Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 20 сентября 2019 года
 


Rambler's Top100

"Круглый стол" в Сургуте: «Межнациональное единство: формирование образа гражданина России»


1.11.2013

1 ноября в Сургуте состоялось очередное заседание регионального отделения Клуба политического действия «4 ноября».

Тема встречи: «Межнациональное единство: формирование образа гражданина России».

Участники представители исполнительной и законодательной власти регионального и муниципального уровня Югры, учёные и общественные деятели.

- Сегодня у нас заседание Клуба «4 ноября» сегодняшняя встреча посвящена теме«Межнациональное единство: формирование образа гражданина России», на базе социологических исследований, которые провели в городе Сургуте. Эти данные легли в основу проекта резолюции, которая предложена вашему вниманию. 

- Уважаемые участники Клуба, я остановлюсь на проблеме причин межнациональных конфликтов. Сегодня об этом очень много и эмоционально говорят, и эти суждения зачастую мифологизированы.

Вместе со студентами мы провели контент-анализ, за основу нашего исследования взяли четыре групп: интеллигенция, политики и депутаты, чиновники и само население.

Итак, что показали наши исследования:

Во-первых, в общественном сознании отсутствуют расизм и националистические предрассудки. О чем свидетельствуют дружеские и брачные связи между представителями разных этносов, отсутствие расселения по этническому признаку и т.д. Отметим и то, что на самом деле противостояния проходят не по линии разделов этносов, а по линии «местный» - «приезжий».

Во-вторых, отсутствует какое-либо неравенство, дискриминация в политических и социальных правах между людьми разных национальностей.

Для межэтнических конфликтов в России нет никаких условий.

Представления о ксенофобии мифологизированы.

Конфликты, которые именуют межэтническими в современной России, являются таковыми лишь по форме выражения. По своему же существу, содержанию – эти конфликты являются социальными и политическими.

Во-первых, в общественном сознании отсутствуют расизм и националистические предрассудки. О чем свидетельствуют дружеские и брачные связи между представителями разных этносов, отсутствие расселения по этническому признаку и т.д. Отметим и то, что на самом деле противостояния проходят не по линии разделов этносов, а по линии «местный» - «приезжий».

Во-вторых, отсутствует какое-либо неравенство, дискриминация в политических и социальных правах между людьми разных национальностей.

Конфликты имеют социальную природу, и их предпосылкой является образование в структуре населения особой группы – агрессивной и склонной к социальной девиации.

Основным видом ее экономической активности выступает стремление не к трудовой деятельности, а к получению бесплатных социальных благ за счет бюджета. Этому способствует сохранение в современной России социалистического типа экономики, основанному на перераспределении, уравнительности и предоставлении широких социальных гарантий.

Существование таких групп людей, с высокими уровнем запросов и с одновременным обладанием политическими правами, позволяющими добиваться удовлетворения этих запросов не за счет личного труда и образования, а за счет давления на государство, было известно уже в древности, получив тогда уже название «охлос».

Бороться с межэтнической конфликтностью путем формирования толерантности к представителям других народов явно недостаточно, это – бороться с последствиями, а не с причинами. Поскольку природа этих конфликтов социальная.

Рассмотрим на примере нашего исследования молодежи характерные особенности  этой группы, характеризующейся нетолерантностью и агрессивностью. Всего, по нашим оценкам, этот кластер составляет двадцать процентов от общего числа молодежи. Вероятно, примерно, такой же объем занимает аналогичная группа и во всей структуре населения. Добавим лишь, что черты, ярко выраженные у этого кластера, имеют тенденцию к распространению и влиянию и в обществе в целом. Охлократические настроения пронизывают в большей или меньшей степени все слои населения.

Для этой группы с агрессивным, интолерантным поведением характерно в большей мере недоверие политическим институтам, неуважение к закону и правопорядку, недовольство своим социальным положением и представление об этом как социально несправедливом, но стремящихся улучшить это положение не собственным трудом, а за счет давления на государство и перераспределение социальных ресурсов. Если добиться этого не удается в полной мере, то это недовольство выплескивается на других, например, - на другие этносы.

Эта агрессия проявляется на каждом шагу, ярким свидетельством чему являются, например, драки на дорогах. Конфликты с участием людей разных национальностей – лишь одно из проявлений этой повсеместной агрессии.

Можно предположить, что если бы не было удобного объекта приложения чувства неприязни в виде людей другой национальности, то была бы найдена другая группа, на которую был бы направлен потенциал конфликтности. Вероятно, такой группой стали бы люди, с более высоким социальным и имущественным статусом.

Характерной чертой сознания этой группы является нигилистическое отношение к закону и политическим институтам, отсутствие социальной дисциплины, что находит в частности выражение в готовности к крайне агрессивному поведению. Причем объект этой агрессии для данной группы не важен. Это могут быть представители другой национальности, но, с таким же успехом, это могут быть люди с другим социальным положением, политическими или религиозными взглядами.

Формирование в обществе охлократической среды – главная социальная причина социальной конфликтности.

Но есть и дополнительные факторы, способствующие напряженности.

Например, агрессивное отношение именно к приезжим имеет вполне объективную причину. Приезжие являются для местного населения конкурентами. Но конкурентами не на рынке труда, а в сфере того самого распределительного механизма социальных благ, о котором шла речь выше. Именно борьба за эти блага за бесплатные социальные блага составляет одну из важных сторон социально-экономической деятельности населения,  а тут появляются значительные группы извне, претендующие с равными правами на бесплатную медицину, образование и т.д. Эту настоящую причину своего негативного отношения к приезжим местное население прячет под мифом об, якобы, нарушении этими приезжими неких местных обычаев и традиций

Объяснение наиболее негативного отношения именно к выходцам с Северного Кавказа также имеет вполне социальную причину. И находится эта причина на самом Северном Кавказе. Несмотря на усиленные экономические вливания в этот регион из федерального бюджета, а может быть и благодаря им, здесь наиболее высок уровень коррупции, порождающий клановый характер общества. Но клановость означает, что, наряду с преуспевающими кланами, должны существовать группы людей, вытолкнутые из этой системы и лишенные клановых благодеяний. Представители именно эти групп, по сути маргинальных, лишенных возможности найти применение на родине, оказываются в других российских регионах. Ослабленное чувство национальной и гражданской идентичности и выработанная ранее привычка выживания любой ценой делают этих людей наиболее склонных к девиантному поведению, что не остается незамеченным местным населением, распространяющим это мнение на всех выходцев с Кавказа.

Формирование в обществе охлократической среды – главная социальная причина социальной конфликтности.

В этих условиях большое значение имеет идеологическая, воспитательная работа.

В первую очередь, направленная на формирование общенациональной идентичности, способной преодолеть узкие этнические и национальные идентичности. Но, к сожалению, такая задача даже не была поставлена. Акцент был сделан на развитии именно этнических культур. В основу было положено неверное представление о национальном самосознании и национальной культуре как простой сумме самосознаний и культур, населяющих страну этносов.

В результате сегодня ценности этнических групп стали более значимы, чем ценности общегосударственные. На самом деле общегражданская идентичность суммой этнических культур, не является, а образует особый надэтнический феномен, формирование которого должно было явиться предметом целенаправленной работы.

Общенациональная идентичность в духе неверно понятого мультикультурализма стала мыслиться как простая сумма этнических культу и ценностей. Сложилось крайне неверное представление, что достаточно просто познакомить всех и со всеми и общенациональная идентичность сложится сама собой. На изучение множества культур и религий акцент был сделан и в школьных программах.

Другая крайность, противников мультикультурализма, но также, уводящая от основной проблемы формирования общенациональной системы ценностей  - это объявить русскую культуру, духовность и религию - православие - государственными. С призказкой: «приехали к нам и живите как мы вам скажем». Никакой идентичности на этом не построишь. Более четверти респондентов в ходе нашего опроса высказались против объявления ценностей русской культуры государствообразующими.

Еще один важный момент, у нас не осталось, за исключением Великой Отечественной Войны, общенациональных символов, которые бы объединяли и устраивали все этносы России.

Подводя итог. Назовем основные причины межэтнической конфликтности.

Социальная – ослабление социальной дисциплины и ответственности, рост агрессивности и чувства безнаказанности. Агрессивность по отношению к представителям другой нации – это лишь одно из проявлений этой тенденции. Одних это ощущение позволяет срывать зло на людях другой национальности. Других заставляет искать в национализме и националистических организациях защиту, которую они не получают со стороны правоохранительных институтов.

Политическая - низкий уровень правосознания и  доверия к политическим институтам

Идеологическая - пробелы в формировании общенациональной идентичности

Экономическая - просчеты в регулировании внутренней миграции.

Что следует сделать?

В первую очередь отдавать отчет, что причины конфликтов - глубокие, социальные. Их нельзя списывать на низкий уровень толерантности и культуры.

Перейти к экономике, основу которой составляет соответствие вознаграждения количеству и качеству труда. Это простой принцип. Власть должна перестать воровать, а народ должен начать работать.

Во-вторых, в идеологической работе перенести акцент с поддержки этнических культур на общегражданские ценности.

В-третьих, устранить систему клановости и коррупции на Северном Кавказе, выталкивающей население в другие регионы и провоцирующей социальные конфликты.

В-четвертых, - вернуть доверие политическим институтам. Создать политическую систему, воспринимаемую населением как выразителя своих интересов.

Эти задачи  и другие задачи труднее решить, чем принять очередную программу развития толерантности и пропаганды этнических культур. Но только они дадут возможность избежать социальных кризисов. 

- Михаил Юрьевич, вы могли бы предложить депутатам принять участие в вашем исследовании, мы были бы только рады внести свой вклад в серьезное социологическое исследование.

То, что у нас, за исключением Великой Отечественной Войны нет символов национальной идентификации нации. С этим тезисом я не совсем согласен. Совсем недавно мы пережили трагедию на Дальнем Востоке, и как в прежние времена стихийное бедствие нас объединило. И без всякой риторики, от Москвы до Чечни, анонимно и без пафоса люди перечисляли деньги, кто сколько сможет на помощь нуждающимся.

Вот в этом и есть сила нашего единства.  

- Многие благополучные страны западной Европы, очень серьезно затронул фактор межнациональных отношений. Например, до недавнего времени считалось, что Скандинавские страны и в этом вопросе являются образцом стабильности. Однако в свете событий в Норвегии, теракта Брейвика мы понимаем, что и в Европе эта проблема имеет большую значимость.

В Швеции буквально на днях состоялись серьезные социальные акции со стороны мигрантов, которые во многом способствует нагнетанию  в том числе и межэтнического противостояния.

Если мы будем останавливаться конкретно на нашем городе, то тут надо понимать, что с помощью диалога разных национальностей мы усиливаем наше гражданское общество.

Мы должны еще раз подумать о том, как за счет многонационального Сургута, сделать так, чтобы люди, проживающие здесь и были равны в правах, также учитывались интересы всех национальных сообществ.

Я считаю необходимо сформулировать общегородские правила поведения, приемлемые для всех сообществ и этнических объединений.

Единство, например, это когда на первомайской демонстрации все идут одним маршем, люди празднуют и говорят на одном языке. А не в демонстрации особенностей, выпячивании своей национальной специфики.

- Буквально вчера был день комсомола, вспоминали время комсомольских строек. Не говорили о национальностях, говорили об образованности этих людей. А давайте сейчас посмотрим, какие мигранты приезжают в наш город. Какое образование у них? Это фактически маргинальные слои населения, которые уехали со своих республик для того, чтобы выжить. За последний год в городе было достаточно много серьезных столкновений, по счастью славянские этносы не были в них втянуты.

Поэтому они и приезжают сюда, заселяя компактно, гаражи, подвалы, квартиры и население к ним соответствующим образом и относиться.

Так или иначе, все возвращается к проблеме образования. Ты отдаешь своего ребенка в школу, особенно это касается начального звена обучения, а там есть дети, которые по-русски ни читать, не писать не умеют. Эта проблема действительно очень серьезная, как тут поступить, тоже пока не ясно.

И как быть с инициативой граждан, которые хотят пройти с флагами и эмблемами русского этноса. Является ли это национализмом, или всего лишь стремлением к самоидентификации, где грань между патриотизмом и национализмом?

- Вы правы Олег Михайлович, темпы миграции иностранных граждан в наш регион, перекрывают возможность их социальной и культурной адаптации.

Когда с такой скоростью к нам прибывают мигранты, среда зачастую не успевает их  ассимилировать, с теми людьми, которые не успевают, или не способны адаптироваться происходит то, что происходит.

По поводу русского марша, это нечто иное, и к этому относиться нужно иначе нежели к любым акциям проводимым диаспорами, национально-культурными сообществами. Потому что, Россия –  это титульная нация, основа полиэтнической закваски русского общества. Мы помним отношение к школе русской культуры, когда говорили, «какая русская культура может быть в России»? Ведь это выделять и обособлять некорректно. К русскому маршу так и относятся, никто не понимает, как на него реагировать и что он обозначает. Важен не сам по себе марш, важно под какими знаменами он пройдет, какие штандарты понесут. Какие будут лозунги, и не будет ли там провокаторов использующих патриотическую идеологию в своих целях?

-Вашему вниманию предлагается проект «Формирование толерантных отношений и профилактика ксенофобии и экстремизма в молодёжной среде города Сургута и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Инициатор проекта:

Студенческий парламент

Сургутского государственного университета

 

Целевая аудитория:

- национальные автономии, национально-культурные центры; национальные объединения, диаспоры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- национальные молодёжные объединения и группы, молодёжные организации;

- студенты Сургутского государственного университета.

 

Условия реализации проекта:

 

- Повышенный уровень организационной активности в молодёжной среде;

- Стихийный характер проявления организационной активности;

- Отсутствие навыков разрешения межгрупповых конфликтов в молодёжной среде у лидеров групп;

- Невыраженная структура организации молодёжной среды;

- Бесконтрольность коммуникативных каналов внутри среды;

- Относительно высокая вероятность возникновения неконтролируемых деструктивных социальных явлений в молодёжной среде.

Целью проекта является формирование, структурирование и развитие институтов управления и влияния в национальной молодёжной среде, обеспечивающих высокий уровень толерантности, межнациональной терпимости и стабильности в обществе

Механизмы реализации проекта

Общий подход – формирование института молодёжного национального лидерства.

Организация – создание Межнационального молодёжного совета при Центре дружбы народов СурГУ, реализующих направления:

- вовлечение молодёжи в конструктивную созидательную деятельность;

- сотрудничество с национальными организациями;

- сотрудничество с молодёжными организациями.

Принципы деятельности:

- школа национального лидерства;

- организационная активность;

- разнообразие интересов;

- наставничество;

- консультирование.

Деятельность:

- обучение участников Межнационального молодёжного совета лидерству, межкультурной коммуникации, управлению конфликтами, проектному менеджменту, правовым аспектам национальной политики Российской Федерации, особенностям национальных культур жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- реализации мероприятий, направленных на формирование и расширение состава групп, состоящих из представителей соответствующих национальностей, и их совместная деятельность для достижения целей мероприятий.

Задачи проекта

 

- Формирование Межнационального молодёжного совета;

- Планирование и организация деятельности Межнационального молодёжного совета;

- Организация обучения участников Межнационального молодёжного совета;

- Планирование и реализация мероприятий Межнационального молодёжного совета;

- Организация системы мониторинга эффективности реализации проекта;

- Преобразование проекта в форму производственного процесса в рамках внеучебной работы Сургутского государственного университета.

Результаты реализации проекта

 

- повышение уровня управляемости молодёжной национальной средой;

- увеличение степени межнациональной интеграции через развитие неформального межнационального общения и установление устойчивых каналов межнациональной коммуникации;

- предотвращение вовлечения национальной молодёжи в деструктивные и экстремистские национальные организации;

- снижение уровня межнациональной напряженности в городе Сургуте и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре путём формирования навыков преодоления конфликтных ситуаций в молодёжной национальной среде;

- формирование информационной политики, направленной на развитие толерантности в общественном сознании городского сообщества;

- формирование кадрового резерва для национальных, молодёжных и общественных организаций и объединений;

- разработка модели управления и влияния в национальной молодёжной среде на примере города Сургута с последующей трансляцией этой модели на другие муниципалитеты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- укрепление межмуниципальных связей, структурирование, развитие и гармонизация межмуниципального взаимодействия в молодёжной среде Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Целевые индикаторы

1) Количество национальных организаций, молодёжных объединений и групп, принимающих участие в проекте.

2) Количество молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, принимающих участие в проекте.

3) Количество мероприятий Межнационального молодёжного совета, проводимых в ходе реализации проекта.

4) Количество лидеров, прошедших подготовку и обучение в рамках работы Межнационального молодёжного совета.

5) Количество публикаций в СМИ о деятельности и мероприятиях, проводимых Межнациональным молодёжным советом.

6) Количество участников Межнационального молодёжного совета, возглавивших  существующие, или основавших новые национальные автономии, национально-культурные центры, национальные объединения, диаспоры, национальные молодёжные объединения и группы, молодёжные организации.

 

Сроки реализации проекта

 

Подготовительный этап: 07.10.13г. – 04.11.13г.

Этап реализации проекта: 05.11.13г. – 30.06.14г.

Этап перевода в стадию производственного процесса Сургутского государственного университета: 01.02.14г. – 31.12.14г.

 С 01.01.15г. – бессрочно.

 

Спасибо за внимание и надеюсь на конструктивный диалог.

 

Уполномоченный по правам человека в Югре, Александр Сидоров

 

- Безусловно, именно университет, это то место где должна проводиться работа по профилактике  конфликтов и укреплению межнациональных отношений. По двум главным причинам – во-первых, студенческое сообщество многонационально, во-вторых, это те молодые люди, которые завтра пойдут на работу, в коллективы и сообщества и насколько они будут адаптированы сами, настолько мы вправе рассчитывать на то, что уже эти люди будут способствовать укреплению межэтнического диалога в обществе. На мой взгляд, это очень важный проект.

 

Заместитель председателя Думы Югры, Александр Сальников

 

- Важно, что тему межнациональных отношений стали разрабатывать, используя научный подход, фактическую доказательную базу. У меня вопрос, скажите Виталий Владимирович, на базе каких национальных групп планируется реализация этой программы?

 

Проректор по внешним связям и развитию Сургутского государственного университета, Виталий Рыжаков

 

- Прежде всего, тех, которые  является частью национальных автономий и диаспор. С ними мы уже проговаривали возможность сотрудничества. Кстати говоря, около половины руководителей диаспор мне сказали, что они полностью эту инициативу поддерживают. Более того они видят в этих новых лидерах свою грамотную смену. У нас больше ста национальностей, соответственно и перспективы для развития у нас большие.

 

Заместитель главы администрации города Сургута, Алексей Сафиоллин

 

- У нас много данных о том кто наполняет сургутский рынок труда и мы готовы вам помогать по части реализации этого проекта. Более того, возвращаясь к известной городской проблеме. В настоящее время в Сургуте проживает более 30 тысяч мигрантов,  из них только около 10 тысяч официально зарегистрированы, остальные 20 – это те которые работаю в городе, нарушая законодательство, хоть они и имеют девяностодневную визу, но, по законам РФ, они не вправе у нас работать, тем самым возникает и экономический аспект проблемы.

 

Проректор по внешним связям и развитию Сургутского государственного университета, Виталий Рыжаков

 

- В этой части вопроса у нас был опыт взаимодействия с нашими немецкими коллегами, которые имеют опыт работы, в том числе и с аудиторией, принадлежащей к нелегальным мигрантам. Реализация нашей программы способствует созданию системы взаимодействия с различными этническими контингентами, а деятельность будет проходить на базе Центра дружбы народов СурГУ. Такая работа имеет аналоги в международной практике, у нее есть определенные механизмы. 

 Уполномоченный по правам человека в Югре, Александр Сидоров

 - Кроме того важно учесть еще одну проблему. Многие этнические и национальные объединения указывают на сложность в коммуникации с вновь прибывшими на территорию РФ гражданами других государств. Молодое поколение, как указывают старожилы этих объединений, не придерживается тех национальных традиций, которые они афишируют российскому обществу, так что в работе с представителями различных этнических групп нужно будет учитывать и этот фактор.

 

Проректор по внешним связям и развитию Сургутского государственного университета, Виталий Рыжаков

- Недавно мы посетили Ханты-Мансийск в составе международной выставки, там мы познакомились с руководителем организации клуб «диалог». Они предлагают следующий механизм работы, в том числе с молодежью. Механизм «медиаторов», когда из среды выделяют лидера, с которым ведется работа, в свою очередь это субъект ведет работу со средой, которая  с его мнением считаются. Понимая эту проблему, будем использовать, в том числе, и подобную методику работы. 

Председатель регионального отделения клуба, ректор Сургутского государственного университета Сергей Косенок 

- Благодарю участников за плодотворную дискуссию.

 безусловно, надо понимать, что Сургут, как и вся Россия многонационален, но исторически складывается так, примером тому Советский союз, что нас способна объединить только одна большая сверхзадача, которая и сможет сгладить все противоречия и сформировать приоритеты, которые будут не в сфере различий, а в поиске межнационального единства и сотрудничества.

 - Хотелось бы глубже понимать, как возникает ситуация этнической напряженности в обществе. И что первично? Во многом на ситуацию влияют СМИ. Возьмем последние событие в том же Бирюлево. СМИ акцентировали внимание не на то, что человек совершил преступление, а на то, что преступление совершил гражданин Азербайджана. Так любой бытовой конфликт можно довести до уровня межэтнического, а ведь конфликты в нашей жизни неизбежны, и в них в любом случае уже по определению будут участвовать люди разных национальностей. Мы ведь живем в многонациональной стране. И все это переходит в плоскость межнациональных отношений. На самом деле в докладе было справедливо указано на истоки этих конфликтов – экономические, бытовые, социальные.

Поэтому я задаюсь вопросом, действительно ли так актуальна плоскость межнациональных конфликтов в нашем обществе, или это смещение фокуса, с целью увести общественное внимание от социальных, бытовых, экономических и прочих неурядиц?

И не только «репрессивный аппарат» СССР дел нас равными. Раньше была единая система образования, единство социального достатка, межнациональные отношения тем самым, корректировались на уровне государства и находились в плоскости стабильности.

И совершенно справедливо было замечено по поводу идентичности. Ведь в настоящее время мы пытаемся ее изыскать, не создавая при этом единой среды и единой программы по межнациональному взаимодействию.

 

- Михаил Юрьевич, вы могли бы предложить депутатам принять участие в вашем исследовании, мы были бы только рады внести свой вклад в серьезное социологическое исследование.

То, что у нас, за исключением Великой Отечественной Войны нет символов национальной идентификации нации. С этим тезисом я не совсем согласен. Совсем недавно мы пережили трагедию на Дальнем Востоке, и как в прежние времена стихийное бедствие нас объединило. И без всякой риторики, от Москвы до Чечни, анонимно и без пафоса люди перечисляли деньги, кто сколько сможет на помощь нуждающимся.

Вот в этом и есть сила нашего единства.

 

презентация межнациональные отношения.ppt (Размер: 1239040)

Презентация_Рыжаков.ppt (Размер: 162304)

 

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов