Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 17 сентября 2019 года
 


Rambler's Top100

Малому и среднему бизнесу Сахалина – поддержку и развитие


14.04.2014

В конференц-зале Сахалинской областной универсальной научной библиотеки «Клуб 4 ноября» СРО партии «Единая Россия» провёл круглый стол на тему «О социально-экономическом развитии Сахалинской области: малый и средний бизнес. Приоритеты, проблемы, решения».

В дискуссии по проблемам поддержки и устойчивого развития делового предпринимательства в регионе приняли участие региональные и местные лидеры общественного мнения «Единой России», представители малого и среднего бизнеса, общественных и иных организаций, органов государственной и муниципальной власти.  

       «Губернатор области Александр Хорошавин в своём январском программном выступлении отмечал, что в вопросах строительства жилья, улучшения инвестиционного климата, развития энергетики, ЖКХ, дорожной и транспортной инфраструктуры, здравоохранения, торговли и потребительского рынка, повышения зарплат работникам бюджетной сферы, а также по ряду других направлений Сахалинская область демонстрирует достаточно хорошие результаты, - сказал ведущий, председатель «Клуба 4 ноября», глава комитета по бюджету и налогам Сахалинской областной Думы Владимир Воронцов. 

      В повестке – обозначение новой, более высокой планки в предстоящей работе. Важнейший вопрос, в частности для малого и среднего предпринимательства, – это установление новых льгот с точки зрения влияния на экономику, на стимулирование предпринимательской активности, на создание новых рабочих мест, что, в конечном итоге, приведёт к повышению доходной базы бюджета.

       В этих целях необходима государственная поддержка в виде льгот по налогам субъектов инвестиционной деятельности. В 2013-м разработаны и утверждены 23 государственных программы области. На реализацию 356 мероприятий адресной региональной  инвестиционной программы только в прошлом году было направлено бюджетных средств на сумму 24,4 млрд. рублей.

        С 2014 года в состав бюджета области выделен инвестиционный фонд, средства которого направляются на реализацию инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнёрства. Нужны и другие меры по стимулированию деловой активности. В планах – определение зон опережающего развития на территории Сахалинской области, здесь же – работа по организации технопарков, то есть речь о создании промышленных площадок, обустроенных инфраструктурой «под ключ».

        Известна инициатива Президента Владимира Путина: если регион вкладывает свои средства в создание инфраструктуры индустриальных парков, то дополнительные федеральные налоги, которые в течение трёх лет поступят от размещения в нём предприятий, должны возвращаться в субъект Федерации в форме межбюджетных трансфертов в пределах понесённых регионом затрат.

       Что касается реализации экономической политики, то предстоит обеспечить долгосрочную сбалансированность областного бюджета. Для снижения зависимости региона от влияния внешнеэкономических факторов, в первую очередь, цены на нефть, необходим переход на региональное «бюджетное правило», аналогично действующего на федеральном уровне.

      Среди вопросов развития предпринимательской инициативы – это упрощение и сокращение сроков разрешительных процедур в строительстве, выделение земельных участков, подключение к электросетям, таможенные процедуры и ряд других, а также внедрение в области Стандарта инвестиционной деятельности».

        «Исходя из итогов заседания Госсовета от 23 декабря 2013 года, большое внимание уделяется созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. В планах – создание в Сахалинской области 60 тысяч таких мест, в том числе 16 тысяч в реальном секторе экономики. При этом надо определиться с эффективностью инструментов в рамках госпрограмм развития реального сектора экономики – это сельское хозяйство, пищевая промышленность, рыбопромышленный и лесопромышленный комплексы, угольная отрасль, - сказала заместитель министра экономического развития Сахалинской области Елена Гах.

       Каждый год возмещаются затраты хозяйствующим субъектам и надо лучше знать о том, какой эффект от этого получает область. Среди задач – проведение анализа и конкретные предложения по совершенствованию механизмов поддержки предпринимательской деятельности в целях повышения производительности труда.

       «Инвестиционные проекты, которые мы поддерживаем, - подчёркивал Губернатор Александр Хорошавин в своём январском докладе, - должны давать в результате адекватные эффекты. Поэтому среди критериев оценки проектов должно быть условие по созданию высокопроизводительных рабочих мест. Важным условием для создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности является снижение административных барьеров».

      Прежде всего, предстоит перейти на интенсивный путь развития. Важно не распылять силы, а сосредоточиться и совершить прорыв по ряду ключевых показателей. Прежде всего, на достижении не количественных, а качественных показателей. Только так можно и нужно добиться ещё больших успехов. При этом надо помнить, что главный ресурс и богатство островного края – его жители. Поэтому вопросы улучшения жизни островитян, создания привлекательной и удобной среды обитания были, есть и будут во главе угла для региональных и муниципальных властей. 

       В рамках целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012-2015 годы и на период до 2018 год» в прошлом году помощь оказана более 600 субъектам предпринимательства на сумму более 1,1 млрд. рублей, что на 13 млн. рублей больше, чем в 2012-м. В регионе более 26 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, однако, на 2 тысячи меньше, чем в 2012 году. Доля занятых в этом секторе экономики, по оценке, свыше 30 процентов, оборот малых и средних предприятий превысил 127 млрд. рублей.  порядка 

      Вся необходимая информация о предпринимательстве размещена на сайтах областного правительства. Приняты и действуют областные законы и нормативно-правовые акты, направленные на стимулирование делового сообщества. Созданы и на регулярной основе функционируют независимые экспертные и научные советы и рабочие группы, в них задействованы представители всех хозяйствующих структур, научных, исследовательских, профессиональных учебных заведений. В декабре прошлого года прошла молодёжная научная конференция «Иннова –2013».  

      «Сахалинская область располагает значительными сырьевыми запасами, что положительно сказывается на обеспечении за счёт нефтегазового экспорта доходной части регионального бюджета, а значит позволяет решать вопрос об улучшении социального положения работников бюджетной сферы, как того требуют майские указы президента, - сказал индивидуальный предприниматель Евгений Любый. -  Однако индивидуальный, малый и средний бизнес должен «кормить» себя сам, когда его спектр рынка весьма узок – торговля, обслуживание, сектор услуг.

       Думается, что в условиях преобладания сырьевой направленности островной экономики необходимо предпринять больше усилий для поддержки индивидуальных предпринимателей, хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса, прежде всего в части информационного и правового просвещения, снятия разного рода административных и других барьеров на уровне как муниципальной, так и региональной власти. Нужна большая прозрачность в том, что конкретно предпринимается  органами власти всех уровней для создания благоприятного делового климата в районах области, а также спрос с чиновников – кураторов предпринимательского сектора».

      «В областном центре зарегистрировано 14,6 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства. Здесь занято около 32 тысячи человек, или почти каждый третий работающий южносахалинец. Принято, что малыми и средними предприятиями считаются те, число сотрудников в которых не превышает 100 и 250 человек соответственно,- сказала начальник отдела поддержки предпринимательства управления экономической политики и потребительского рынка Римма Кузнецова. – Тогда в среднем численность в таких компаниях составляет лишь 2,3 человека, включая «хозяина».

       Если, как сообщают СМИ, Сахалинская область по части развития малого и среднего бизнеса находится на среднем по стране уровне, то в Южно-Сахалинске ситуация лучше, весомее. У нас зарегистрировано две трети юридических лиц от общего количества в регионе, а также половина имеющихся в области индивидуальных предпринимателей. По общему объёму оборота продукции, производимой в городе, малый и средний бизнес занимает, по оценке, 36 процентов (в стране 20 – 25 процентов), а в стоимостном выражении по итогам прошлого года – 81,4 млрд. рублей.

      Что касается структуры малого и среднего предпринимательства, то две трети от суммарного городского оборота приходится на предприятия оптовой и розничной торговли, включая сюда рынок недвижимости и прочие. Однако, например, на промышленное производство приходится пока лишь 5 процентов от общего оборота, так же как и в сфере услуг – незначительная доля. Поэтому в программах социально-экономического развития областного центра на долгосрочный период заложены ускоренные темпы роста производственного предпринимательства».

       «Из собственного опыта могу подтвердить, что за последние годы многое изменилось к лучшему во взаимоотношениях органов власти всех уровне и делового сообщества – индивидуальными предпринимателями, хозяйствующими субъектами малого и среднего бизнеса, в том числе в Южно-Сахалинске, - сказала директор ООО «Гостиница «Якорь» Елена Реутская. – При городской администрации созданы и действуют различные  общественные, консультативные, экспертные советы и рабочие группы, к мнению предпринимателей прислушиваются и учитывают в выстраивании эффективных отношений с деловым сообществом.

        Вместе с тем разделяю мнения и предложения своих коллег, когда речь заходит о «недочётах» в деловом климате для «индивидуалов» и «малышей», действующих в сфере обслуживания и различных востребованных услугах. Думается, что надо максимально снизить издержки малых ресторанов, кафе, магазинчиков, парикмахерских, ремонтных и других мастерских, обеспечить им удобный режим работы, что в немалой степени зависит  от наличия помещений для бизнеса, оптимально-совмещённых с жильём деловых людей. Кстати, этот подход должен закладываться уже при строительстве и комплексной застройке микрорайонов».  

     «В выступлениях главы области были озвучены цифры в части создания до 2020 года, в соответствии с поручением Президента Владимира Путина, высокопроизводительных рабочих мест: всего – 60 тысяч, в том числе в промышленности – 16 тысяч. При этом на сегодня в экономике региона, по разным данным, занято чуть более 380 тысяч человек, - сказал старший научный сотрудник СКБ САМИ ДВО РАН Валерий Шустин. –  Задача, если исходит из нефтегазовой, угольной, рыбной, лесной отраслей, весьма непростая, требующая серьёзного комплексного аналитического подхода с определением реальных, научно обоснованных перспектив выхода на заданные параметры.

       И, конечно, хотелось бы знать роль, место и возможности малого и среднего предпринимательства области в создании высокопроизводительных рабочих мест с достойной оплатой труда, которая сегодня, как правило, значительно уступает тем работникам, которые заняты в нефтегазовой, финансовой, управленческой сфере. Много говорится о малых инновационных компаниях, создаваемых на базе университетов и отраслевых институтов, более того высказываются надежды на прорывные инвестиционные проекты не только в сырьевых отраслях, а непосредственно связанных с «капитализацией в человека». Всем нам нужна научно обоснованная и объективная картина социально-экономического развития области, например, до 2020 года».  

      «В течение многих лет мне довелось заниматься в области проектирования строительных объектов, и если в советские годы поощрялось творчество и новаторство проектировщиков, то ныне чаще всего приходится сталкиваться с разного рода барьерами.  Включая явно завышенные и ни чем не обоснованные требования к аттестации, многоразовые проверки и «посещения» различного рода контролёров, что можно характеризовать как бюрократические, чиновничьи барьеры,  - сказал ветеран труда, проектировщик Константин Кулешов.

       Между тем, глава государства неоднократно чётко и ясно заявлял о необходимости всемерной поддержки инициативных людей, в том числе занятых в малом и среднем предпринимательстве, доля которого в экономике как в стране в целом, так и Сахалинской области в частности значительно уступает зарубежным странам. В регионе наращиваются темпы жилищного строительства, вводятся социальные, офисные, торговые и другие объекты, что положительно сказывается на формировании комфортной среды. Однако, органам власти на местах следует плотнее и ответственно заниматься поддержкой деловых людей, инициативных предпринимателей, в том числе в строительной отрасли». 

       «Среди предпринимательского сообщества часто можно слышать о недоступности «коротких» и тем более «длинных» денег в кредитных, банковских учреждениях, число которых, если говорить, например, о Южно-Сахалинске, весьма значительное, что подтверждают многочисленные и многообещающие рекламы. Между тем, как правило, банки всё же предоставляют кредиты, при этом «отпускают» заёмщика – предпринимателя, хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнес – в «свободное плавание», - сказал заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, доцент ЮСИЭПИ Овсеп Оганесян.

      Если же ссылаться на зарубежный опыт и практику, то во многих странах банки, работающие с малым бизнесом, буквально сопровождают «свежего» предпринимателя. И когда выдаётся кредит, инспекторы банка изучают бизнес-планы и при необходимости помогают  предпринимателю, например, с арендой, лизингом, маркетингом и даже юридическим сопровождением наиболее ответственных сделок. Принцип понятен: бизнес рискует кредитными деньгами банка. Хотелось бы видеть подобную практику и в наших сахалинских, российских условиях».

        «На примере нефтегазовой отрасли, на Сахалине успешно снимается проблема внедрения передовых технологий и инноваций. При этом важно, чтобы было выгодно реализовать их именно у нас, в России, - сказала директор ООО «Аудит-Транс-Обучение» Наталья Зенина. – Основная ошибка нашей политики развития инноваций, включая сферу малого и среднего предпринимательства, в том, что мы вкладываем в развитие технологий, но ничего не делаем для развития производственной базы, которая бы востребовала эти технологии.

        Много говорится о создании бизнес-центров, технопарков, институтов развития, в частности для массового эффективного предпринимательства. Результаты – весьма скромные, как в стране, так и у нас в области. Согласна с теми, кто считает, что нужно сделать ведение бизнеса делом простым, удобным, выгодным и безопасным, например, в части собственности и недвижимости.

        Сахалинской области нужна новая, продуманная и взвешенная промышленная политика с включением в неё малого и среднего предпринимательства, который бы чётко и ясно представлял свои инвестиционные, технологические, кадровые, прибыльные возможности. Интересам роста экономики должны служить денежно-кредитная, тарифная, налоговая политика государства».

       «Сегодня приходится говорить о проблемах поддержки и развития предпринимательской деятельности с учётом весьма непростой социально-экономической ситуации в стране при негативном влиянии геополитического фактора, в том числе экономических санкций и угроз со стороны ряда западных стран после воссоединения Крыма с Россией.  И одним из определяющих факторов является кадровый, - сказал заместитель директора Южно-Сахалинского педагогического колледжа СахГУ Сергей Шаров. – То есть наибольшая проблема и для малого и среднего бизнеса – это специалисты.

      Следует признать, что мы долгое время не готовили многие специальности с учётом возросших требований современного рынка труда. Особенно просело среднее профессиональное образование и начальное, которое готовило рабочие кадры для многих отраслей экономики и сферы обслуживания. Так что это серьёзный повод для государства, всех нас – посмотреть в эту сторону и с помощью частно-государственных партнёрских программ переформатировать наше образование, что уже и происходит. Сделать его отвечающим потребностям времени и ликвидировать нехватку специалистов и рабочих кадров».

       «Разделяю мнение относительно кадровой, как наиболее важной и неотложной проблемы в сфере предпринимательской деятельности – хозяйствующих субъектах малого и среднего бизнеса, надежды на который как локомотив оживления российской экономики возлагаются на всех уровнях, при этом не отвергая необходимость крупных инвестиционных проектов, в том числе на территории Дальнего Востока России, - сказал президент РОО «Центр Социальных Инициатив Сахалина и Курил» Виталий Афанасьев. – В системе среднего и высшего профессионального образования наметилась положительная тенденция быть ближе к запросам рыночной экономики.

        Наряду с возросшим финансовым, прежде всего, бюджетным вложением в развитие и поддержку регионального предпринимательства, возможно, надо критичнее оценивать результаты, то есть эффективность  мер, направленных на «возрождение» малого и среднего бизнеса после недавно возросших налоговых нагрузок. Хотелось бы более чётко знать о структуре хозяйствующих субъектов, успешных и неудачных компаниях, количестве рабочих мест, появлении новых предприятий, налоговых отчислениях, оборачиваемости рентных субсидий, прибыльности, зарплате специалистов и «простых» работников, уровне их профессиональной подготовки». 

      «Думается, что не менее актуально, чтобы среди многочисленных грантов и программ поддержки предпринимателей были «стимулирующие пакеты» для малого и среднего бизнеса, ориентированные на выход на рынки конкретных продуктов и услуг в сфере сельского хозяйства, пищевой, обрабатывающей промышленности, а также ЖКХ, базовых и интеллектуальных услуг,  - сказал индивидуальный предприниматель Александр Кузнецов. –  Имеются и проблемы, например, отсутствие должной защиты собственности и неважный режим для привлечения и вложения инвестиций. Слабо развит семейный бизнес.

      Поддерживаю тех, кто говорит о наличии мешающих предпринимательству многочисленных административных, бюрократических, чиновничьих барьеров, когда сталкиваешься с равнодушием или непониманием твоих запросов и устремлений на открытие и развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса как исходя из собственных интересах, так и с учётом запросов покупателей и потребителей услуг.  При этом жители и гости областной столицы хотели бы видеть более широкий спектр потребительского рынка и сферы обслуживания».

       «Ещё на февральском совещании в Ново-Огарёво с руководством правительства и главами министерств Президент Владимир Путин высказал обеспокоенность ситуацией в малом бизнесе, когда отмечалось, что в 2013 году завершился период налоговых льгот для индивидуальных предпринимателей и многие прекратили регистрацию. А в декабре прошлого года после предпринятых по поручению президента мер число «вышедших из бизнеса» сократилось. Предприниматели просили вернуть им льготы по социальным платежам, - сказал депутат Южно-Сахалинской городской Думы Владимир Чуйко.

      В январе текущего года вступил в силу правительственный закон, по которому индивидуальные предприниматели уплачивают по тем доходам, которые до 300 тысяч рублей, исходя из одного МРОТ в месяц, 5554 рубля. А по тем доходам, которые свыше 300 тысяч рублей, они должны платить один процент от оборота. В правительстве, как отмечают эксперты, надеялись, что уж теперь малых предпринимателей станет больше, однако, хотя ситуация меняется к лучшему, но не настолько, насколько хотелось бы.

       Тогда правительство предприняло новые меры, и в Госдуму был внесён законопроект, формирующий федеральную сеть гарантийных фондов. Речь шла о создании Агентства кредитных гарантий. На мероприятия по поддержке малого предпринимательства и по новой программе занятости в бюджете зарезервировано около 100 млрд. рублей, из них на формирование капитала новой структуры потребуется ровно половина».

       «В жилищно-коммунальном хозяйстве Сахалинской области в основном представлены малые и средние хозяйствующие субъекты. При этом в меньшей степени участвующие в разного рода проектах  и конкурсах с поощрительными финансами от их организаторов. Как это имеет место в отношении остальных, о чём здесь шла речь в части программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса на областном и муниципальном уровне, - сказал директор ООО НП «ЖКХ-Сервис» Александр Суворов. – Между тем мешающих барьеров для управляющих организаций в ЖКХ, пожалуй, не меньше, чем в остальном, массовом предпринимательстве.

      Известно, что среди претензий малого и среднего бизнеса на сдерживающие факторы развития – растущие тарифы на коммунальные услуги, монополизм ресурсоснабжающих организаций. Между тем, многие управляющие компании, имеющие в своём наличии, как правило, «поддержанный» жилищный фонд по итогам своей финансово-хозяйственной деятельности не располагают достаточной прибылью как в части установления «достойной» зарплаты работникам, так и реализации инвестиционных планов. Проще говоря, лучшего содержания «своих» многоквартирных домов». 

     «Согласен с теми экспертами, кто высказывается в пользу перехода государства от «компенсирующей политики к стимулированию экономической активности граждан», и это напрямую касается и предсреднего, и среднего класса. То есть речь идёт об активизации занятости, в том числе связанной с переездом активных людей на новые места жительства. Мы это наблюдаем на Сахалине, когда постоянное население Южно-Сахалинска увеличивается и за счёт внутренней миграции, жители северных районов перемещаются в областной центр, - сказал председатель правления НП «Союз деловых людей Сахалина» Олег Шишмарёв.

       Мне доводится участвовать в работе многих общественных и экспертных советах и рабочих групп как на городском, так и на областном уровне. Нельзя сказать, что органы власти не слышат предпринимательское сообщество, возможно трудность в том, что профессиональная этика представителей сторон и диалога не вписывается в недолжную ответственность за исполнение тех решений и предложений, которые принимаются на взаимной основе, но без обязывающих «дорожных карт».

         «Возможно, многие обратили внимание на публикацию «Российской газеты» от 9 апреля «Кабинет министров не намерен увеличивать налоги». В ней отмечается, что премьер-министр Дмитрий Медведев предложил обсудить основные направления налоговой политики на 2015 -2017 годы. И было принято решение об их продлении и на 2018 год, до окончания политического цикла, - сказал сопредседатель «Клуба 4 ноября», член РКРК СРО партии «Единая Россия» Игорь Андреев. – Отмечалось, что при нормальной ситуации налоговое бремя не будет увеличиваться, и обещания правительства, данные в 2012 году, будут выполнены.

       Там же сообщалось, что глава правительства раздал поручения по развитию Дальнего Востока, в частности, минвостокразвития должно доработать проект закона о территориях опережающего развития. При этом предусмотрено изъятие из общих правил  регулирования и установление особых правовых режимов. Это особый  режим землепользования, льготные ставки арендной платы, налоговые  льготы и льготы по страховым  платежам, льготное подключение к объектам инфраструктуры, предоставление госуслуг.

       Предусмотрено открытие специальных подразделений федеральных органов власти для обеспечения резидентов территорий благоприятным государственным  администрированием, плюс применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны и возможности привлечения иностранцев к работе в облегчённом порядке.

       Президент Владимир Путин на заседании наблюдательного совета АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в Ново-Огарёво 8 апреля этого года, в частности, отметил, что в рамках национальной предпринимательской инициативы удалось осуществить обновление правовой базы.

        При этом глава государства особо подчеркнул, что сами предприниматели должны оценивать, как чувствует себя бизнес и насколько удобно ему работать в каждом конкретном регионе и в каждом конкретном случае, в том числе и с учётом меняющейся нормативно-правовой базы. 

         На ограничении налоговой нагрузки для малого бизнеса настаивают депутаты Госдумы, они предлагают в три раза расширить возможности для перехода к упрощённой системе налогообложения. Уже внесены два законопроекта, которые фактически предлагают вернуть многие элементы государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса, действовавшие в 1995-2005 годах».

       «Из различных источников можно узнать, что принята госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области на 2014-2020 годы», в рамках которой предусмотрены мероприятия, направленные на обеспечение высокопрофессиональными кадрами различных отраслей экономики и социальной сферы, на формирование управленческих компетенций у работников с использованием современных образовательных технологий, - сказала студентка СахГУ Александра Коробова.

       Более того, в области действовует региональная квота на подготовку специалистов, которая с 2013 года увеличена до 40 человек, а главное она полностью освоена процедурами отбора.  И, как уже отмечалось, в декабре прошлого года Советом молодых учёных и специалистами региона совместно с Сахалинским государственным университетом проведена молодёжная научная конференция «Иннова – 2013». Однако, хотелось бы больше знать о том, что предпринимается органами власти в части массового вовлечения молодёжи в предпринимательскую деятельность»,

       «Интересно было узнать, что на областном и городском уровне многое делается для поддержки и развития индивидуального предпринимательства, субъектов малого и среднего бизнеса. Однако, среди моих молодых коллег, начинающих в становлении своей деловой карьеры в условиях рыночной экономики, имеются запросы на более доступное и эффективное информационное и организационное сопровождение «первопроходцев» предпринимательской деятельности, - сказал индивидуальный предприниматель Артём Прихода.  

       В Южно-Сахалинске, наиболее весомом городе региона по объёму малого и среднего бизнеса, видимо, следует шире использовать такие формы работы с участниками предпринимательского сообщества, как деловые клубы и дискуссионные площадки, как наш круглый стол, консультативные советы и объединения по сферам профессиональной занятости и отраслевому принципу. Должна быть отработана система регулярных встреч и консультаций сотрудников налоговой, антимонопольной, финансово-кредитных, надзорных и контрольных служб с начинающими и молодыми предпринимателями».

Итогом обстоятельного обмена мнениями и дискуссии по ряду проблемных вопросов индивидуального, малого и среднего предпринимательства участниками круглого стола были озвучены и отражены в соответствующих анкетах многочисленные рекомендации и предложения, направленные на создание в стране, прежде всего Сахалинской области, более благоприятных условий для бизнес-сообщества.

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов