Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 17 сентября 2019 года
 


Rambler's Top100

Управляющим компаниям в сфере ЖКХ – лицензии


4.03.2014

3 марта 2014,
Управляющим компаниям в сфере ЖКХ – лицензии
 
В малом зале Сахалинской областной универсальной научной библиотеки «Клуб 4 ноября» СРО Партии «Единая Россия» и Сахалинский центр общественного контроля и просвещения в ЖКХ провели круглый стол на тему «О лицензировании управляющих в сфере ЖКХ: региональный аспект».
В обсуждении приняли участие региональные и местные лидеры общественного мнения Партии «Единой России», общественных и иных организаций, общественно-консультативного совета при министерстве энергетики и ЖКХ Сахалинской области, НП «ЖКХ – Сервис», органов государственной и муниципальной власти.
          «Хотел бы напомнить, что в «Российской газете» от 6 февраля этого года в статье «Управдом по лицензии» сообщалось, что Минстрой России опубликовал на своём сайте законопроект о лицензировании управляющих компаний – инициатива подготовлена совместно с Партией «Единая Россия» и вскоре, как говорилось в публикации, поступит в Госдуму, - сказал ведущий, председатель «Клуба 4 ноября», заместитель Секретаря СРО Партии «Единая Россия» Владимир Воронцов.
        Следует отметить, что накануне указанной статьи в «Российской газете» идею о массовой раздаче «управдомам» лицензий одобрил президиум Генсовета Партии «Единая Россия» - правда, с оговоркой о необходимости доработать документ. Ради законопроекта о лицензировании «Единая Россия» собрала расширенное заседание президиума Генсовета – и это уникальный случай, подчеркнул Секретарь Генсовета Сергей Неверов, вице-спикер Госдумы. Дело в том, что предлагаемые нововведения затронут миллионы граждан. Важно, что необходимость принятия такого закона подтвердил Президент России Владимир Путин. 
     Лицензирование управляющих компаний приведёт к тому, что недобросовестные игроки уйдут с этого социально значимого рынка, предсказал на заседании президиума Генсовета глава Министроя России Михаил Мень. Для добросовестных управляющих компаний при этом будут созданы прозрачные правила игры. Выдавать лицензии с сентября 2014 года будут региональные государственные жилищные инспекции – они же проэкзаменуют руководство управляющих компаний.
      Предполагается, что к управлению многоквартирными домами не допустят управляющие компании без соответствующей материально-технической базы. «Незачёт» поставят и за грубые нарушения за год до получения лицензии, за непогашенные судимости руководства. Предстоит продолжение широкого обсуждения законопроекта, размещённого на сайте Минстроя России и уже внесённого в Госдуму, а также внесение тех или поправок и дополнений в законопроект о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ после его принятия в первом чтении Госдумой».
       «Как сообщали СМИ, 11 февраля текущего депутаты из фракции «Единая Россия» внесли в Госдуму законопроект о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ, которым предлагается внести соответствующие поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, - сказал начальник отдела министерства энергетики и ЖКХ Сахалинской области Александр Анисимов. – Законопроектом устанавливается порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, деятельности по содержанию и ремонту общего имущества, а также ведения реестра управляющих компаний.
      Лицензированные требования при этом будут устанавливаться Правительством РФ. Кстати, на сайтах Интернета уже появился правительственный проект положения «О лицензировании по управлению многоквартирными домами», изменения вносятся в соответствии с Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительством РФ. Положение, в частности, устанавливает порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющими организациями (индивидуальными предпринимателями) на основании договора управления такими домами.
       Действие лицензии будет распространяться только на тот субъект, в котором она была получена. Лица же, на которых уставом управляющей компании возлагается ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества, должны будут получить  квалификационный аттестат. По заявлению главы Минстроя России Михаила Меня, до 1 июля 2014 года планируется принять все нормативно-правовые акты и подзаконные акты, а с 1 сентября – начать выдачу лицензий, в том числе начать проведение экзаменов для будущих директоров управляющих компаний.
        С 1 мая 2015 года (с учётом завершения отопительного сезона) будет полный запрет на управление многоквартирными домами без лицензий. От лицензиатов будут требовать наличия соответствующей материально-технической базы и кадров, отсутствия нарушений, а также наличия квалификационного аттестата у руководителя, - подчеркнул глава Минстроя России Михаил Мень. Сейчас, исходя из сказанного, надо всем заинтересованным сторонам внимательно изучить размещённые в печатных и электронных СМИ документы по данной теме». 
       «Анализ многочисленных обращений и жалоб наших граждан по социально значимым и бытовым вопросам все последние годы, несмотря на достаточно объёмные по финансовым затратам меры, в частности в реформирование и модернизацию сферы ЖКХ, как со стороны федерального центра, так и правительства Сахалинской области, показывает, что положение дел в сфере жизнеобеспечения, то есть ЖКХ, по-прежнему больше всего беспокоит людей, - сказала начальник Государственной жилищной инспекции Сахалинской области Виктория Кулик.
      Например, если в 2011 году количество обращений собственников многоквартирных домов в Государственную жилищную инспекцию Сахалинской области было 2210, то в в 2012 и 2013 годах соответственно 3800 и 5140. При этом люди обращаются в жилинспекцию, как правило, после того как управляющие компании, которые обслуживают дома, не приняли необходимых мер по их неоднократным устным и письменным обращениям. Поэтому, если говорить о качестве и добросовестности управляющих компаний к исполнению своих функциональных обязанностей по отношению к собственникам «своих» многоквартирных домов, то это, прежде всего, неуважительность к жильцам.
         Как сообщают СМИ, с 1 мая 2015 года все управляющие компании без лицензии, согласно внесённому в Госдуму законопроекту о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ, окажутся вне закона. Но и тех, кому удастся их получить, в покое не оставят. Оказавшая некачественную услугу компания вернёт потребителям до 30 процентов её стоимости. Если же управляющая компания повысила стоимость услуги, то штраф в пользу потребителя составит 15 процентов. Злостных нарушителей будут дисквалифицировать. О добросовестности конкретных управляющих компаний, по словам главы Минстроя Михаила Меня, можно будет узнать из «чёрных» списков на сайте Министерства строительства и ЖКХ России.  
      В проекте правительственного положения «О лицензировании по управлению многоквартирными домами» сказано, что запись в реестр лицензий вносится органом государственного жилищного надзора в день принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, прекращении действия лицензии, внесении предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, о назначении проверки лицензиата. И ряд других требований, которым следует придерживаться жилинспекциям».
       «Президент России Владимир Путин неоднократно повторял, что от организаций в сфере ЖКХ требуются качественные и доступные коммунальные услуги, при этом сдерживающими, то есть не выше инфляционных процентных рамок в целом по стране и регионам, тарифами на ЖКУ, - сказал директор ООО «ТОР» Виктор Фоканов. – Однако, если судить по официальной статистике прошлого года, то тарифы по услуги ЖКХ были выше, чем 6 процентов, как предполагали официальные лица.
      Так в публикации об итогах социально-экономического развития Сахалинской области в 2013 году сказано, что коммунальные услуги подорожали на 11,1 процента, в том числе газоснабжение – на 14 процентов, отопление – на 12 процентов, горячее водоснабжение – на 11,8 процента, услуги по снабжению электроэнергией – на 10,1 процента, холодное водоснабжение  и водоотведение – на 9,5 процента. То есть тарифы всё-таки оказались выше инфляции. Как говорится, радует, что 11,1 – это меньше 12 процентов, но огорчает, что больше 6 процентов.
     Что же касается лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ, то эта меры, как и принято во всех цивилизационных странах, необходима при условии более серьёзного анализа и прогноза эффективности продолжающейся модернизации сферы жизнеобеспечения. Роли и места в этом процессе не только органов государственной власти, включая региональный уровень, но, прежде всего, органов местного самоуправления, их финансовой самодостаточности. И, наконец, есть сомнения в готовности многочисленных управляющих компаний к получению лицензий».
     «За последние годы как в стране в целом, так и Сахалинской области в частности, и прежде всего в региональной столице, видны существенные изменения во многих социальных сферах, включая жилищно-коммунальное хозяйство, в которое вкладываются весьма приличные бюджетные средства, в первую очередь из областного бюджета, - сказала депутат Южно-Сахалинской городской Думы Жанна Матвеева. – Между тем, как уже отмечалось, на первом месте по числу жалоб и обращений граждан по-прежнему неудовлетворённость качеством коммунальных услуг.
       Поэтому, когда заходит речь о необходимости ускоренной выдаче лицензий управляющим компаниям в сфере ЖКХ, что якобы быстро скажется на качестве коммунальных услуг и эффективности их обслуживания жилищного фонда, прежде всего многоквартирных домов. Такая поспешность, как и все ранее принимаемые меры и реформы, в том числе  и в ЖКХ, не приведёт к ожидаемым быстрым положительным результатам, наши многие управляющие компании не располагают необходимой материально-технической базой и профессиональными кадрами. Надо не спешить, а всё обстоятельно продумать с участием широкой общественности и экспертов».
       «Эксперты обращают внимание собственников жилья на ряд аспектов, в частности на то, что входит в наши платежи за услуги ЖКХ, - сказал председатель Южно-Сахалинской организации ветеранов Николай Литвинов. – Например, если взять стандартную платёжку и посмотреть, за что же мы платим деньги, то увидим, что в целом платёж можно поделить на три части. Около 40 процентов – это оплата услуг отопления, треть – содержание и ремонт, около четверти – прочие услуги, в том числе холодное и горячее водоснабжение.
      Получается, что горячее водоснабжение и тепло – это больше половины счёта за ЖКУ любого жильца. Говоря об абсолютных цифрах, как отмечают эксперты, каждый житель страны платит за отопление одного квадратного метра жилья в среднем 290 рублей, между тем в отрасли тепло обходится в 1120 руб./Гкал. Но единого тарифа в стране нет, и каждый регион устанавливает его сам, так что 1 Гкал. Тепла может стоить 3320 рублей для жителей Дальнего Востока и около 1000 рублей для жителя Башкирии. Тепловое хозяйство в нашей стране, если сравнивать со странами Запада, затратное.
       И как считают эксперты, отсюда следуют два главных вывода: первый – рынок российского тепла – «крупнейшая в мире дыра», съедающая энергоресурсы, при стабильном и большом платежеспособном спросе; второе – если так, то рынок российского тепла – это «одна из крупнейших в мире возможностей для заработка». Поэтому переход к лицензированию управляющих компаний в ЖКХ должен быть действенным шагом к улучшению в целом ситуации в сфере нашего ЖКХ».   
     «Как сказано в публикуемых материалах по предстоящему лицензированию управляющих компаний в ЖКХ, к соискателю лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами предъявляются весьма обширные и серьёзные требования, - сказал председатель совета Секретарей первичных отделений Партии «Единая Россия» 1-го избирательного округа г.Южно-Сахалинска Владимир Щукин. – Среди них – это наличие у соискателя единоличного исполнительного органа, а также лица (лиц), на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность.
      Прежде всего, за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме имеющих квалификационный аттестат, для которых работа у соискателя лицензии (лицензиата) является основным место работы. Наличие у соискателя в собственности или на ином законом основании зданий, строений, сооружений, помещений, и оборудования, имеющих соответствующие разрешительные документы и допущенных к применению в соответствии с установленными требованиями законодательства РФ, необходимых для выполнения минимального перечня услуг и работ. И ряд других требований, к которым далеко не все наши компании в ЖКХ готовы».
       «Если говорить о техническом и технологическом состоянии инженерных сетей жилищно-коммунального хозяйства как страны, так и Сахалинской области, то несмотря на большие финансовые затраты, которые ежегодно вкладываются в модернизацию сферы жизнеобеспечения, ситуация к лучшему меняется в целом крайне недостаточно, - сказал директор ООО УК «ЖЭУ-6» г.Южно-Сахалинска Владимир Федоров. – По оценке экспертов, огромные потери тепла в распределительных сетях и сквозняки в помещениях приводят к потерям до 50 процентов, что требует увеличения мощности магистральных трубопроводов, где теряется ещё около 10 процентов, а в целом потери 60 процентов.
      Надо ли торопиться с ведением лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ – это вопрос, требующий более широкого, как уже отмечалось, обсуждения, и не только с участием соискателей лицензий, но всех заинтересованных сторон, включая собственников многоквартирных домов, профессиональных экспертов и консультантов, депутатского корпуса и органов местного самоуправления, несущих ответственность за сферу жизнеобеспечения. Думается, что первичное звено - не лицензии для управляющих компаний, а содействие укреплению их материально-технической и кадровой базы».
       «За последние годы масса новаций и инициатив в части ускоренного реформирования и модернизации «разношерстного» жилищного фонда и в целом сферы жилищно-коммунального хозяйства, - сказал вице-президент Сахалинского фонда культуры Валерий Белоносов. – Все помнят, что одним из условий передачи многоквартирных домов под управление ТСЖ, ЖСК, управляющих компаний, было требование приведения жилищного фонда в нормативное состояние, что не было сделано из-за огромной и не подъёмной для государства суммы финансовых, бюджетных затрат.
        Сегодня речь идёт о лицензировании управляющих компаний, что должно, по мысли инициаторов, положительно и быстро отразиться на лучшей и более ответственной деятельности многочисленных управляющих компаний в сфере ЖКХ. Думается, если судить по оценке ситуации с доступностью и качеством коммунальных услуг, в том числе в Сахалинской области, желаемого результата можно и не получить. Одна из причин – в слабой и недостаточной материально-технической базе большинства наших управляющих компаний, другая – в отсутствии профессиональных, прежде всего технических и рабочих кадров».
         «Обратила внимание на то, что при прочтении и ознакомлении материалов и документов, относящихся к переходу на лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ, с мест поступает масса интересных предложений и рекомендаций, например, прописать для управляющих компаний  минимальные суммы на содержание жилфонда, - сказала директор ООО «Аудит-Транс-Обучение» Наталья Зенина. -  Законопроект может серьёзно измениться ко второму чтению в Госдуме, не исключили, кстати, и в руководстве Партии «Единая Россия».
      Однако, стало ясно, что концепция инициативы, уже опубликованная Президентом России Владимиром Путиным, останется нетронутой, таково и мнение экспертов «Российской газеты». Вместе с тем, как уже отмечалось, не следует торопиться с переходом повсеместно на лицензирование управляющих компаний. Возможно, следовало бы отработать варианты лицензирования на пионерных регионах и муниципалитетах, как это было сделано с инициативой по социальной норме на электропотребление собственниками жилья».
        «В проекте правительственного положения «О лицензировании по управлению многоквартирными домами» в части проведения лицензионного контроля органом государственного жилищного надзора с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений лицензиатами, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к исполнению и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, предусматривает широкий перечень условий, - сказал председатель общественно-консультативного совета при министерстве энергетики и ЖКХ Артём Круглик.
    Среди них – определение состава, содержание и использование общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме, управление многоквартирными домами. Результаты выполнения лицензиатами услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
       Здесь же требования по раскрытию информации в соответствии с утверждённым Правительством РФ стандартом раскрытия информации лицензиатами и предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Соблюдение требований к осуществлению расчётов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 253.
       И ещё – это определение размера и внесение платы за коммунальные услуги и обеспечение энергетической эффективности жилых домов и многоквартирных домов. Оснащение жилых домов и многоквартирных домов приборами учёта используемых энергетических ресурсов и их эксплуатации. Другие требования, установленные жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». 
       «Лицензия, выданная управляющей компании, будет действовать на той территории, где выдана, в данном случае Государственной жилищной инспекцией Сахалинской области, тем самым, как считают эксперты, «мы упорядочим систему», - сказал директор НП «ЖКХ – Сервис» Александр Суворов. – Однако, при неправильном внедрении этой идеи можно и на вредить, в частности говорилось на заседании президиума Генсовета «Единой России».
       «Введение закона о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ не должно приводить к разрушению рынка, предупреждает, например, инициатор лицензирования председатель комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальному хозяйству Общественной палаты России Светлана Разворотнева. То есть не должно произойти оттока управляющих компаний с рынка. Кстати, предложение Разворотневой – на первых порах раздавать лицензии бесплатно. И её поддержал секретарь регионального отделения «Единой России» в Коми Игорь Ковзель.
       По его прогнозу Ковзеля, многие управляющие компании не смогут соответствовать завышенным требованиям. Особенно уход «домоправителей» с рынка заметят, по его прогнозу, в небольших населённых пунктах. Одни из рисков, что подорожают услуги управляющих компаний для жильцов. Кроме того, возможен отказ от нерентабельных домов, а таких в населённых пунктах Сахалинской области весьма и весьма много. Поэтому разделяю мнению многих, что не следует торопиться с переходом на лицензирование управляющих компаний, или по варианту Разворотневой следует «на первых порах раздавать лицензии бесплатно».
       «В качестве участника организации общественного контроля в сфере ЖКХ хотелось бы также поддержать тех коллег, которые говорят о более тщательной и неускоренной подготовке к переходу на лицензирование управляющих компаний, исходя из реальной ситуации в оценке деятельности многочисленных управляющих компаний, в том числе на примере города Южно-Сахалинска, где их более сотни, - сказала собственник жилья Татьяна Стрелковская.
        Законопроект о лицензировании в целом понятен, но требующий доработки. Понятно, что переход к лицензированию управляющих компаний в ЖКХ необходим, но при условии согласия и выполнении механизма лицензирования всеми заинтересованными сторонами, которые ожидают положительный эффект и отдачу. Понятно, что требования, которые предъявляются законопроектом к лицензиатам, то есть руководителям управляющих компаний, должны положительно сказаться на росте их профессиональной подготовки, как управленцев.
      Эти требования относятся и к ТСЖ, ЖСК. Они должны быть учтены и общественными советами многоквартирных домов, повышением их правой грамотности и лучшего взаимодействия с управляющими компаниями. Органам местного самоуправления, на которых, прежде всего, лежит ответственность за качество предоставляемых жителям коммунальных услуг, должны проявить активность и продумать систему мер по повышению профессионализма людей, занятых в сфере ЖКХ».
      «Видимо, следует согласиться с тем, что механизм лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ должен быть под жёстким контролем общественных организаций, в том числе региональных и местных отделений «Единой России», кстати, об эффективном общественном контроле говорил Президент России Владимир Путин на заседании Экономического совета 30 января 2014 года,  - сказал сопредседатель «Клуба 4 ноября», член РКРК СРО Партии «Единая Россия» Игорь Андреев.
      Должно быть понятно, чтобы механизм заработал, надо чётко понимать, кто будет выдавать лицензии, и как будет контролироваться выполнение условий лицензированных соглашений. Всё это должно делаться максимально прозрачно, по определённым понятным для всех процедурам, но, разумеется, под жёстким контролем, в том числе со стороны общественных организаций на региональном и муниципальном уровне.
       Владимир Путин потребовал навести порядок с платежами в сфере ЖКХ. «Следует установить понятные правила формирования платежей, они должны быть сквозными для всех регионов и, что принципиально, основаны на объективных экономических показателях, таких, например, как уровень инфляции за предыдущий год», - заявил он.
       Президент напомнил, что в настоящее время принят закон об ограничении стоимости услуг ЖКХ на долгосрочной основе. По его словам, необходимо, чтобы «он заработал на деле, а не остался только декларацией». «Одновременно с повышением качества жилищно-коммунальных услуг следует навести порядок с платежами», - сказал глава государства.
      Лицензии будут бессрочными, обязательной их частью станет перечень домов, которыми управляет управляющие компании. Она обязана уведомлять жилинспекцию о новых домах, которые получит в управление, следует из законопроекта. Последние смогут без согласования прокуратуры проводить внеплановые проверки управляющих компаний и отстранять их от управления конкретными домами, если компания допустила два и более нарушения.
       Вместе с тем, следует учесть мнение многих экспертов в части того, чтобы в ходе подготовки к лицензированию управляющих компаний основное внимание было уделено профессиональной подготовке как управленцев, так специалистов и рабочих, занятых в управляющих компаниях. Именно уважительное и ответственное отношение сотрудников компаний к собственникам многоквартирных домов – залог положительных изменений в целом в сфере жизнеобеспечения».
Итогом живого, открытого и обстоятельного диалога участники круглого стола высказались как за необходимость лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ, так и за то, чтобы эта работа велась без торопливости и с мерами основательной профессиональной подготовки кадров управленцев и работников, занятых в управляющих компаниях, ТСЖ, ЖСК.

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов