост числа студентов приводит к войне всех против всех, и результат не известен никому: мы не имеем статистики, показывающей общую картину востребованности рынком обученных специалистов. Создать такую систему вполне возможно на региональном уровне».
Введение ЕГЭ, по его мнению, привело к тому, что в старших классах школьников перестали учить, там занимаются тупой дрессировкой, натаскиванием на сдачу ЕГЭ. Это прямой вклад в деградацию образования. «Обучающиеся по такой системе дети не станут теми политически активными гражданами, о которых в своём Послании говорил Президент», - прогнозирует В.Пилипенко.
Из-за чрезмерной бюрократизации образования в нем остаётся всё меньше места талантливым специалистам, которые на самом деле могут модернизировать страну. Стандарты качества образования спускаются сверху, а снизу никакой обратной связи не поступает: никто не знает, насколько предметы содержательны, а специальности востребованы.
Введение Болонской системы двухуровневого образования (бакалавриат и магистратура) по России шагает в то время, когда в Европе она уже потеряла актуальность. Там вводили эту систему для того, чтобы дать возможность молодёжи учиться в нескольких вузах одновременно, облегчить студентам перемещение из страны в страну, что имеет смысл при открытых границах, а зачем это нужно России – до сих пор не известно. Введение же рейтинговой системы оценок знаний не даёт, по его мнению, вообще ничего, кроме сложностей для преподавателей. В.Пилипенко считает, что депутаты Волгоградской областной думы должны поставить этот вопрос перед коллегами в Государственной Думе.
Генеральный директор финансового брокера «Август», к.э.н. Карэн Туманянц сказал, что спроса на знания нет, есть спрос на «корочки», да и тот, видимо, связан с тем, что на госслужбу без диплома не берут, хотя в негосударственном секторе отсутствие диплома карьере не препятствует. По его мнению, проблемы высшей школы могут быть решены только с появлением реального спроса на знания, тогда студенты будут выбирать вузы не по тому, где легче учиться и меньше платить, а где дадут лучшие знания, тогда решатся и все нынешние проблемы с обратной связью, учебными планами и так далее.
На высшей школе проблемы образования не заканчиваются. Руководитель фракции «Единая Россия» в Волгоградской областной думе Сергей Булгаков предложил не забывать о средне-специальных учебных заведениях, потому что в регионе, как и в стране в целом, не хватает профессиональных рабочих, специалистов среднего звена. По мнению заместителя главы администрации области Нины Черняевой, говорить нужно не только об образовании, но и о трудоустройстве: на селе не хватает врачей и учителей, хотя выпускается их немало, и это проблема, заслуживающая в том числе и законодательных мер. Такую меру предложил уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Валерий Ростовщиков: строить на селе жильё для медработников. В один год проблему не сдвинуть, это дорого, но если поставить такую цель – за 5-10 лет решить её можно.
Отдельный блок дискуссии был посвящён дополнительному образованию. Эту тему подняла член совета Волгоградского отделения Клуба «4 ноября», доцент Института художественного образования Волгоградского педагогического университета к.и.н. Татьяна Гафар. Она напомнила, что дополнительное образование - это не просто творческое развитие, но и система ранней профориентации. Кроме того, школа не даёт возможности реализовать себя в творчестве – будь то искусство или интересы в естественнонаучной, изобретательской деятельности. Положение с дополнительным образованием в Волгограде она назвала некрасивым – главное учреждение этой сферы, Детско-юношеский центр Волгограда уже пять лет закрыт: «На этом фоне цитировать Послание Президента просто больно. Там говорится, что все дети должны иметь возможности развития своих способностей».
- «Мы должны помнить, что у детей должны быть условия и для развития, а не только для кормления», - завершила Т.Гафар.
Её позицию поддержал В.Ростовщиков, сказавший, что депутаты часто поднимают вопросы оплаты труда школьных учителей, а педагоги, работающие в системе дополнительного образования, остаются вне поля зрения.
Директор Волгоградского филиала Института региональной экономики и социального проектирования, к. э. н. Дмитрий Грушевский считает, что корень проблем -- в целеполагании: до нас не дошёл тот процесс, который развернулся в Европе при замене церковного образования светским, и мы не определили – кого же мы хотим воспитать. А если, как говорит Д.Грушевский, мы поставим себе цель воспитать гражданина, способного принимать решения и нести за это ответственность, всё встанет на свои места: мы будем думать сами, а не ждать, пока подумает премьер-министр, мы не будем вводить Болонскую систему, а придумаем свою – и так далее.
Доцент ВолГУ, к.ф.н. Вячеслав Шевченко внёс конкретное предложение. Он сказал, что из-за низкой квалификации школьных учителей 80% участников олимпиады по обществоведению в ВолГУ (а это около 500 школьников), отвечая на вопрос, кто является источником власти в Российской Федерации, сказали: Президент РФ. И он же для них является носителем суверенитета страны.
- « В Послании Президента есть пункт о создании центров переподготовки учителей в ведущих вузах страны. Предлагаю создать такой центр в ВолГУ и преподавать учителям основы общественных наук. Это не потребует денег, но от власти нужны организационные решения, чтобы учителя после этой переподготовки получали какие-то сертификаты. Мы же готовы привлекать лучших специалистов.
Подводя итоги, Сопредседатель Волгоградского отделения Клуба «4 ноября» Владимир Ефимов отметил, что всё сказанное – записано: «Это реальная помощь законодателям в том, чтобы отреагировать на посылы общества. Нам действительно стоит провести инвентаризацию, ревизию законодательных актов на предмет их соответствия требованиям общества». Что же требуется, например, от актива Клуба «4 ноября», чтобы областная дума, «Единая Россия» всерьёз занялись гуманитарной проблематикой?
- «Держать нас в тонусе такими публичными дискуссиями, как сегодня, -- ответил В. Ефимов. – Мы вам за это благодарны. В январе политические клубы соберутся вновь, чтобы обсудить проект федерального закона «Об образовании».

 

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов