Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 24 октября 2019 года
 


Rambler's Top100

Менеджеры, или "белые воротнички" (7,2%)


27.01.2006

Наверху социальной пирамиды (по крайней мере той ее части, которая оказалась нам доступна, а в наше исследование не попали представители высшего класса, размер которого мы оцениваем в 0,3-0,4% населения страны) располагаются те, кто там и должен располагаться: управляющие и высококвалифицированные интеллектуалы. По уровню дохода и образования "белые воротнички" делятся на две группы: "белые воротнички-1" и "белые воротнички-2".

"Белые воротнички-1" (1,8%) - это топ-менеджеры, владельцы собственных небольших предприятий и высококвалифицированные специалисты. Здесь с большим преимуществом доминируют мужчины - 68% против 32.

Это самая образованная группа - здесь 63% имеют высшее образование, в то время как, например, в группе интеллигенции таковых 48%. Помимо этого представители группы без конца занимаются саморазвитием: 30% имеют либо второе высшее образование, либо окончили курсы повышения квалификации, 20% собираются учиться в ближайшее время. У этой группы и самое "образованное" происхождение - родители 33% респондентов имели высшее образование (в других слоях эта цифра не превышает 15%).


"Белые воротнички" - самая образованная часть общества. Более того, они и дети самых образованных родителей. Только в этом слое треть родителей имела высшее образование

Большинство "белых воротничков-1" работает в частном секторе хозяйства - 69% против 31. На рынке труда эти люди чувствуют себя абсолютно уверенно - лишь 9% говорят, что будут долго искать работу, и более 50% уверены, что найдут ее легко. Обычно предполагается, что люди с большим достатком - это менеджеры огромных нефтяных компаний. Отнюдь нет. 80% представителей "белых-1" работают в компаниях численностью до 500 человек.

Уровень заявленного дохода респондентов - 25 тыс. рублей в месяц. Заявленный уровень семейного дохода - 35 тыс. рублей. Это люди очень семейные (69% состоят в браке, при том что для других социальных групп этот показатель, как правило, не превышает 60%). В 80% случаев в семье работает не только основной кормилец.

"Белые воротнички-1" - явление не крупных компаний, но крупных и быстроразвивающихся городов, тех городов, где в полной мере расцвел капитализм. 59% "белых-1" говорят, что их город быстро развивается (норма - 25-30%).

Очевидно, что "белые-1" - весьма обеспеченные люди. 90% из них имеют сотовый телефон. 70% - компьютер. 60% - автомобиль 1997-2004 годов выпуска. 64% "белых-1" говорят, что они сравнительно легко смогут дать детям платное образование. Фактически уровень жизни этой социальной группы сегодня уже выше, чем у элиты советских времен.

Положение этой группы продолжает улучшаться: 58% говорят, что их положение улучшилось за прошедший год, и всего 6% - что ухудшилось. Почти половина ожидает улучшений и дальше.

Очевидно, что эта группа целиком одобряет переход к рынку. 90% относятся к предпринимателям хорошо. 88% говорят, что их знакомые приспособились к условиям рыночной жизни.

Социальная психология группы - ориентация на состоятельность за счет собственного труда и частной ответственности за частную жизнь. Ключевое высказывание: "Я прилагаю много усилий, чтобы заработать много денег и тем самым обеспечить свое будущее" (как мы увидим ниже, этот принцип разделяет еще очень большая часть общества). Главные ценности: интеллект, трудолюбие и уверенность в себе.

 

"Белые воротнички-2" (5,4%) - это люди, которые определяют свой род занятий как "менеджер среднего звена управления" и "работник интеллектуального труда высокой и средней квалификации". В этой группе мы видим паритет полов: по 50% мужчин и женщин. Это вторая по уровню образования группа - 57% имеют высшее образование, 23% - среднее специальное (прочие - незаконченное высшее). Так же как и "белые-1", менеджеры среднего звена стремятся к повышению своей квалификации, получая разного рода дополнительное образование. Так же как и "белые-1", менеджеры среднего звена имеют самых образованных родителей.

Половина "белых-2" занята в частном бизнесе, половина в госсекторе. 80% представителей этой группы работают на предприятии численностью до 500 человек и 60% - на предприятии численностью до 100 человек. С точки зрения отраслевой принадлежности "белые-2" работают прежде всего в торговле и промышленности. Престижность своей работы они оценивают выше среднего.

Профессиональная адаптированность "белых воротничков-2" довольно высокая. 37% говорят, что легко найдут работу в случае потери нынешней. 20% полагают, что будут долго искать работу. Это устойчивое положение на рынке труда во многом объясняется тем, что живут "белые-2" в основном в экономически развивающихся городах. Лишь 10% говорят, что их город приходит в упадок.

Средний заявленный доход группы - 8 тыс. рублей в месяц. Семейный доход - 14 тыс. рублей. В большинстве своем представители группы являются главными добытчиками в семье. О хорошем уровне материальной обеспеченности свидетельствует обеспеченность знаковыми предметами: 71% имеют сотовый телефон, 58% - стиральную машину, 44% - персональный компьютер, 32% - автомобиль семилетнего возраста. По российским меркам этот класс выглядит очень обеспеченным: треть его представителей говорит, что они испытывают затруднения только при покупке автомобиля и квартиры.

Социальная идеология группы - принятие рыночных условий жизни, и это естественно, поскольку очевидно, что менеджеры среднего звена изрядно выиграли от наступления капитализма. 76% полагают, что переход к рынку был нужен. 70% говорят, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рынка. 86% хорошо относятся к предпринимателям.

Социальная психология группы такая же, как у топ-менеджеров. Ценности - интеллект, трудолюбие, порядочность.

Далее: Интеллигенция/служащие, или "голубые воротнички"

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов