Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 20 апреля 2024 года
 


Rambler's Top100

Сахалинцы: введение соцнормы электропотребления - преждевременно


31.01.2014

В Сахалинской областной универсальной научной библиотеке «Клуб 4 ноября» и ГПК «Сахалин-Курилы» совместно с общественным советом при министерстве энергетики и ЖКХ Сахалинской области провели круглый стол на тему «О социальной норме электропотребления: мнение жителей Сахалинской области».

В обсуждении приняли участие лидеры общественного мнения «Единой России», представители общественных и иных организаций, сферы жилищно-коммунального хозяйства, предпринимательского сообщества, собственники жилья, органов государственной и муниципальной власти, СМИ.

     «По данным Росстата, плата за жилищно-коммунальные услуги в 2013 году повысилась на 9,8 процента при этом больше всего подорожал газ – на 15 процентов, электричество – на 13, отопление – на 11, горячую воду – на 10,5 процента,  - сказал ведущий круглого стола, сопредседатель «Клуба 4 ноября», член РКРК СРО Партии «Единая Россия» Игорь Андреев.

        Как заявил глава министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень, сейчас выработан предельный индекс по изменению размера платы граждан за коммунальные услуги. Суть в этом, что предельный размер платы за ЖЭУ будет вводиться на пять лет и корректироваться с учётом инфляции по формуле – инфляция минус 30 процентов, или 0,7 от инфляции, ведомство планирует, что уже с 1 июля этого года насчёт действовать пятилетнее ограничение темпов роста коммунального платежа.

      29 января в ЦИК «Единой России» состоялось совместное заседание политических платформ Партии на тему «Социальные нормы электропотребления: баланс интересов бизнеса и граждан». Подчёркивалось, что социальная норма электропотребления эффективна при введении справедливой оплаты для граждан, в противном случае массовое внедрение такого проекта приведёт к социальному взрыву.

       Отмечалось, что соцнорма, в частности,  необходима для того, чтобы сократить перекрёстное субсидирование, о чём говорилось последние годы. Реально же к их выполнению приступили лишь в июле прошлого года, однако по методике, определённой правительством, работали лишь Орловская и Ростовская области. Между тем у нововведения, прозванного в народе «энергопайками», масса противников и «раздавать» их россиянам преждевременно и «не в интересах народа». Особенно болезненно это отзовётся для регионов Дальнего Востока с автономной энергосистемой».

       «На совместном заседании, на котором шла речь о соцнорме, представитель Минэнерго России Андрей Максимов говорил, что при внедрении социальной нормы электропотребления преследовались две основные задачи: снижение доли перекрёстного субсидирования и стимул к электросбережению, как следствие внедрения социальной нормы, - сказал заместитель министра энергетики и ЖКХ Сахалинской области Денис Кан. – При отмечалось, что в действующей модели установление соцнормы проводится каждым регионом самостоятельно.

     Каждый субъект РФ при расчёте соцнормы должен учесть все виды домохозяйств, особенности региона, качество жилья, предусмотреть надбавки по электроплитам и обогрев и другие факторы. И в действующем постановлении это всё учтено. Например, в Ростове соцнорма определена на уровне 96 кВт/ч в месяц для первого типа домохозяйства на одного проживающего в квартире с центральным газоснабжение, средний платёж в регионе – 394 рубля, изменения составили порядка 11 рублей.

      Эксперимент по её введению стартовал 1 сентября 2013 года в шести регионах страны. Его суть в том, что электроэнергию разделили на «дешёвую» и «дорогую». Киловатты в пределах нормы стоят дешевле, а те, что сверх неё, - дороже. По мнению экспертов, гражданам волноваться не стоит – расчёты должны быть сделаны так, чтобы не менее 80 процентов потребителей платили за электричество по тарифу, установленному на потребление в пределах социальной нормы.

       В СМИ часто в качестве примера приводят Владимирскую область, где социальная норма составляет 50 кВтч на человека в месяц. Объёмы потребления электроэнергии сверх нормы в этом случае в 2013 году не превышали 25 процентов. В Красноярском крае размер соцнормы – 75 кВтч, там доля объёмов электроэнергии сверх нормы – 10 процентов. Однако, как сообщали СМИ, результаты экспериментов в пилотных регионах хотя и признаются успешными, мнения «чиновников, депутатов и экспертов разделились». По словам замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, в нормы, которые оплачиваются по более дешёвому тарифу, вписались 90 процентов семей.

     Предварительные расчёты по Сахалинской области следующие: соцнорма электропотребления на 1 человека не менее 280 кВт в месяц, на три – не менее 750 кВт, при этом продолжается работа по анализу и технической оценке состояния жилищного фонда как многоквартирных, так и малоэтажных домов. А также особенности территориальной застройки, городской и сельской территории, близости и отдалённости энергопоставщиков, социального положения граждан – энергопотребителей и многих других факторов».

    «Обратил внимание, что большинство участников опроса, проведённого партийным проектом «Знак качества», его координатор депутат Госдумы Алексей Корягин, ничего хорошего в введении соцнормы электропотребления не видят, -  сказал индивидуальный предприниматель Александр Кузнецов. –  Он признал: эксперимент неудачен тем, что он не учитывает то большое социальное напряжение, которое возникает при упоминании проблем ЖКХ. 

      Надо признать, что население сильно волнует непрозрачность расходов управляющих компаний, капремонт, который приходится ожидать, проблемы с водоснабжением. И, как подчеркнул Алексей Корягин, эксперимент выгоден серьёзным монополистам, но не малообеспеченным слоям населения, а потому эта крайне неудачная затея и время для её выполнения. Думается, что с этим выводом надо согласиться и нам, исходя из многочисленных особенностей состояния и перспектив развития нашего островного края».  

      «Тема для обсуждения актуальна и социально значимая, более того, видимо,  следует учитывать и непростую экономическую ситуацию в стране, хотя социально-экономическое развитие Южно-Сахалинска и в целом нашей области более устойчивое и с хорошими перспективами на возможность опережающего экономического развития, что, несомненно, положительно скажется на уровне и качестве жизни сахалинцев и курильчан, - сказал вице-мэр администрации города Южно-Сахалинска Юрий Алпацкий.

      Публикации по эксперименту в пилотных регионах по соцнорме электропотребления, а также оценки экспертов говорят за то, что только два региона полностью работали по правительственному 614-му постановлению и поэтому «однозначного вывода сделать нельзя – благо это или не благо». К примеру, на Дальнем Востоке, учитывая климатические, географические и социально-экономические особенности региона, объёмы перекрёстного субсидирования особенно велики.

       Разрыв между учтёнными в действующих тарифах и реальными затратами на производство киловатта здесь больше, чем в среднем по России. Больше и доля перераспределения с населения на предприятия, которую нельзя в одночасье переадресовать, заставив жителей платить по справедливости. Именно поэтому в списке из четырёх наиболее проблемных регионов в стране, где перекрёстное субсидирование сохраняется до 2017 года, как во всей России, а до 2029 года – два дальневосточные».

      «Соглашусь с тем, что поднять тарифы даже до уровня экономически обоснованных несложно – сложно получить за это деньги, при этом тарифы уже достигли предела, за которыми любые цифры теряют значение, - сказал генеральный директор ООО «Тепло сберегающие технологии» Владимир Лабай. - По данным РАО ЭС Восток, задолженность дальневосточников за электроэнергию на 1 января 2014 года достигла 3,15 миллиардов рублей, за тепло – почти десять миллиардов. А на начало 2013 года долг за энергоресурсы был 2,8 миллиардов и 8,5  миллиарда соответственно.

      Эксперты отмечают, что одновременно растёт число обращающихся за помощью в органы социальной защиты. Только в Хабаровском крае в 2013 году более 60 тысяч человек не смогли без поддержки государства расплатиться за услуги ЖКХ. Объём субсидий составил около 743 миллионов рублей.

       Стоит напомнить, что на Дальнем Востоке стратегические ошибки оборачиваются миграцией населения из региона. К тому же Хабаровский и Приморский края, которые должны были перейти на социальные нормы ещё в сентябре 2013 года вместе с другими шестью субъектами – «пилотами», отказались от досрочного социального нормирования после бурных  протестов жителей». 

      «Можно согласиться и поддержать слова заместителя председателя Ассоциации Северо-Запада России, председателя Мурманской областной думы Василия Шамбира, прозвучавшие на озвученном совещании «Единой России»: если «приучить людей ещё более экономно подходить к нормам потребления, то дойдём до Средневековья», - сказала председатель Сахалинской общественной организации пенсионеров «Совесть» Татьяна Рукавишникова.

      Удачно и метко подмечено, что энергопотребление в социально развитой семье должно быть достаточным и качественным. Иначе мы получим большое социальное напряжение. В подтверждение того, что инициатива с переходом к соцнорме электропотребления преждевременная говорит, в частности, сообщение члена комитета Совета Федерации по экономической политике Виктора Рогоцкого, что ни один регион не обратился в верхнюю палату российского парламента с просьбой о введении социальной нормы. По его словам, предлагаемая мера «вместо социального благо принесёт социальный взрыв», а нам бы, сахалинцам, этого не хотелось».

       «Президент России Владимир Путин настойчиво требует навести порядок в сфере ЖКХ, в частности, установить понятные правила формирования платежей, которые должны быть сквозными для всех регионов и, конечно, основаны на объективных экономических расчётах с учётом уровня инфляции, например, за предыдущий год,  - сказал механик, ветеран труда Юрий Ракитин. – При поддержке главы государства принят закон об ограничении стоимости услуг ЖКХ на долгосрочной основе и хотелось бы, чтобы «он заработал на деле, а не остался только декларацией».

         Что же касается введения повсеместно уже в текущем году соцнормы электропотребления, то мнения большинства, и не только дальневосточников, но и граждан страны будет однозначным – не торопиться, спокойно и вдумчиво анализировать все аспекты форм и механизмов внедрения стимулов энергосбережения в сфере ЖКХ. Возможно, следует определиться с первичностью мер реформирования жилищно-коммунального комплекса, дать возможность новому министерству строительства и ЖКХ пройти период становления и вхождения с сферу жизнеобеспечения».

     «Сегодня среди проблемных вопросов ЖКХ – это меры одновременного повышения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг с наведением должного порядка в платежах за, как правило, некачественные ЖКУ, что ощутимо как для жителей сельских поселений, так и городских округов, включая и нас, сахалинцев и курильчан, - сказал директор ООО «ТОР» Виктор Фоканов. – Много говорится о механизмах лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ, которое предлагается взять под жёсткий общественный контроль.

      Если же вернуться к вопросу о соцнорме электропотребления, то для регионов Дальнего Востока это имеет особое значение. Напомним, социальное нормирование – мера по решению проблемы перекрёстного субсидирования, при котором  тарифная нагрузка перераспределяется с населения на предприятия, благодаря чему жители платят за электроэнергию меньше, чем должны, а предприятия – больше.

      При этом следует помнить, что особенно дорого нормирование может обойтись жителям децентрализованных зон электро- и теплоснабжения, зачастую наглухо отрезанных от цивилизации. Нет дорог и работы, число постоянных жителей стремительно сокращается, зато стоимость киловатта доходит до 40, а то и 70 экономически обоснованных рублей. Сейчас жизнь здесь держится лишь на энтузиазме жителей и растущих бюджетных вливаний».

      «Обратил внимание на то, что было сказано на переговорных площадках «Единой России» первым заместителем председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Еленой Николаевой, в частности, что социальную ному назвали в народе «социальный паёк», - отметил ветеран труда Людмила Кравчук. –  Конечно, введение соцнормы является вопросом номер один во время всех общественных дискуссий по проблемам ЖКХ. И к соцнорме сложилось не просто негативное отношение, а просто неприемлемое к реализации в нынешних далеко не простых для страны условиях.

        А потому надо исходить из того, что соцнорма несёт с собой огромные политические ми социальные риски, а у населения социальная норма электропотребления вызывает «полное отторжение», что, кстати, подтверждают опросы и социологические исследования. Поэтому органам власти всех уровней следует быть в данном вопросе крайне осторожными, более ответственными и внимательными к тому, что говорят люди, о чём думают предприниматели, хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса».

     «Во многом из того, что было сказано здесь и что публикуется в печатных и электронных СМИ по острым проблемным вопросам ЖКХ, конечно, правильно и всё это требует соответствующего государственного подхода, к чему, кстати, нас и призывает Президент Владимир Путин, - сказал председатель Южно-Сахалинской городской организации ветеранов Николай Литвинов. – Не надо торопиться и в убеждении населения, что введение соцнормы электропотребления – это благо.

      Особенно тревожатся в массовом и поспешном переходе на соцнорму электропотребления наши ветераны и пенсионеры, многим из которых далеко не так просто достойно прожить в условиях постоянного роста розничных и потребительных цен, а тем более порой угрожающий рост тарифов на некачественные жилищные и коммунальные услуги. И это на фоне постоянных претензий к деятельности управляющих компаний».

      «Что касается меня и моих коллег по общественной работе, то мы против введения уже в текущем году, как это предусмотрено соответствующими решениями, социальной нормы электропотребления, тем более в наших весьма неоднозначных по сложности жизни сахалинских условиях,  - сказала ветеран труда Нина Антропова. – А потому мы поддерживаем своевременный предметный, конкретный разговор и верные выводы, которые были сделаны на переговорных площадках «Единой России».

     Что касается органов областной и муниципальной власти нашего региона, то хотелось бы просить всех, кто курирует и занимается сферой ЖКХ, не торопиться с переходом на соцнорму электропотребления и более ответственно подойти к изучению всех сторон далеко не простой проблемы энергосбережения, прежде всего, с участием населения многоквартирных и малоэтажных домов на Сахалине и Курильских островах».

      «С удовлетворением мною и коллегами воспринята позиция представителей «Единой России» на совещании в ЦИК, когда большинство экспертов высказалось против предложений министерства строительства и ЖКХ России и Минэнерго страны о безусловном выполнении правительственного постановления 614 с лета текущего года повсеместно во всех субъектах Федерации, - сказал руководитель аналитического отдела НП «ЖКХ – Сервис» Юрий Ревин.

      Мы тоже просмотрели цифры, которые были озвучены Минэнерго и не увидели экономической целесообразности для введения социальной нормы электропотребления. Безусловно, данная норма – это социально негативный путь решения актуальной и болезненной для населения проблемы. И та работа, которая проводится в нашей области в рамкам подготовки к переходу на данную соцнорму, должна быть продолжена, более того с широким, гласным и открытым участием общественности, независимых экспертов».  

      «Здесь уже отмечалось, что любое повышение цен на продукты питания и товары первой необходимости, а тем более ежегодный и весьма ощутимый для людей преклонного возраста, прежде всего неработающих ветеранов и пенсионеров, рост тарифов на некачественные в целом услуги ЖКХ, болезненно воспринимаются в нашем обществе, - сказал ветеран труда Анатолий Смирнов. – И поэтому тот разговор, который состоялся здесь, то сигнал, который был дан на площадках «Единой России», полезен и должен быть продолжен с учётом корректировки в действиях и шагах заинтересованных госструктур и местных органов власти по сфере ЖКХ.

      Понятно, что социальное нормирование – эта мера по решению проблемы перекрёстного субсидирования, при котором  тарифная нагрузка перераспределяется с населения на предприятия, благодаря чему жители платят за электроэнергию меньше, чем должны, а предприятия – больше. Где-то задействованы интересы бюджетов соответствующих уровней, а не все регионы имеют самодостаточные бюджеты. Что касается Сахалинской области, то власти делают всё, чтобы вести разумную бюджетную политику, в частности в сфере жизнеобеспечения».

     «Что касается социального нормирования, о чём уже говорилось, то следует помнить, что особенно дорого нормирование может обойтись жителям децентрализованных зон электро- и теплоснабжения, зачастую наглухо отрезанных от цивилизации, - сказала представитель Корсаковской общественной организации «Народное Собрание» Елена Покушина. –  Нет дорог и работы, число постоянных жителей стремительно сокращается, зато стоимость киловатта доходит до 40, а то и 70 экономически обоснованных рублей. Сейчас жизнь здесь держится лишь на энтузиазме жителей и растущих бюджетных вливаний.

     Поэтому надо крайне осторожно и ответственно, как уже подчёркивалось, относится к теме соцнормы электропотребления, слишком большой резонанс в обществе получила разноречивая информация в СМИ относительно практических мер по энерсбережению, в которой непосильную ношу возлагают на социально неоднородное население, более того без убедительного просчёта всех последствий, которые негативно отразятся на уровне и качестве жизни большого числа россиян».  

      «Здесь говорилось о росте тарифов и мерах по их ограничению, а потому с принятием закона, устанавливающего предельные индексы роста оплаты услуг ЖКХ, муниципалитеты не смогут повышать плату за ЖКУ более чем в 1,5 раза от утверждённого правительством уровня для конкретного региона. - сказал главный специалист министерства энергетики и ЖКХ Сергей Медведев.

      В общих чертах система должна работать так: правительство, например, решило, что платежи за услуги ЖКХ могут в течение трёх лет повыситься на 10 процентов. Губернатор может довести эту цифру максимум до 15 процентов, но если захочет повысить больше, надо будет договариваться с муниципалитетами. Будет учитываться как мнение всех заинтересованных сторон, управляющих организаций и ресурсоснабжающих предприятий, так и собственников жилья, общественных организаций».

    «Как стало известно из СМИ, директор Дальневосточного научно-исследовательского института рынка ДВО РАН, доктор экономических наук Вадим Заусаев более терпим к ограничению, но с оговорками. По его словам, социальные нормы нужны, если к ним подходить взвешенно и вдумчиво, - сказал декан факультета экономики и информатики ЮСИЭПИ Овсеп Оганесян. – Нам, россиянам, возможно, они требуются даже больше, чем другим, потому что мы привыкли к неоправданной расточительности. Грамотно, детально проработанные нормы призваны защитить малоимущие и средние слои населения.

        Как резюмирует Вадим Заусаев, любое здравое начинание можно извратить бездумным исполнением, а для Дальнего Востока, испытывающего колоссальные демографические проблемы, ещё одна бюрократическая «загогулина», очередной чиновничий ляп могут оказаться фатальным.

     Недавно «Российская газета» разместила таблицу размеров социальной нормы на электричество и тарифы на оплату нормативного и сверхнормативного потребления в регионах «ПИЛОТАХ»: Забайкальский край – размер базовой соцнормы, кВт/ч, с 01.09.2013 года – 65, тариф по соцнорме и сверх нормы, руб. за кВт/ч – 2,28/3,78;  Нижегородская область соответственно 50 и 2,72/4,84; Орловская область – 190 и 2,96/3,68; Владимирская область – 50 и 2,98/3.76; Ростовская область – 96 и 3,5/3,89; Красноярский край – 75 и 1,83/2,97». 

      Итогом острого, живого и откровенного обсуждения участники круглого стола  поддержали выводы, которые были сделаны на совещании трёх партийных площадок «Единой России» 29 января по соцнорме электропотребления – преждевременна указанная инициатива, которая негативно может отразиться на социально-политической стабильности российского общества.

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов