Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 18 ноября 2019 года
 


Rambler's Top100

Клуб «4 ноября»: В Южно-Сахалинске обсудили тарифы в ЖКХ


2.08.2013

В  помещении Региональной общественной приёмной Председателя Партии «Единая Россия» Д.А.Медведева прошёл «круглый стол» на тему «О тарифной политике в жилищно-коммунальном хозяйстве: региональный аспект» с приглашением представителей РЭК и министерства энергетики и ЖКХ Сахалинской области, администрации города Южно-Сахалинска, регионального координатора партийного проекта «Управдом» депутата Сахалинской областной Думы Валерия Тен и председателя общественного совета при областном министерстве энергетики и ЖКХ Артёма Круглика.

В обсуждении проблемной и социально значимой темы приняли участие собственники жилья и члены советов многоквартирных домов, представители ветеранских, молодёжных и иных организаций, предпринимательского сообщества, лидеры общественного мнения «Единой России».

«Среди социально значимых и острых вопросов, беспокоящих граждан, по-прежнему ситуация в ЖКХ, в том числе ежегодный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, о чём обстоятельно и предметно говорилось на заседании Госсовета 31 мая текущего года, прошедшем под председательством Президента РФ Владимира Путина, - сказал ведущий «круглого стола» сокоординатор Сахалинского отделения Клуба «4 ноября», член РКРК СРО Партии «Единая Россия» Игорь Андреев. - Глава государства предложил, в частности, обсудить целесообразность установления на федеральном уровне порядка долгосрочного регулирования роста платежей.

«Президент подчеркнул, что не следует забывать, что ЖКХ – социально ориентированная отрасль, и государство должно держать под контролем уровень тарифов. Нельзя допустить резкого и неоправданного увеличения платежей за жилищно-коммунальные услуги. При этом было сказано, что людей не устраивает качество услуг, а дефицит специалистов в отрасли приближается к 70 процентам. «Все эти претензии – они, безусловно, направляют властям, причём самого разного уровня – начиная от муниципалитета и заканчивая федеральной властью», - отметил Владимир Путин.

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин в своём выступлении на заседании Госсовета признал, что среди задач, над которыми работает правительство области, - это повышение качества коммунальных услуг, создание условий для увеличения объёмов и удешевления жилищного строительства, привлечение в сферу коммунального хозяйства частных и инвесторов. На территории региона завершена работа по формированию градостроительной основы муниципальных образований, разработаны генпланы городских округов и на базе этих документов приступили к разработке схем ресурсоснабжения населённых пунктов.

Разработана перспективная схема теплоснабжения города Южно-Сахалинска, и к 2027 году площадь отапливаемых помещений в областном центре должна вырасти более чем в два раза. Общий объём финансирования всех инвестпроектов, предусмотренных перспективной схемой теплоснабжения города, на 2012-2027 годы составляет более 16 млрд. рублей Комбинированные источники инвестиций, по предварительным расчётам, позволят сохранить динамику тарифа на тепловую энергию в пределах, не превышающих прогнозируемый темп инфляции».

«30 июля на совещании с главами муниципалитетов области первый заместитель губернатора Константин Строганов напомнил о том, что готовность к предстоящему отопительному сезону на Сахалине и Курилах в августе должна составлять 50 процентов, - сказала первый заместитель министра энергетики и ЖХХ Сахалинской области Надежда Мошенцева. - На совещании глава нашего министерства Георгий Митрик признал, что далеко не все муниципальные образования на данный момент идут в графике запланированных работ и напомнил, что с начала этого месяца начнутся инспекционные поездки во все районы области с целью оценки на местах реального положения дел.

Было особо подчеркнуто, что правительство области вкладывает в модернизацию и подготовку систем ЖКХ к отопительному сезону достаточно серьёзные финансовые средства, а потому необходим конкретный и ощутимый положительный результат, своевременная и качественная готовность всех систем жизнеобеспечения к началу осенне-зимнего отопительного периода. Руководитель государственной жилищной инспекции области Виктория Кулик сообщила на совещании о том, что приказом Госстроя России утверждена форма электронного паспорта многоквартирных жилых домов и объектов коммунальной инфраструктуры.

Главам муниципальных образований было рекомендовано незамедлительно организовать работу по заполнению электронных паспортов для учёта жилищного фонда, что позволит данной «инвентаризацией» оценить текущее состояние жилищного фонда в островном регионе, в частности, выявить проблемные дома и при необходимости включить их в ту или иную жилищную программу. На совещании затрагивались и другие вопросы, в том числе о ходе выполнения плана по жилищному строительству и о вводе детских садов на территориях районов области.

На майском заседании Госсовета по проблемам ЖКХ отмечалось, что одна из приоритетных задач – это внедрение стандартов оказания коммунальных услуг, обеспечение чёткого контроля за тем, чтобы они соблюдались на всей территории страны. Президент Владимир Путин подчеркнул, что предприниматели должны быть готовы не только вкладывать свои средства, но и качественно выполнять стоящие перед ними задачи, свои обязательства перед потребителями услуг, а также иметь штат квалифицированных кадров.

Среди активно обсуждаемых тем – социальные нормы потребления в ЖКХ, в частности, электроэнергии, которые планируется ввести в стране с 2014 года, а потребления воды – с 2015 года. Первая социальная норма в пилотном режиме вводится с 1 сентября этого года в семи регионах, при положительном эффекте – в следующем году во всех субъектах России. Такой же эксперимент по социальным нормам потребления воды будет проводиться в будущем году, с начала на пилотных проектах, а с 2015 года – по всей территории страны. При этом подчёркивается, что в пределах социальной нормы тариф на электроэнергию и воду должен быть снижен, а за потребление сверх нормы потребители будут платить больше».

Следует особо отметить, что для снятия возможной социальной напряжённости в регионе было решено, что предприятия ЖКХ получат субсидии, и для этого в бюджете области зарезервировано 412 млн. рублей. Всего же из регионального бюджета на компенсацию затрат населения оплаты коммунальных услуг в текущем году запланированы средства в размере 2 млрд. 800 млн. рублей».

«Как пишут СМИ, жителям островного региона надо быть готовыми к получению новых квитанций за услуги ЖКХ, когда со второй половины года сахалинцы получают новые квитанции за услуги ЖКХ с оплатой за тепло, свет и воду, - сказала заместитель председателя РЭК Сахалинской области Нина Панова. – Действительно, в первом полугодии ещё действовали тарифы, значения которых не превышали тарифы, установленные по состоянию на 31 декабря 2012 года. С 1 июля текущего года показатели коммунальных тарифов изменились в сторону роста.

Изменения тарифов было решено произвести летом для того, чтобы предотвратить традиционное раскручивание инфляции в начале года и делается это, прежде всего, из-за повышения тарифов на услуги субъектов монополий и предприятий ЖКХ-комплекса. При этом увеличение тарифов именно с июля позволит гражданам легче перестроиться, так как в это время года значительно уменьшается объём потребления коммунальных услуг. Предельный рост цен на тепловую энергию составит порядка 12 процентов.

Установлен единый тариф на электроэнергию для всех муниципалитетов – 3,37 рубля за кВтч с НДС, что равно 110 процентам к уровню тарифа, который действовал с 1 июля прошлого года. Жители области, потребляющие электроэнергию от станций «Сахалинэнерго», будут платить лишь 62 процента от общей стоимости. Разницу субсидирует областной бюджет, на что выделяется 949,4 млн. рублей. Тарифы на холодную воду и водоотведение выросли на 11 процентов, горячая вода – в среднем на 10,7 процента. При этом предусмотрены компенсация и субсидирование оплаты тарифов ЖКХ для определённой категории граждан.

Например, если расходы на оплату услуг ЖКХ составляют более 15 процентов на общий доход семьи, то в таком случае полагается денежная помощь из областного бюджета, на сегодня - это свыше десяти тысяч сахалинцев, сумма – порядка двух тысяч рублей в месяц. Отдельным категориям граждан предусмотрены ежемесячные выплаты в среднем по 2,5 тысячи рублей. Сейчас в области ежемесячные льготные выплаты получают свыше 80 тысяч жителей. Согласно постановлению правительства области, нормативы на общедомовые нужды также будут компенсироваться из регионального бюджета.

Недавно премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о поэтапном введении социальной нормы потребления электроэнергии в регионах. Как было сказано на заседании правительства, в пределах социальной нормы потребления тарифы должны быть снижены, а за её пределами – несколько повышены.

Потребление сверх нормы будет оплачиваться по экономически обоснованному тарифу, покрывающему все издержки, связанные с производством и доставкой электроэнергии до граждан. Расчёт социальной нормы будет в первую очередь зависеть от численности состава семьи. Известно, что устанавливать норму потребления для бытовых потребителей будут главы регионов, и, как отмечают эксперты, чтобы более 70 процентов населения попадало в этот коридор».

«В связи с оптимизацией тарифной политики в ЖКХ в повестке вопрос и о перекрёстном субсидировании, в частности, Минэнерго России в пользу населения оценивает в текущем году в объемё 232 млрд. рублей, - сказал директор ООО «ТОР» Виктор Фоканов. - По стратегии развития электросетевого комплекса в 2023 году планируется сократить его до минимума в 50 млрд. рублей в текущих ценах. Однако, как считают потребители, проблема перекрёстного субсидирования не может быть решена только за счёт дифференцированного тарифа.

Возможно, следует согласиться с теми, кто считает более существенным шагом к решению проблемы – это оптимизация инвестиционных и операционных расходов сетевых компаний, а это где-то 80 процентов от перекрёстного субсидирования. Между тем, реальных действий в этом направлении пока мало или совсем не видно. По мнению экспертов, Госдума, наоборот, пытается узаконить перекрёстное субсидирование на примере законопроекта о «последней промилле».

Из публикаций в СМИ стало известно, что расчётам Минэкономразвития России, стоимость электроэнергии для населения в 2013 – 2015 годах останется на 17-20 процентов ниже, чем для промышленных потребителей, к 2019-2020 годам цены сравняются, а к 2030 году электроэнергия для населения будет уже в 1,7 раза дороже. Хотелось бы иметь более ясную картину по нашей области, исходя из программ и стратегий социально-экономического развития островного региона».

«Если, как предполагается, устанавливать норму потребления для бытовых потребителей будут главы регионов и при этом более 70 процентов населения будет попадать в этот коридор, то остальным 30 процентам домохозяйств, видимо, придётся задуматься об энергосбережении, либо платить по повышенной ставке, - сказал вице-президент Сахалинского фонда культуры Валерий Белоносов. – Если верить представителям Федеральной службы по тарифам, то в первый год тариф за сверхнормативное потребление будет не более чем на 30 процентов выше, чем в пределах социальной нормы.

По мнению ряда специалистов, применение социальной нормы приведёт к тому, что обеспеченные граждане с высоким уровнем энергопотребления, в квартирах или коттеджах которых установлены многочисленные электроприборы, будут оплачивать часть своего потребления по высокому тарифу. При этом представители Минэнерго России заявляют, что платежи для населения, расходующего электроэнергию в пределах социальной нормы, останутся на прежнем уровне или немного снизятся, а вырастут только для тех небрежных граждан, которые способны платить по рыночным ценам».

«По сообщению ВЦИОМ, на неудовлетворительную ситуацию в сфере ЖКХ указали 55 процентов опрошенных, на инфляцию – 47 процентов, на низкий уровень жизни – 46 процентов, на проблемы в сфере здравоохранения – 43 процента, - сказала член общественного совета при УМВД России по Сахалинской области Маргарита Третьякова. - Опрос проводился в конце июня текущего года среди 1600 человек в 130 населённых пунктах, в 42 областях, краях и республиках России.

Следует признать, что за последние три года оценки граждан практически не изменились: на инфляцию и низкий уровень жизни в 2010-м и в 2013-м указывало примерно одно и то же количество опрошенных. Недовольство коррупцией стало чуть больше, чем раньше, а число критиков здравоохранения и сферы ЖКХ увеличилось в течение трёх лет уже больше чем в полтора раза. Рост цен и коммунальных тарифов, наряду с другими факторами, уже который год существенно снижают уровень жизни граждан. Условия торможения инфляции, роста тарифов в ЖКХ – главная тема экспертных дискуссий.

Думается, что при всех отмечаемых чиновниками положительных моментах в сфере ЖКХ, надо согласиться с Президентом Владимиром Путиным, который на майском заседании Госсовета признал: реализация реформы ЖКХ пока идёт недостаточно высокими темпами, между тем надо выделить приоритетные, системные проблемы, наметить точные сроки и механизмы их решения, определить роль государства и обеспечить согласованность действий на всех уровнях власти».

«Действительно, проблема роста тарифов на услуги ЖКХ широко обсуждается среди различных категорий населения и при этом в адрес органов власти всех уровней раздаются как обоснованные, так и не убедительные упреки, - сказал сопредседатель регионального отделения ОНФ Андрей Фугенфиров. - Известно, что комплекс мер по переходу на дифференцированные тарифы для населения правительство утвердило ещё в сентябре прошлого года, а с 1 сентября этого года пилотные проекты по внедрению дифференцированных тарифов стартуют, как было сказано, в семи регионах страны, в остальных – соцнорма вступит в силу с 1 июля будущего года.

Как утверждают представители Минэнерго, переход к социальной норме и рост платежей от обеспеченных граждан помогут снизить цены для крупных промышленных предприятий – за счёт ликвидации перекрёстного субсидирования. По мнению замглавы Минэкономразвития России Андрея Клепача, по мере перехода к экономике с доминирующей долей среднего класса перекрёстное субсидирование сойдёт на нет.

Сейчас средний класс в России – это 20-26 процентов населения, бедных – порядка 13 процентов, богатых – 5-7 процентов, а всё остальное большинство – это малообеспеченные. Если доверять расчётам, то к 2025 году половину населения будут представлять именно среднеобеспеченные слои россиян. И в этих условиях субсидировать потребление тепла, электроэнергии, газа якобы уже не будет смысла».

«Российская газета» опубликовала комментарий к Постановлению Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», - сказал председатель совета Южно-Сахалинской городской ветеранской организации Николай Литвинов. - Одна из задач – злоупотреблений со стороны управляющих компаний и товариществ собственников жилья (ТСЖ) должно стать гораздо меньше.

Утверждённые правила управления многоквартирными домами обязывают управляющие компании и ТСЖ согласовывать каждый шаг с жильцами, а также регулярно представлять им отчёты о проделанной работе. Хотелось бы надеяться, что Правила управления домами, по которым сегодня работают коммунальщики, наконец-то станут обязательными для исполнения. Если раньше, проведя качественный ремонт в подъезде, накрутив квартплату, не согласовав с жильцами дополнительные траты, представители ТСЖ могли уйти от ответственности, сославшись на отсутствие регламентирующего документа, то теперь, как предполагается Правилами, такой возможности у них уж точно не будет».

«Президент Владимир Путин на майском заседании Госсовета чётко обозначил приоритет ЖКХ – это модернизация отрасли как главнейшая задача, от результатов которой напрямую зависит качество услуг жилищно-коммунального хозяйства, - сказал депутат Южно-Сахалинской городской Думы Владимир Чуйко. – Известна степень изношенности фондов отрасли ЖКХ, и только на их первичное восстановление, по оценке экспертов, потребуется свыше девяти триллионов рублей.

Понятно, что если не изменить столь тревожную ситуацию в целом, то указанная цифра непомерных затрат будет только расти. А вкладывать сюда только бюджетные средства, неэффективно и недостаточно из-за столь внушительного объёма затрат. И чем дальше, тем они никогда не будут достаточными. Что же касается частных инвесторов, то их вклад в модернизацию ЖКХ минимальный, по стране в целом где-то восемь процентов от годового оборота предприятий коммунального комплекса.

При этом ЖКХ, как было отмечено на заседании Госсовета, - это мощный рынок, огромный, его оборот равен 4,2 триллиона рублей в год, но на сегодня этот рынок пока не интересен для долгосрочного серьёзного инвестора. Между тем здесь раздолье для тех, кто привык стричь купоны не вкладывая при этом денег, финансовых средств. Одна из причин – это непрозрачность финансовых процедур, коррупция, кумовство в этой социально важной отрасли. Поэтому необходимы согласованные и эффективные совместные меры – государства, бизнеса, гражданского общества».

«Надо назвать и ещё один фактор, который сдерживает активность инвесторов, – это политика регулирования тарифной политики в сфере ЖКХ, - сказал Секретарь первичного отделения Партии «Единая Россия» (г.Южно-Сахалинск) Антон Жуков.- При этом нам всем нельзя забывать, что ЖКХ – это социально ориентированная отрасль, и государство, прежде всего власть в регионах, должно держать под контролем уровень тарифов. Здесь велика роль и общественного контроля, включая участников партийного проекта «Управдом».

Когда речь заходит о проблемных вопросах, непосредственно затрагивающих деятельность управляющих организаций, то необходимо обеспечить подготовку и переподготовку кадров для всех структур ЖКХ, чтобы в социально значимую отрасль приходили профессионалы, способные создавать современный цивилизованный рынок коммунальных услуг. Реализация реформы ЖКХ идёт недостаточно высокими темпами, отметил Президент на майском заседании Госсовета. И для нормальной работы в этой сфере необходимо также компактное, понятное законодательство, правила и нормы».

«Острота негативных и нерешённых проблем в ЖКХ остаётся достаточно большой, нас, собственников жилья, не устраивает недобросовестное управление и постоянный рост тарифов, нельзя допустить резкого и неоправданного увеличения платежей за жилищно-коммунальные услуги, - сказал ветеран труда, член совета МКД Анатолий Смирнов. – Согласно майскому постановлению Правительства России «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» теперь более чётко и ясно сказано, чем отныне управляющая компания должна заниматься.

Как говорится в документе, каждое своё действие – будь то заключение контракта с ресурсоснабжающей организацией, проведение ремонта или повышение платы – управляющая организация должна в обязательном порядке согласовать с жильцами, проведя общее собрание. Оно считается легитимным, если на него придут как минимум 51 процент собственников квартир этого дома. Кроме того, сотрудники управляющей компании или ТСЖ отныне должны регулярно отчитываться перед жильцами о проделанной работе.

В обязанности управляющих организаций вошли также привычные уже для них дела – выписывание платёжек, расчёты поставщикам воды, газа, электроэнергии, возможность подавать в суд на неплательщиков, приём и рассмотрение заявок и жалоб от жильцов. А чтобы контролировать качество выполнения этих работ, владельцы квартир по желанию могут создать свою специальную комиссию, говорится в документе».

«С января 2014 года в полном объёме вступит в силу закон, создающий правовые возможности для широкого применения концессионных соглашений в коммунальном хозяйстве, - сказал директор НП «ЖКХ – Сервис» Александр Суворов. – Это перспективная модель и для бизнеса, и для государства. Переход на концессионные соглашения, частные инвестиции – это реальная конкуренция.

Всё это должно оздоровить сферу ЖКХ, в том числе нужно объективно оценить эффективность работы муниципальных предприятий в этой области. Как отметил Президент Владимир Путин, «многие из них уже успели, к сожалению, и мы тоже об этом знаем, срастись с местной властью». Глава государства предупредил: надо быть готовыми к тому, что часть муниципалитетов не будет заинтересована в новых формах работы. Правительству России в сотрудничестве с регионами предстоит обеспечить методическое руководство и координацию передачи в концессию, где это необходимо и обосновано, объектов коммунальной инфраструктуры и жёстко контролировать этот процесс по качеству и срокам исполнения».

«Что касается «больной» темы для россиян – содержание и ремонт подъездов, то с жителями домов теперь должен быть согласован каждый пункт ремонтного проекта, - сказал заведующий кафедрой, к.ф.н., доцент ЮСИЭПИ Овсеп Оганесян. - А чтобы доказать необходимость этих работ, управляющая организация обязана предоставить акт обследования технического состояния дома с указанием повреждений или неисправностей.

Кстати, по своему желанию жильцы дома могут обязать компанию выполнять работы, «не включённые в минимальный перечень». Речь идёт об апрельском постановлении правительства, утверждающем минимальный перечень работ, которые должна выполнять управляющая компания, – проверка несущих конструкций, инженерных систем, очистка крыши от мусора и наледи, ремонт лифтов, сухая и влажная уборка в подъезде и так далее. Всё, что не входит в этот список, - поливка цветов и газонов, содержание бассейна (если он есть в доме), круглосуточное освещение дворов, наличие консьержки – по новым правилам должно проводиться с устного и «финансового» согласия жильцов.

Кроме того, в документе прописаны правила аварийно-диспетчерского обслуживания квартир, а также порядок передачи документов от бывшего управляющего к вновь избранному. Следить за соблюдением этих правил будут государственные жилищные инспекции и Роспотребнадзор, куда россиянам можно пожаловаться на свои управляющие компании. Злостных нарушителей ждёт штраф или лишение лицензии. Как это будет на практике, пока неизвестно. Но минимального перечня работ и новых правил вполне хватает для серьёзной борьбы со злоупотреблениями.

Однако для того, чтобы они стали настольной книгой как для сотрудников ТСЖ, так и для жителей, по мнению эксперта, их необходимо объединить в один удобный документ. Наконец, нужно привлекать инициативных, неравнодушных людей к участию в процессах реформирования ЖКХ, создавать системы общественного контроля. Люди сами предлагают свои услуги, сами готовы работать, и нужно их поддерживать».

По итогам обстоятельного и острого обсуждения участники «круглого стола», поддержав меры по улучшению ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве области, одновременно высказали предложения и рекомендации, которые в основном относились к деятельности ресурсоснабжающих организаций, в частности «Сахалинэнерго», СКК и Сахалинскому водоканалу, а также к многочисленным управляющим компаниям, чья текущая работа по эксплуатации жилищного фонда вызывает ещё много справедливых нареканий.

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов