Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 22 ноября 2019 года
 


Rambler's Top100

В Южно-Сахалинске по инициативе Клуба «4 ноября» состоялось совместное заседание политических клубов


8.07.2011

7 июля в зале заседаний управления Сахалинского отделения ДВЖД в рамках «круглого стола» прошло совместное заседание  политических клубов - «4 ноября», ЦСКП, «За конструктивное сотрудничество» с обсуждением темы «О Программе социально-экономического развития Сахалинской области на 2011-2015 годы и на период до 2018 года».
В роли модератора дискуссии выступил Председатель Сахалинского отделения Клуба «4 ноября»  Владимир Воронцов.
В обстоятельном и порой «жарком», а главное заинтересованном диалоге приняли участие представители как политических клубов, так и общественных и некоммерческих организаций, делового и научного сообществ, вошедшие в Общероссийский народный фронт.
Руководитель регионального отделения Клуба «4 ноября», председатель комитета по экономическому развитию Сахалинской областной Думы Владимир Воронцов:
«Правительством региона была представлена и уже получила поддержку Сахалинской областной Думы «Программа социально-экономического развития Сахалинской области на 2011-2015 годы и на период до 2018 года», цели и задачи которой – реализация мер по комплексной модернизации, повышению конкурентоспособности региональной экономики, достижение среднероссийского уровня социально-экономического развития, повышение качества жизни сахалинцев и курильчан, создание комфортных условий проживания населения, повышение эффективности деятельности областных органов исполнительной власти и органов МСУ по исполнению возложенных на них полномочий, диверсификация региональной экономики на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциала, развитие традиционных отраслей экономики иформирование новых точек роста на территории всех муниципальныхобразований. Мероприятия Программы реализуются в рамках долгосрочных, ведомственных и федеральных целевых программ, финансирование которых ежегодно уточняется в соответствии с бюджетом Сахалинской области.
Среди ожидаемых конечных результатов реализации Программы и оценок её социально-экономической эффективности, например, в 2015 году по сравнению с 2010 годом: увеличение объема ВРП в 1,4 раза (в сопоставимых ценах), индекса промышленного производства в 1,3 раза, объема инвестиций в основной капитал на 17,5 %, объемов производства продукции сельского хозяйства на 4,4 % и розничного товарооборота на 12,1 %, объема платных услуг на 22,9 %, реальной среднемесячной зарплаты работников на 6,6 % и реальных располагаемых денежных доходов населения на 17,2 %. Следует отметить, что численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах ко всему населению снизится с 11,1 до 9,1 %, уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению не превысит 1 %, коэффициент рождаемости возрастет с 11,9 % в 2010 году до 12,4 % в 2015 годом, коэффициент смертности снизится с 14,6 % в 2010 году до 13,8 % в 2015 году, прирост продолжительности жизни населения – 0,6 лет.
Таковы лишь некоторые основные показатели развития нашего региона на ближайшие пять лет. Работа предстоит большая и напряженная, где-то, с учетом реально складывающейся посткризисной ситуации, включая и на мировом, прежде всего азиатско-тихоокеанском, рынке, предстоит корректировка параметров обсуждаемой нами программы, но для нас становится понятно, что в основе прогноза заложено программно-целевое планирование».
 
 
Министр инвестиций и внешних связей Сахалинской области Екатерина Котова:
«К основным целям и задачам программы, показателям на ближайшие пять лет, хотелось назвать и параметры на период до 2018 года. Так, по сравнению с 2010 годом ожидается: увеличение объема ВРП в 1,6 раза (в сопоставимых ценах), индекса промышленного производства в 1,3 раза, объемов производства продукции сельского хозяйства на 6,7 %, розничного товарооборота на 19 %, объема платных услуг на 35,6 %, реальной среднемесячной начисленной зарплаты работников на 14,2 %, реально располагаемых денежных доходов населения на 25,4 %; численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах ко всему населению снизится с 11,1 до 8,5 %, уровень регистрированной безработицы к экономически активному населению не превысит 1 %, увеличение рождаемости (коэффициент рождаемости возрастет с 12,2 % в 2010 году до 12,8 % в 2018 году), снижение смертности (коэффициент смертности снизится с 14,9 % в 2010году до 13,9 % в 2018 году), прирост продолжительности жизни населения – 1,4 года.    
Относительно раздела промышленного производства программы следует сказать, что на сегодня в ведущем секторе экономики занято почти 20 % работающего населения региона и создается более 60 % ВРП. Динамика выпуска продукции промпроизводства в 2009 – 2018 годах следующая: индекс промпроизводства к предыдущему году – в 2009-м составил 123,8 %, в 2010 году – 101,2 %, 2011 году – 101,2 % (прогноз), 2012 году – 106.2 %, 2013 году – 104,8 %, 2014 году – 109,0 %, 2015 году – 106,6 %,2018 году – 104,6 %. Ведущими отраслями промпроизводства в регионе, как известно, являются нефтегазодобывающая отрасль, рыбопромышленный комплекс и энергетика. На долю добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределение электроэнергии, газа и воды приходится соответственно:2009 – 88,1, 7,4 и 4.0 %; 2010 – 91,3, 5,2 и 3,5 %, 2011 – 90,0, 6,0 и 4,0 %, 2012 – 90,0, 5,8 и 4,2 %, 2013 – 88,5, 6,9 и 4,6 %, 2014 – 89,2, 5,8 и 5,0 %, 2015 – 88,5, 6,3 и 5,2 %, 2018  – 86,8, 7,2 и 6,0 %. 
Надо признать, что территориальное размещение промышленности в Сахалинской области отличается резкой неравномерностью: основными промышленными муниципалитетами являются Ногликский (84,5%) и Охинский (1,69%) городские округа, где ведется почти вся нефтегазодобыча, а также Южно-Сахалинск (7,47%) – административный и экономический центр региона. Доля остальных муниципалитетов в совокупном промпроизводстве - от 0,79 до 0,53 % (Поронайский, Корсаковский, Холмский, Углегорский, Курильский, Долинский муниципалитеты), от 0,43 до 0,12 % (Южно-Курильский, Анивский, Северо-Курильский, Невельский, Смирныховский, Алесандровск-Сахалинский, Тымовский, Макаровский муниципалитеты), от 0,08 до 0,02 % (Томаринский и Вахрушевский муниципалитеты).   
На территории области и на шельфе о.Сахалин открыто 79 месторождений УВ, в том числе 66 на суше и 13 на шельфе, в разработке, разведке и подготовленных к разработке находится 53 месторождения, в нераспределительном фонде – 26 месторождений УВ. Если в 2009 и 2010 годах было добыто нефти соответственно 15,4 и 14,8 млн. тонн, то в 2011 – 14,9, 2012 – 16,3, 2013 – 16,2, 2014 – 18,0, 2015 – 19,7 и 2018 – 20,3 млн. тонн (2015 году к 2010-му составит – 133,1 % и 2018 год к 2010-му – 137,2 %).
Производство электроэнергии в 2010 году составило 2,96 млрд. кВт, или 107,3 % к уровню 2009 года, тепловой энергии – 5305,3 тыс. Гкал (100,3 % к 2009-му), а к 2018-му (с учетом выработки автономными энергоисточниками г. Охи) увеличится до 3,17 млрд. кВт час, или 107,3 % к уровню 2010 года. Предусмотрено: строительство 4-го и 5-го энергоблоков и перевод на газ Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, строительство ГРЭС-2, подготовка и реализация инвестиционных проектов, направленных на энергосбережение и внедрение энергоэффективных технологий, особенно проектов в сфере локальной и альтернативной энергетики, создание Центра развития альтернативной энергетики. Напомню, что если в 2009 году было добыто угля 3490 тыс. тонн, то в 2015 и 2018 годах соответственно 5,0 и 5,5 млн. тонн (136,4 и 150,0 % к 2010 году). Получит развитие лесопромышленный комплекс и промышленность стройматериалов, пищевая и перерабатывающая промышленность области».
Атаман сахалинского казачества Константин Белоконь:
«Несомненно, представленная программа развития региона до 2015 и 2018 годов интересна рядом основных социально-экономических показателей, а главное что она направлена на устойчивое развитие. Конечно, было бы желательно, чтобы подобные областные программы проходили предварительную общественную экспертизу, то есть обсуждение в различных аудиториях. Наконец, в программе мы не нашли финансового обеспечения основных параметров развития, за счет каких источников, включая средства крупного, среднего и малого бизнеса, предстоит практически реализовать задуманное и отраженное в программе».
Директор гостиницы «Якорь», президент регионального общественного фонда «МАМА» Елена Реутская:
«Следует отдать должное разработчикам представленной программы, в которой четко прослеживается попытка обосновать устойчивость социально-экономического развития нашей области на ближайшие пять – восемь лет в рамках региональной стратегии до 2020 и 2025 годов. Видимо, показатели уровня и качества жизни сахалинцев и курильчан, которые указаны в программе, еще не в полной мере отражают желаемое, но основное всё же в том, чтобы эти приоритеты оставались реально выполнимыми. Понятно, что многое будет зависеть и от того, насколько устойчиво будет работать наша промышленность, её основа – нефтегазовая отрасль».
Вице-президент Сахалинского фонда культуры Валерий Белоносов:
«В программе представлены все важнейшие социальные отрасли нашей области, включая и культуру. И разработчикам программы, которая достаточно оптимистична в своей динамике, следует, исходя из реально складывающейся посткризисной обстановки, вносить необходимые изменения и дополнения, включая и раздел культуры. В нашем островном регионе, как и в стране в целом, многое делается для духовно-нравственного возрождения, патриотического воспитания наших граждан, прежде всего молодежи. Однако, следует признать, что пока, несмотря на усилия областной и местной власти, финансовых средств явно не хватает для поддержки и развития учреждений культуры как в наших городах, так особенно и в наших селах. Нужна федеральная целевая программа «Культура России».
Координатор регионального клуба ЦСКП, председатель городского Собрания Южно-Сахалинска Сергей Дмитриев:
«Думается, что следует поддержать разработчиков программы, в ней есть много интересных и реально выполнимых социально-экономических показателей, она явно уточняет содержание многих разделов региональных стратегий до 2020 и 2025 годов. Верно сказано, что многое будет зависеть и от того, как будет складываться ситуация на внешнем рынке энергоресурсов, которые составляют основу нашего эксперта, наших доходных налогов.  Многое еще предстоит сделать для уменьшения разрыва в промышленном и экономическом развитии наших муниципальных образований, найти новые точки роста во всех городских округах. Наконец, при подготовке наших предложений в региональную и муниципальные «Народные программы» ОНФ мы уже сейчас можем опираться на содержание и показатели разделов программы развития области до 2015 и 2018 годов». 
 
 
 
Координатор политклуба «За конструктивное сотрудничество», первый заместитель Председателя РКРК СРО «Единой России» Игорь Андреев:
«Экономическая политика, нацеленная на создание возможностей для всех, предполагает создание новой региональной политики, главными принципами которой являются, во-первых, создание и укрепление долгосрочных факторов роста, нововведений, квалификации работников и развития предпринимательства с учетом региональных и местных преимуществ, а во-вторых, развитие снизу верх, а не сверху вниз. Проще, речь идет о пространственном применении общих принципов роста производительности.  Видимо, следует стратегическим целям развития – модернизации, росту ВРП и сокращению бедности, придать муниципальный разрез, что позволит сосредоточить усилия на создании предпосылок и возможностей для роста и развития муниципалитетов, где и проживает основная часть населения Сахалинской области. Более того, без разработки и новой муниципальной политики существует опасность остаться в парадигме «рост без развития», когда основные целевые региональные показатели будут обуславливаться динамикой «благополучных округов» - Ногликский, Охинский, Южно-Сахалинск и нефтегазового комплекса.  
В представленной программе, целями и задачами которой являются, в том числе реализация мер по комплексной модернизации и достижение среднероссийского уровня социально-экономического развития, не отражено практическое обеспечение указанной комплексной модернизации, а уровень и качество жизни населения нашего островного края, как это отражено, например, в Стратегии – 2020, должно соответствовать  стандартам развитых стран АТР».
Председатель совета НП «Содружество предпринимателей» г.Холмск Татьяна Ким:
«В программе имеется динамика показателей по малому  и среднему предпринимательству до 2018 года, в ней и приличный рост количества МСП, и численность субъектов МСП, есть и увеличение оборота предприятий МСП. Однако, наше сомнение в том, что уже сегодня идет отрицательная динамика оттока населения из области, это же характерно и по нашему Холмскому району, который еще недавно занимал по численности населения второе место после Южно-Сахалинска, а теперь уступает Корсаковскому району. Идет сокращение и субъектов МСП, остро обозначена проблема создания новых рабочих мест. Поэтому, если не будут сняты налоговые, административные, контрольные барьеры с предпринимательства, не создан благоприятный деловой климат в регионе и стране в целом, то показатели программы явно нереалистичны».  
Сокоординатор регионального клуба ЦСКП, председатель комитета по социальной политике Сахалинской областной Думы Владимир Иванцов:
«В социальном разделе программы, в частности, сказано, что среднемесячная зарплата в 2010 году составила 35,7 тыс. рублей, или на 9,4 % выше, чем в 2009-м, но реальная зарплата составила 99,5 %. В декабре прошлого года было заключено Соглашение о минимальной зарплате в области на 2011 год: с января – 9100 и с 1 июня – 9500 рублей. К 2018 году зарплата возрастет до 61 тыс. рублей и её реальный размер составит к уровню 2010 года – 114,2 %. В программе подчеркнуто, что в перспективе реальное содержание зарплаты будет обкеспечено за счет роста занятости в реальном секторе экономики, создания новых рабочих мест в добывающей и обрабатывающей промышленности, в энергетике, сельском и лесном хозяйстве, а также в сфере рыболовства и рыбоводства. При этом фонд оплаты труда бюджетников будет индексироваться на уровень инфляции. Дело за тем, чтобы эти показатели были превышены, а бюджетники получали ежегодную индексацию и реальный рост своей зарплаты».
Генеральный директор ООО «САХАЛИНДОМ» Владимир Лабай:
«Наряду с тем, что мы признательны за представленную для обсуждения программу развития области до 2015 и 2018 годов, хотелось бы согласиться с теми, кто видит в документе и явные просчеты, в том числе отсутствие финансового, бюджетного обеспечения целей и задач программы. Строительный комплекс региона за последние годы явно прибавил в объемах, хотя в годы активной реализации шельфовых нефтегазовых проектов это было настоящим подрядным прорывом. Ныне в основном мы говорим о строительстве и ремонте жилья, благоустройстве и дорожном строительстве, но меньше о вводе новых производств, цехов и предприятий с достойной зарплатой. Предпринимательство до сих пор «в трясине» сдерживающих его развитие барьеров. В строительстве явно не соблюдаются стандарты, в частности в отделке фасадов многоквартирных домов, например областного центра. Не сняты трудности с предоставлением земли под строительство экономичного и доступного жилья, подводкой инженерных коммуникаций за счет бюджетных средств, разного рода разрешительных и лицензионных документов. Много проблем с кадровым обеспечением строительства и промышленности стройматериалов».
Преподаватель Сахалинского государственного университета Александр Фомин:
«Плохо, что подобные областные программы предварительно не проходят экспертное обсуждение и оценку, прежде всего с участием научного и делового сообществ. В программе нет краткого анализа выполнения основных показателей развития за предыдущие годы, что намечали и чего добились. Здесь же важны и причины срывов, вызовов и угроз поэтапного развития, спрос с управленцев – министерств и ведомств допустивших просчеты и ошибки. В представленной программе трудно определить ответственных за разделы, хотя, как сказано, материалы для документа представлены отраслевыми структурами областного правительства. Нужен эффективный учет и контроль как основа пошаговой реализации данной программы».
Индивидуальный предприниматель г.Холмск Петр Русаков:
«Недавно в рамках «круглого стола» местного отделения «Единой России» мы обсуждали социально-экономическую ситуацию в нашем Холмском городском округе и возможные предложения, которые могли бы войти в муниципальную часть пятилетней «Народной программы» ОНФ. Присутствовали как озабоченность нынешним достаточно сложным положением в районе, так и оптимизм на возможные варианты выхода из непростой посткризисной ситуации. Правы те, кто говорит о необходимости создавать в муниципалитетах региона крупные хозяйствующие субъекты, где и зарплаты значительно выше, чем у большинства наших малых предпринимателей. Инвесторы к нам, видимо, не идут из-за неблагоприятного делового климата, о чем мы уже говорили в ходе наших многочисленных дискуссий. Поэтому органам власти всех уровней  есть над чем работать, когда мы хотим реализовать задуманное».
Председатель Сахалинского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Юрий Дъяков:
«Мы разделяем мнения о том, что надо лучше работать с инвесторами, и наверно, с учетом вхождения Сахалинской области в рынок АТР, с иностранными компаниями и фирмами. Порой бывает так, что предложения со стороны о желании вложить инвестиции в наш сырьевой регион имеются, и даже много и разных, но предложить достойный и устраивающий иностранцев бизнес-проект мы не можем. Верно и то, что инвесторы из АТР побаиваются нашего «законодательного пробела», не защищенности их инвестиций от «российского беспредела».Поэтому мы вместедолжныдумать, а главное эффективно действовать в интересах нашего собственного делового имиджа, нашего предпринимательства. Представленная программа, к сожалению, не отвечает на многие вопросы по обеспечению инвестиционной привлекательности нашего региона».
Первый проректор, профессор Сахалинского государственного университета, заместитель Председателя РКРК СРО «Единой России» Игорь Минервин:     
«Прежде всего, для роста капитализации экономики необходимо упростить законодательную процедуру оформления и отчуждения собственности, в том числе земельных участков для использования в качестве залога или обеспечения финансирования. Набор мер для поддержки слабых предприятий через льготы и субсидии дает краткосрочный эффект, создавая серьезные долгосрочные проблемы для экономики региона, фиксируя их структурную отсталость. Предлагаемые направления повышения производительности создают долгосрочные факторы роста и развития региона.
Стандартный набор мероприятий региональной власти должен, как представляется, включать в себя перечень действий, нацеленных на: подготовку и переподготовку рабочей силы и информацию об этом для бизнеса и государственных служб; проведение обучения бизнес-планированию и основам права для бизнеса; поощрение конкуренции, снятие барьеров по входу на рынки; правоприменительную практику по уголовному преследованию монополий и картелей; поощрение инвестиций, в том числе и венчурных; поощрение научных исследований и нововведений, в том числе на базе нашего и других университетов и крупных компаний; поддержку предпринимательства, упрощение процедуры регистрации новых бизнесов, снятие административных барьеров. Поэтому хотелось бы многое из сказанного видеть и в представленной программе развития области до 2015 и 2018 годов. Наша региональная наука и наши местные исследователи должны быть, наконец, востребованы властью и бизнесом в полной мере, модернизация невозможна без инновационного обеспечения».
Участники «круглого стола», поддержав в основном Программу социально-экономического развития Сахалинской области на 2011-2015 и на период до 2018 года, признали, что важнейшей особенностью новой региональной политики на нынешнем этапе должно быть разграничение ответственности между центром и регионом за характер, направление и темпы развития регионов, имея ввиду, что центр фокусируется на мероприятиях, компенсирующих провалы рынка, и финансирования элементов производственной и рыночной инфраструктуры, а регионы отвечают за создание благоприятного инвестиционного климата на основе прозрачных процедур принятия решений, поощрения конкуренции и создания предприятий малого бизнеса, защиты прав инвесторов, предсказуемой политики развития региона.  

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов