Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 28 марта 2024 года
 


Rambler's Top100

Южно-Сахалинск, Клуб «4 ноября»: «О Стратегии долговременного развития пенсионной системы»


26.10.2012

25 октября в Южно-Сахалинске Клуб «4 ноября» провёл в рамках «круглого стола» обсуждение темы«О Стратегии долговременного развития пенсионной системы Российской Федерации: особенности и решение проблем».
На встречу с руководителем отделения Пенсионного фонда России по Сахалинской области Денисом Мазуром пришли как представители ветеранских и иных общественных организаций, так и предприниматели, работники бюджетных учреждений, лидеры общественного мнения «Единой России».
Ведущий – Сопредседатель Сахалинского регионального отделения Клуба «4 ноября», первый заместитель Председателя РКРК СРО Партии «Единая Россия» Игорь Андреев:
«Как сообщают СМИ, в начале октября этого года правительство представило главе государства проект Стратегии долговременного развития пенсионной системы страны до 2030 года. Известно, что Россия столкнулась сразу с двумя проблемами: во-первых, это старение нации, во-вторых, это демографический кризис.
То есть с одной стороны – это увеличение продолжительности жизни, с другой – меняется соотношение между числом работающих и количеством пенсионеров. И если эта тенденция сохранится, то уже к 2030-му в стране на одного работающего будет один пенсионер. Сейчас к труду приобщаются те, кто родился в 90-е годы, то есть период огромного спада рождаемости. И, как следствие, нехватка рабочих рук. И тогда приходится решать, что сделать чтобы в условиях роста количества пенсионеров и сокращения количества работающих пенсии не уменьшались, а становились более достойными.
«Единая Россия» считает, что сейчас главное – это максимально доступное и широкое обсуждение предложенной стратегии развития пенсионной системы страны. Надо, чтобы большинство наших граждан воспринимали изданные на её основе законы как понятные и справедливые. Обсуждение должно пройти на партийных площадках «Единой России» в регионах, включая муниципальные образования.
Как пишет в «Комсомольской правде» от 17 октября заместитель Секретаря Генсовета Партии, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев, в правительстве по этому вопросу велись большие споры: Минфин и Минэкономразвития настаивали на повышении пенсионного возраста, на временной приостановке индексации пенсий и делали ставку на накопительной части. «Единая Россия» выступила категорически против этих предложений. Минтруду предложили альтернативную концепцию, согласно которой пенсионный возраст не повышается, пенсии не замораживаются, ставка только на накопительную часть не будет сделана.
«Российская газета» от 18 октября этого года под заголовком «35 вместо 40» сообщала: «Президент поручил сократить нормативный пенсионный стаж». Владимир Путин не согласился с предложением правительства о нормативном стаже в 40лет для получения максимальной пенсии. Фактически это увеличение пенсионного возраста, заметил Президент и поручил проект доработать.
Было подчёркнуто, что «все новации будут относиться к будущим поколениям и действующих пенсионеров касаться не будут». По предложенной стратегии, заметил Президент, нужно начинать работать с 20 лет. При этом учёба далеко не во всех вузах засчитывается в стаж, да и не все заканчивают институты в 20 лет. «По факту это увеличение пенсионного возраста», - сделал вывод глава государства и предложил подумать, как с 40 лет сократить нормативный стаж как максимум до 35, то есть «убрать из 40 лет минимум 5 лет». 
Управляющий ГУ «Отделение Пенсионного фонда России по Сахалинской области» Денис Мазур:
«За последние годы в пенсионном обеспечении наших граждан произошли существенные положительные сдвиги. Так, по сравнению с 2002 годом в реальном выражении размер пенсии вырос в 2,6 раза и средний размер пенсии по старости в регионе составляет 12,9 тысячи рублей (в стране – 9,7 и рост в 2,7 раза), соотношение прожиточного минимума пенсионера с пенсией составляет 150% (183), а было в 2002-м 72,2% (108,5). Коэффициент замещения – 28,7% (36,8), в 2002-м соответственно 25,2 и 34%.
Согласно стратегии развития пенсионной системы России до 2030 года, пенсия будет формироваться из трёх частей – государственной, корпоративной и добровольной (частной). Как прогнозируют авторы реформы, пенсия составит 40% от заработка, если работник платит в течение 40 лет 20% от своей зарплаты. В 2030 году дефицит Пенсионного фонда снизится на 1,2% ВВП (валового внутреннего продукта).
Как выглядит трёхуровневая модель пенсионной системы, предложенная в стратегии: 5% - частная пенсия, формируется работником добровольно; 15% - корпоративная пенсия, формируется работодателями на основе индивидуального трудового договора; 40% - государственная пенсия за счёт страховых взносов. По расчётам, если в 2010 году в стране было 36,37 млн. пенсионеров, то в 2020-м будет 42,51 млн. человек, а в 2030-м уже 46,23 млн. человек. Работающих граждан соответственно 46,72 млн., 45,79 млн. и 45,77 млн. человек. Есть расчёты и до 2050 года – соответственно 51,68 млн. пенсионеров и 41,68 млн. работающих.
Эксперты отмечают, количество пенсионеров в стране будет расти и после 2030 года превысит число работающих и если ничего не менять, дефицит ПФР будет огромным, а средняя пенсия снизится с нынешних 37% от средней зарплаты до 24%. Министерство труда и соцзащиты предлагает сделать пенсионную систему трёхуровневой. То есть в старости человек должен получать пенсию от государства, корпоративную и за счёт самостоятельных инвестиций. В этом случае пенсия может составить до 60% от зарплаты. Однако, недоверие вызывает намерение отменить накопительный компонент (он есть у граждан 1967 года рождения и моложе) и вернуться к распределительной системе.
Необходимо более активное участие в формировании пенсионных прав самозанятого населения и предлагается обеспечить принцип адекватности, поэтапное увеличение страховой нагрузки: сегодня – это 26% с одного минимального размера оплаты труда, в 2013-м повышение до 2-х, в 2014-и до 2,5, в 2015-м до 3-х. Предусмотрено и реформирование института досрочных пенсий. Необходимость формирования института корпоративного пенсионного обеспечения с тем, чтобы у работодателя появилась возможность осуществлять платежи в корпоративную систему.
Реформируется также институт пенсионных накоплений: в рамках краткосрочной перспективы предлагается из 6% накопительной части перевести 4% в распределительную часть, которая также будет формироваться на индивидуальных лицевых счетах и учитываться в пенсионных правах застрахованных лиц, 2% останутся в рамках обязательной накопительной системы.
В повестке – совершенствование института формирования пенсионных прав, то есть переход на иную формулу расчёта пенсионных прав: 40-20-40-20. То есть при нормальном сорокалетнем страховом стаже и уплате за весь период трудовой деятельности платежа не менее 20% гарантируется коэффициент замещения индивидуального заработка в 40%. Сейчас ожидаемый период получения пенсии – 18 лет, идёт подстройка под среднестатистический, а он фактически ныне – 21 год. Естественно, пенсии в этом смысле сохраняют свой бессрочный характер, она не ограничивается сроком получения, это принципиальная идеология пенсионного страхования.
Наконец, пенсионная система должна прийти в состояние максимальной сбалансированности и соответственно, как следующий целевой ориентир – это необходимость развития трёхуровневой модели для того, чтобы совокупный объём коэффициента замещения для тех, кто будет активно участвовать во втором и третьем уровне – корпоративном и частном – пенсионное обеспечение достигло уровня 70%».
Член Общественного совета при УМВД России по Сахалинской области, юрист Маргарита Третьякова:
«Как писали СМИ, у людей самые различные оценки предложенной правительством стратегии развития пенсионной системы России до 2030 года. Президент Владимир Путин, характеризуя реформирование пенсионной системы, подчеркнул: «У нас огромное количество проблем, но эта – одна из важнейших». О том, как идёт дискуссия по этому вопросу, Президенту в Ново-Огарёво недавно докладывала вице-премьер Ольга Голодец.
По её словам, дискуссия сложная. Обсуждения прошли на разных площадках, в том числе в Совете Федерации, ФНПР и РСПП. «Нет категории населения, которая бы осталась равнодушной к теме стратегии», - заметила Голодец. Многие участники дискуссии постулаты документа поддерживают. К примеру, то, что пенсия относительно зарплаты должна быть не меньше 40%, или идею развития системы корпоративных пенсий. «Но есть очень сложные моменты, - призналась Ольга Голодец. – Это тема нормативного стажа». В проекте стратегии развития пенсионной системы предусмотрено 40 лет. Но много обращений – и от профсоюзов, и от рядовых участников дискуссии – они не согласны». 
Вице-президент Сахалинского фонда культуры Валерий Белоносов:
«Российская газета» от 10.10.2012 года в рубрике «События и комментарии» под заголовком «Формула спокойной жизни» сообщала о том, что на площадке открытого правительства обсудили стратегию развития пенсионной системы, а характерной российской проблемой стали риски, связанные с сохранением накопительной части пенсии. Как писала газета, пенсионная реформа уже начата, несмотря на то, что несколько базовых определений не сформировано, а три ключевых момента этой реформы до сих пор вызывают дебаты среди экспертов. Своим видением ситуации и поделились представители власти и бизнес-сообщества в рамках открытого правительства.
«Мы подготовили проект стратегии развития пенсионной системы до 2030 года, направили его президенту и приступили к широкому обсуждению, - сообщил министр труда и соцзащиты Максим Топилин. – Имеем задание по его итогам внести коррективы в стратегию». Его заместитель Андрей Пудов презентовал стратегию в том виде, в котором она передана президенту, и перешёл к проблемам.
В их числе – отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера пенсий на приемлемом уровне и финансовая несбалансированность пенсионной системы: количество плательщиков снижается, число получателей постоянно растёт. Но это международная тенденция. Характерной российской проблемой стали риски, связанные с сохранностью накопительного элемента пенсий. Финансовые институты, которые должны с ней работать, так и не получили должного развития».
Депутат городского Собрания г.Южно-Сахалинска Владимир Чуйко:
«Продолжая мысль предшественника в части сообщений «Российской газеты», там же говорилось, что замминистра труда и соцзащиты Андрей Пудов коснулся ещё одной важной темы из реформирования пенсионной системы. Речь о том, чтобы сохранить институт досрочной пенсии – это при том, что на сегодня не определён полноценный страховой источник для их обеспечения. «Из 3,2 млн. «досрочников» продолжают работать 2,4 млн. человек. Досрочная пенсия как замещение утраченного дохода полностью утрачивает смысл».
Была отражена и позиция министерства по главной теме. «Основной принцип – обязательность уплаты единого для всех страхового тарифа, - сообщил Андрей Пудов, имея в виду, что льготные категории перестанут быть льготниками для Пенсионного фонда. – Кроме того, предлагается, в краткосрочной перспективе изменить подход при формировании прав самозанятых. Поэтапно повышать страховые взносы с 3,5 тысяч рублей в 2013 году до 40 тысяч в 2014-м и 48 тысяч рублей в 2015-м».
Замминистра сообщил также, что рассматривается введение трудового стажа и учёта заработной платы. «На первом этапе говорим, что нормативный стаж должен начинаться от 30 лет с поэтапным увеличением до 40 лет», - сообщил Пудов. «Ставим задачу для социального блога к 2030 году выйти на коэффициент замещения 40% и средний размер пенсии не меньше, чем 3 средних прожиточных минимума пенсионера», - заключил замминистра».
Член Регионального совета сторонников Партии «Единая Россия», председатель регионального Фонда «МАМА» Елена Реутская:
«Если судить по многочисленным публикациям СМИ, то, например, глава РСПП Александр Шохин выступил с мягкой критикой проекта. «Мы решаем проблему, исходя из фискальных соображений, - отметил он. – Когда минздрав предлагал до 34% повысить страховые платежи, речь шла об источниках для ПФР. Должны быть стратегия и корректировка. А к ним уже нужно подверстывать предложения. Сейчас телега впереди лошади. Приняв решение о повышении страховых платежей для досрочников, мы не ответили на вопрос, как будет построена вся система».
С необходимостью более тщательной проработки пенсионной реформы согласился и министр по связям с открытым правительством Михаил Абызов. «Дефицит пенсионной системы – примерно 2,8 трлн. рублей, - напомнил он. – Если руководствоваться тем, что сбалансированность достигается ликвидацией накопительной системы, - это даст примерно 500 млрд. А что с остальными 2,3 трлн.? Нам важна полная картина, а обязательства бюджета будут нарастать с учётом увеличения пенсионного возраста. Вот это требует ответа.
Из того, что уже было сказано, можно сделать вывод: министерство труда и соцзашиты в ближайший месяц сконцентрирует внимание экспертов на работе вокруг наиболее обсуждаемых тем реформирования пенсионной системы. При этом особое внимание предложено обратить на проблему пенсий «досрочников» и самозанятого населения. Фактически разговор при определении формулы касается самозанятых в классическом понимании, и граждан из «серого» сектора экономики – на них будут распространяться те же пенсионные правила. 
Ветеран ВОВ и трудового фронта Мария Баринова:
«Во-первых, в советские годы мы, проживая на Сахалине и Курилах, не чувствовали унижения в сравнении с теми, кто жил, например, в Центральной части страны. Пенсия формировалась с учётом нашего заработка, в котором были учтены северные льготы и гарантии. После потери Советского Союза этого уже нет, более того не чувствуется, чтобы федеральный центр всерьёз задумывался о закреплении трудовых кадров на Дальнем Востоке, ведь отток населения, включая и наш островной регион, продолжается.
Между тем, люди, работая здесь на Сахалине и Курилах, должны твёрдо знать, что их старость будет достойно обеспечена с учётом проживания в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. Тогда и наши дети, и наши внуки, оставаясь и работая на своей малой родине, будут заинтересованы в том, чтобы их родители, включая нас, ветеранов, также оставались и достойно жили при них, в нашей Сахалинской области».
Председатель областной организации профсоюзов работников предприятий жизнеобеспечения Валентина Куликова:
«Уже подмечено, когда мы говорим о проблемах пенсионной реформы – это «перекос», например, с досрочными пенсиями. И правильно говорится, что сегодня предприятия с вредными условиями труда, к этой категории можно смело отнести и коммунальные предприятия, не оплачивают получение своими работниками досрочной пенсии в 45-50-55 лет. Эти денежные средства перераспределяются из общей копилки. И чтобы не «отнимать» их у остальных пенсионеров, а в стране льготников – почти каждый третий, видимо, следует ввести дополнительный тариф на «вредных» рабочих местах.
А что же касается принципа социальной справедливости, то согласна с теми, кто формулирует это так – разные категории и работников должны формировать разные пенсионные права в зависимости от стажа, заработка, уплаченных страховых взносов. В основе же «успеха» благополучной старости и ветеранства – это добросовестный труд и достойная заработная плата».
Председатель Южно-Сахалинской городской общественной организации ветеранов Николай Литвинов:
«Из нынешнего обсуждения предложений по реформированию пенсионной системы можно сделать некоторый вывод. Каким именно образом будут рассчитывать пенсии после реформы, видимо, ни чиновники, ни независимые эксперты точно пока сказать не могут и не берутся. Из СМИ можно узнать: формулу «напишут» только к июлю следующего года, если, конечно, успеют.
Однако, если судить по публикациям, принципы расчёта известны: пенсия будет зависеть от заработка, надо понимать за весь трудовой период, от трудового стажа, от размера уплачиваемых взносов. Кстати, последний зависит и от стажа, и от легального заработка. И в итоге, как утверждают авторы предлагаемой реформы, должно получиться так, что гражданин, отработавший нормативный стаж и имевший средний по стране заработок, должен получить пенсию в размере 40 процентов от утраченного дохода. 
Что же касается деталей и нюансов, то если человек перерабатывает стаж или получает высокую зарплату – пенсия у него будет больше, если недорабатывает или зарабатывает мало – пенсия, соответственно, получится меньшей. Но беспокоит, прежде всего, вопрос – с какими коэффициентами, в каких пропорциях, пока, судя по нашему обсуждению, по публикациям в СМИ, неясно. Думается, что люди хотели бы иметь ответ и как можно быстрее».
Директор Сахалинской аудиторской фирмы ООО «Аудит-Транс-Обучение» Наталья Зенина:
«Как уже отмечалось, точно определились пока лишь с одним параметром – это нормативный стаж, необходимый для поучения полной трудовой пенсии и показатель будет равен 35 годам. В первоначальном варианте озвучивался другой: предлагалось пенсионное правило 40-20-40 лет. Что означало: уровень пенсионного обеспечения должен быть таким, чтобы при 40 лет трудового стажа и уплате страхового взноса в ПФР в размере 20% от заработка гражданин мог получать пенсию в размере 40 % от среднего заработка в течение 20 лет.
Если исходить из данных Пенсионного фонда России, в среднем до выхода на пенсию человек отрабатывает около 33 лет. Во время дискуссий вокруг пенсионной реформы и профсоюзы, и многие эксперты говорили: 40 лет – это явно много. Такой стаж, в частности, абсолютно не учитывает интересы нас, женщин. Правда время рождения и ухода за ребенком в трудовой стаж включается, но пенсионные права в этот период формируются у женщин в меньшем объёме из-за того, что женщина не работает и не получает заработную плату. Поэтому хорошо, что в ходе обсуждения Президент Владимир Путин предложил рассмотреть для нормативного стажа цифру 35. Кстати, вице-премьер Ольга Голодец сообщила, если судить по СМИ, что вопрос по существу решён положительно, об этом же сказано и на слушаниях в Общественной палате России».
Ветеран органов госбезопасности Игорь Молчиновский:
«Соглашусь с теми, кто считает, что нормальная пенсия, на которую можно прожить пенсионеру в наших, сахалинских и курильских условиях, при этом ни в чём себе не отказывая – это не менее 50 и 60-ти тысяч рублей. К сожалению, каждый год растёт инфляция, что видно по нашим ценам на продукты питания в торговле и на рыночных прилавках, тяжёлой нагрузкой ложатся на всех нас тарифы по коммунальным платежам, а кто имеет личный автотранспорт – на ГСМ, дорожает и проезд в общественном транспорте. Поэтому наши ветераны, хотя и получают неплохую поддержку от государства, от нашей областной власти, всё же нуждаются в большем пенсионном обеспечении».
Член РКРК СРО Партии «Единая Россия», директор НП «ЖКХ-Сервис» Александр Суворов:
«В печатных СМИ сообщалось, что не всё благополучно с наполняемостью Пенсионного фонда России, так деньги от накопительной части страховых взносов 581 млрд. рублей изымаются, Внешэкономбанк и частные управляющие компании покупают на них государственные бумаги, то есть дают бюджету взаймы под процент, а бюджет потом финансирует дефицит Пенсионного фонда. И везде сидят какие-то посредники, и каждый себе какой-то кусочек отпиливает. Значит, одна из серьёзных бед нынешней системы – это её несбалансированность. То есть Пенсионный фонд собирает страховых взносов меньше, чем выплачивает пенсионерам. Разницу же компенсирует федеральный бюджет – так установлено законом, чтобы защитить получателей пенсий».
В итоге «жаркого» обсуждения, участники «круглого стола» высказались за то, чтобы Минфин и Минэкономразвития не настаивали на повышении пенсионного возраста, на временной приостановке индексации пенсий и не делали ставку на накопительной части, а согласились с Минтрудом, предложившим альтернативную концепцию, согласно которой пенсионный возраст не повышается, пенсии не замораживаются, наконец, не будет сделана ставка только на накопительную часть.
Согласиться с тем, что для пополнения Пенсионного фонда и ухода от его дефицита решить вопрос с досрочными пенсиями, и если ныне досрочные пенсии выступают как доплаты к зарплате и решают финансовые проблемы работодателей, то следует по существующим сейчас спискам вредности установить доплаты работодателей, возможно с 2013 года. И ещё, поднять поэтапно взносы самозанятого населения до разумного предела. 
Что же касается страховой части, то, возможно, следует согласиться с установлением формулы 30-26-20-40, при этом гражданин будет получать пенсию не только в течение 20 лет, но и до конца своей жизни. И, конечно, чтобы при росте количества пенсионеров и сокращении работающих пенсии не сокращались, а были более достойными. 
 

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов