Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 18 ноября 2019 года
 


Rambler's Top100

В Южно-Сахалинске говорили о реформе МСУ


19.05.2014

В конференц-зале Сахалинской областной универсальной научной библиотеки «Клуб 4 ноября» и ГПК «Сахалин-Курилы» СРО партии «Единая Россия» провели круглый стол на тему «О реформе местного самоуправления: наше видение города Южно-Сахалинска».

В дискуссии приняли участие региональные и местные лидеры общественного мнения партии «Единая Россия», представители общественных и иных организаций, бизнес-сообщества, органов местного самоуправления.

      «Президент Владимир Путин в своём выступлении на встрече с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований в Кремле 8 ноября 2013 года говорил, что основы местного самоуправления (МСУ) закреплены в нашей Конституции. Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. Наконец, десять лет назад принят закон, распространивший МСУ на всю территорию страны, - сказал ведущий круглого стола, сопредседатель «Клуба 4 ноября», член РКРК СРО Партии «Единая Россия» Игорь Андреев.

      Глава государства подчеркнул, что «сегодня принципиальное значение приобретает качество реализации нашей политики на местах». Поэтому государственная и муниципальная власть должны работать, безусловно, как одна команда. «И федеральный центр, и регионы, и каждое из более, чем 23-х тысяч наших муниципальных образований – все должны чувствовать, что работают в единой системе», - сказал Владимир Путин. При этом общая цель – развитие России и всех её территорий, но самая главная – благосостояние граждан Российской Федерации.

      Поэтому нужно думать о развитии территорий на перспективу, укреплять экономическую базу, поддерживать малый бизнес, находить инвесторов, которые готовы вкладывать средства в новые рабочие места и создавать их. Только так передаваемые муниципальным образованиям налоговые источники будут пополняться, а не оскудевать.

       «Хочу вновь повторить, - говорил Президент, - можно бесконечно жаловаться и на проблемы в законодательстве, и на отсутствие средств и стимулов. Сложностей, конечно, достаточно, и у вас их, может быть, больше, чем где-либо в другом месте. Но успеха добиваются те, кто работают, используя все имеющиеся ресурсы и возможности, одновременно предлагая и свои собственные решения». 

       «Как написано в первой статье 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», МСУ составляет одну из основ конституционного строя РФ, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории страны. МСУ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения, - сказал председатель Южно-Сахалинской городской Думы Сергей Дмитриев.

      Госдума 15 апреля этого года приняла в первом чтении законопроект, которым  вносятся поправки в действующий 131-ФЗ, позволяющие отменить прямые выборы горсоветов (городских собраний и городских дум) и мэров в городах с районным делением.  Вводится новый тип муниципальных образований – «городской округ с внутригородским делением». В таких городах отменяются прямые выборы глав – они будут назначаться из состава депутатов и возглавлять гордуму, а за хозяйство будут отвечать сити-менеджеры. При этом городской парламент будет формироваться из депутатов, делегированных районами города.

        Ранее председатель рабочей группы по реформе МСУ депутат Госдумы от «Единой России» Вячеслав Тимченко говорил, что под действие закона может попасть  любой городской округ, в том числе и те, где сейчас нет районного деления. Если так решат региональные законодатели. В этом случае город будет поделён на внутригородские образования и пройдут новые выборы городской думы.  Одна из целей реформы МСУ – приблизить избирателя и население к «своему» депутату, в частности, за счёт внутригородского деления, то есть за счёт увеличения численности депутатского корпуса на местах.  

       Как известно, 14 сентября в единый день голосования в Южно-Сахалинске пройдут муниципальные выборы. Предстоит избрать мэра и депутатов городской Думы. Уже законодательно определено, что в областном центре вместо 13-ти образуются 25 одномандатных округов для избрания депутатов в гордуму. Мэр, как и прежде, также избирается населением. У нас нет районов и внутригородского деления, тем более, что такая схема, как правило, присуща городам с населением от 300 тысяч человек. В Южно-Сахалинске численность постоянного населения приблизилась к 200-м тысячам человек». 

      «За последние годы наша островная столица заметно преобразилась, например, возросли объёмы вводимого жилья, социальных объектов, торговых и сервисных центров, благоустраиваются площади, скверы, проспекты и улицы, ведутся капитальные работы и текущий ремонт на многоквартирных домах. Всё это подтверждает действие 131-ФЗ, в частности, по социально-экономическому развитию муниципального образования – город Южно-Сахалинск,  -  сказал член МПС Южно-Сахалинского местного отделения партии «Единая Россия» Саркис Акопян.

       Вместе с тем предлагаемые меры по реформированию МСУ в части расширительной схемы выборности депутатского корпуса, глав и мэров, или назначения сити-менеджеров для Южно-Сахалинска пока, как представляется, преждевременные. Надо сохранить прежнюю систему выборности мэра и председателя городской Думы, перейдя на создание 25 одномандатных округов по избранию муниципальных депутатов. Но главное – надо продолжить работу по усилению экономической составляющей Южно-Сахалинска, поднять его промышленный, научный, технологический, инновационный потенциал».   

        «В статье 28 131-ФЗ в обязанностях органов местного самоуправления предусмотрены публичные слушания, в частности, по проектам планов и программ развития муниципального образования, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территорий и проектам межевания территорий. А также вопросы предоставления разрешений на условно разрешённый вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, - сказал индивидуальный предприниматель  Александр Кузнецов.

        Нельзя сказать, что указанные слушания в Южно-Сахалинске не проводятся, но вопрос в том: всегда ли и по всем ли жизненно важным и непосредственно затрагивающим интересы жителей города вопросам. В печатных и электронных СМИ весьма часто сообщаются факты игнорирования требований наших граждан на комфортность среды проживания и пребывания в общественных местах, безопасность на дорогах и в местах отдыха. Должа быть отработана и система публичных слушаний по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, играющего важную роль в социально-экономическом развитии областного центра».

      «Реформирование МСУ, очевидно, необходимо, в том числе с учётом непростой в целом экономической ситуации в стране, а также с приоритетностью развития в текущем веке Сибири и Дальнего Востока, о чём говорит Президент Владимир Путин, - сказал член Российского географического общества Юрий Недорез. – Надо обеспечить более активное участие гражданского общества на муниципальном уровне в диалоге и практическом участии по вопросам устойчивого социально-экономического развития «своих» муниципальных районов и «своих» городских округов. 

       При этом определяющим фактором была и остаётся кадровая политика на всех уровнях управления, профессиональная подготовка и практика работы чиновников с людьми, имение их слушать и слышать. Должна быть действующая система ротации кадров государственных и муниципальных служащих, их профессиональной переподготовки и обучения, эффективных антикоррупционных механизмов. Внедрение соответствующих стандартов в кадровой работе – это разумный путь к повышению управленческой эффективности».      

      «О необходимости реформирования МСУ говорят, пожалуй, чуть ли не со дня принятия 131-ФЗ, при этом большинство практиков и экспертов склоняются к тому, что сам закон, достаточно профессионально подготовлен. Кстати и уже имеющий с 2003 года массу поправок и добавлений, что в целом значительно улучшило 131-ФЗ, - сказал депутат Южно-Сахалинской городской Думы Владимир Чуйко. – Дискуссии по нынешней реформе МСУ, если судить по многочисленным публикациям в СМИ и Интернете, в основном сводятся к избранию мэров или их замене на сити-менеджеров.

      На предстоящих осенью муниципальных выборах наша городская Дума будет иметь на одно депутатское место меньше, а главное не будет избранных депутатов по партийным спискам, все 25 мест – это одномандатники, избираемые населением, как и мэр Южно-Сахалинска.  Число избирателей приходящих на одного депутата будет меньше, чем прежде. Что, конечно, должно положительно сказаться на взаимоотношениях «слуг народа» со «своими» избирателями. Это, как раз то, что и преследуют инициаторы поправок в 131-ФЗ.  Но эффективность органов власти всех уровней определяется, прежде всего, их кадровой составляющей – профессиональностью и ответственностью».

       «В первичных отделениях «Единой России» города мы обменивались мнениями с коллегами относительно поправок в 131-ФЗ, которые обозначены как реформа МСУ. Надо признать, что далеко не все согласны с тем, как авторы поправок рассматривают пути и меры сближения избирателей и населения с представителями органов местной власти, - сказал член МПС Южно-Сахалинского местного отделения партии «Единая Россия» Антон Жуков. – Конечно, нужны убедительные аргументы на положительных или, наоборот, отрицательных примерах конкретных муниципальных образований, которые накопили определённый опыт и практику.

        В сентябре в Южно-Сахалинске пройдут выборы мэра и депутатов городской Думы. Определённая предвыборная работа уже ведётся, в том числе и городской организации «Единой России». В первый летний день июня на 25 избирательных участках города состоится предварительное внутрипартийное голосование по отбору кандидатур в кандидаты от «Единой России» на муниципальных выборах «Осень – 2014». Что же касается внутригородских районов, как это рекомендовано поправками в 131-ФЗ, то для нашего областного центра – это вопрос будущего, при наличии большей численности населения». 

      «Очевидно, что Южно-Сахалинску с его нынешней численностью не следует образовывать внутригородские районы и иметь внутригородское деление, как это предусмотрено реформой МСУ. Думается, что администрации областного центра и городской Думе следует уделить больше внимания организации на обширной городской территории, прежде всего в планировочных районах, ТОСов, - сказал индивидуальный предприниматель Андрей Гриненко. – В статье 27 131-ФЗ даётся подробное разъяснение территорий общественного самоуправления в городах и районах.  

        Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.  Органы ТОСов избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации».  

       «Среди полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения, указанных в 131-ФЗ, принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих  состояние экономики и социальной сферы муниципалитета, - сказал генеральный директор ООО «Тепло Сберегающие Технологии» Владимир Лабай. - Можно ли признать, что все последние годы город Южно-Сахалинск целенаправленно имел приоритетное комплексное развитие своей обширной территории, думаю, что нет.  

      От периода советских лет нынешний областной центр потерял значимость промышленного города, в островной столице пока не появилось обрабатывающих производств с наличием новых высокопроизводительных рабочих мест, престижных, прежде всего для молодёжи, технологически современных и привлекательных по производственному профилю конкурентных предприятий.

       Поможет ли этому предлагаемая реформа МСУ, думается, что нет. Реформа, по мысли её инициаторов, преследует основную цель – приблизить население к муниципальным чиновникам и местным депутатам. Видимо, чтобы стороны стали более активными участниками диалога. Но главное, чтобы публичные обсуждения практически отражались не только в решении текущих задач, но долгосрочных и перспективных». 

      «Как в апреле этого года писали СМИ, в Нижнем Новгороде, где, кстати, нет прямых выборов мэра, прошёл форум по реформе МСУ с участием представителей 30 регионов страны. И как заметил один из депутатов Госдумы, была необходимость показать, что далеко не все в регионах поддерживают реформу и хотят отмены прямых выборов, - сказал вице-президент Сахалинского фонда культуры Валерий Белоносов. - Действительно вопрос о выборности мэров или назначении сити-менеджеров принципиальный, однако, если, в частности, в Нижнем Новгороде нет прямых выборов мэра, значит надо исходить из собственного опыта и практики на местах.

       Что же касается нашей региональной столицы, то практика уже многих лет убедила в том, что избранный населением глава городского округа в полной мере чувствует ответственность избирателей за положение дел на подведомственной ему территории, выходит на контакты с любой аудиторией – трудовым коллективом, жителями по месту жительству.

       Вместе с тем, администрация Южно-Сахалинска, её многочисленные муниципальные служащие должны более ответственно относиться к запросам, критике и предложениям людей. В городе масса житейских и острых проблем – от экологии и чистоты улиц и дворов, мест массового отдыха граждан, до переселения людей из аварийного и ветхого жилья и наведения порядка в сфере ЖКХ». 

       «В 131-ФЗ сказано, что к вопросам местного значения городского округа входит организация в границах городского округа электро-, тепло, - газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Среди полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения – регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, - сказал директор СРО НП «ЖКХ-Сервис» Александр Суворов. – За исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса  - производителей товаров и услуг в сфере электро и (или) теплоснабжения.

        К полномочиям органов МСУ  относится и регулирование тарифов на подключение  к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.  В какой мере эти полномочия органов МСУ видны и зримы для населения, например Южно-Сахалинска?

       Насколько эффективно городская администрация и местные депутаты организуют и курируют сферу жилищно-коммунального хозяйства, содействуют установлению нормальных, заинтересованных отношений между собственниками многоквартирных домов и управляющими организациями. И как положительно в этой части может сказаться реформа МСУ – это также приоритетные вопросы». 

       «Вопросы взаимоотношения государственной и муниципальной власти чётко прописаны в Конституции России. Признан экспертами и практиками вполне работающим и закон «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», в котором сказано, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя страны, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации, - сказал доцент Южно-Сахалинского института экономики, права и информатики Овсеп Оганесян.

      Что касается выборности мэров или назначения сити-менеджеров в городских округах с внутригородским делением и городах с уже существующими районами – муниципалитетами, то эти вопросы следует передать на усмотрение субъектов Федерации, которые сами должны определиться в том, как эффективнее использовать вносимые ныне поправки в 131-ФЗ, озвученные как реформа МСУ. Что касается Южно-Сахалинска, то однозначно следует сохранить выборность избирателями как мэра областного центра, так и депутатов городской Думы по уже определённым 25-ти избирательным округам».

       «Проект закона о реформе местного самоуправления, если и обсуждался активно в печатных и электронных СМИ, то в публичных аудиториях явно не достаточно, тем более когда речь заходит о жителях городских и сельских поселений, городских округов, бывших в недавнем прошлом ещё «советскими» районами, - сказал индивидуальный предприниматель Евгений Любый. – Инициаторы и разработчики законопроекта ссылаются на опыт зарубежных стран с попыткой перенести его на «российскую действительность».

      Поддерживаю предложения о том, чтобы переход к реформированию местного самоуправления в соответствии с принятым Госдумой законопроектом осуществлялся с учётом практики и опыта, наработанного в пионерных регионах России. Как это уже имело место при реформах других сфер социальной и экономической жизни нашей страны. Не следует торопиться, надо внимательнее отнестись к тому, что думают на местах, в «больших и малых» муниципалитетах по  столь существенной реформе МСУ».

     «Кризисные события на Украине отразили, в частности, влияние информационного медийного «просвещения» на сознание и взгляды людей с искажённым пониманием исторического прошлого и привнесением националистической неприязни к другим народам, «раскола между украинцами и русскими», как гражданами этой страны, -  сказала председатель правления СРО Общество «Знание» России Тамара Агаркова.

        Думается, что и нам следует сделать необходимые выводы. Учитывая как многонациональность населения Сахалинской области, так и приток в последние годы граждан из бывших советских, прежде всего Среднеазиатских республик. Поэтому хотелось бы, чтобы реформа местного самоуправления положительно сказалась на работе обновлённой Южно-Сахалинской городской Думы и городской администрации во главе с избранным мэром в части укрепления межнациональных отношений.

      Хотелось бы пожелать, чтобы вопросам просветительской работы среди жителей областного центра, особенно подростков и молодёжи, в том числе с участием внештатных лекторов Общества «Знание», было уделено повышенное внимание. Депутаты и муниципальные служащие, а тем более руководители и специалисты, должны быть желанными  в трудовых коллективах, школьных и студенческих аудиториях». 

        «В сентябре текущего года в Южно-Сахалинске, Невельском и Ногликском городских округах, Углегорском городском поселении пройдут муниципальные выборы, на которых, как и в областном центре, увеличивается число мажоритарных избирательных округов. Это позволит «приблизить» избранных депутатов к «своим» избирателям, а в итоге должно положительно отразиться на решении запросов и обращений жителей соответствующих муниципалитетов, - сказал член МПС Южно-Сахалинского местного отделения партии «Единая Россия» Сергей Предыбайлов. – Как раз на это, наряду с решением муниципальных хозяйственных и социальных вопросов, и направлена реформа МСУ.

       В областном центре при исполняющем обязанности мэра Сергее Надсадине, пожалуй, впервые появился общественный совет, члены которого уже активно подключились к обсуждению многочисленных вопросов, относящихся к текущей и перспективной деятельности городской власти. И прежде всего, относящихся к управлению обширным городским хозяйством, включая корректировку долговременных программ и планов социально-экономического развития региональной столицы. В частности, созданы тематические рабочие группы, приступившие к доработке многочисленных разделов Стратегии  развития Южно-Сахалинска до 2020 года». 

Итогом обстоятельной и живой дискуссии стали как поддержка в целом законопроекта о реформе МСУ, так и многочисленные предложения, которые в основном касались путей и мер повышения эффективности управленческой деятельности администрации Южно-Сахалинска и активности, большей приближённости депутатского корпуса города к населению, «своим» избирателям. Единодушно высказались за сохранение ныне действующей схемы выборов мэра Южно-Сахалинска и депутатов городской Думы по 25-ти одномандатным округам. 

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов