Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 17 июня 2019 года
 


Rambler's Top100

Проект «Социальная стратификация»


26.01.2006

Предыстория проекта

История проекта начинается в 2001 году. С этого времени по сегодняшний день журнал «Эксперт» при участии компании РОМИР мониторинг провели шесть волн исследования.

Информация, которая была получена в этих исследованиях, носит разносторонний характер и описывает стиль и образ жизни российского среднего класса. Каждый этап включает в себя как динамику основных показателей социально-демографических характеристик данной целевой группы, так и динамику показателей потребительского поведения. В каждом исследовании добавлялись новые блоки вопросов, касающиеся стиля жизни среднего класса.

Целью проведенных исследований было изучение социально-экономических условий формирования среднего класса в России и обеспечение бизнеса качественной информацией о текущем состоянии и тенденциях развития данной социальной группы, как их основного потребителя.

Решаемые задачи

Спектр задач, которые решало исследование, направлен на анализ маркетинговой информации, необходимой для принятия управленческих решений. Из всего спектра следует выделить следующие наиболее важные задачи:

  • выделение целевых групп на товарных рынках;
  • сегментирование целевых групп по различным параметрам (географическому, социально-демографическому, доходному, психографическому, поведенческому и по многим другим
  • сочетаниям критериев, определяемым данным информационным продуктом);
  • позиционирование товаров и услуг на различных сегментах;
  • разработка и продвижение «брендов»;
  • выявление оптимальных каналов дистрибуции.

Метод исследования — опрос (личное формализованное интервью). Размер инструмента — около 200 индикаторов. Профессиональный интервьюер беседует с респондентом в течение 1—1,5 часов, строго придерживаясь инструкций проведения интервью.

Генеральная совокупность — это население крупных Российских городов в возрасте от 18 до 60 лет, с определенным доходом на одного члена семьи.

Формирование выборки. Каждый регион имел задание с указанием общего объема и квотных признаков отбора респондентов. Интервьюер выполнял задание по реализации выборки направленным отбором — т. е. случайным методом отбирает потенциального респондента и направленным методом (при помощи вопросов-фильтров) по квотным параметрам включает респондента в выборочную совокупность.

Итоги исследований: Реализация серии исследований позволила собрать обширную научно-практическую информацию о стиле жизни российского среднего класса, описать различные характеристики этой целевой группы в динамике за истекший период.

Однако нерешенными остаются задачи определения реального места среднего класса в современном российском обществе, тенденций изменения его количественных и качественных характеристик. Эти задачи должны решаться только в рамках изучения и анализа социальной структуры общества.

Таким образом, новое качественное развитие проекта возможно в рамках исследования социальной стратификации российского общества.

Новые задачи проекта

Исследовательская программа рассчитана на несколько этапов. Ее основная цель — определить структуру и мировоззрение российского общества в исторически важный момент развития.

В основе новых задач проекта лежит понимание того, что сегодня научный анализ среднего класса невозможен без изучения всей социальной стратификации в целом. За последние десять лет в обществе прошли глубокие изменения, появились новые общественные группы и классы, именно сегодня идет активный процесс формирования новой общественной стурктуры.

С другой стороны, фактически еще не было предпринято ни одной попытки научного исследования этой структуры в рамках крупномасштабного всероссийского проекта.

Цель проекта: Анализ социального состава взрослого населения РФ и социальных связей, в нем существующих с целью определения социальной стратификации современного российского общества.

Определения социальной стратификации общества требует решения следующих основных задач:

  • Выявление оснований, по которым будет определяться облик вертикального строения общества, а также определения основных связей, существующих как между его основными стратами, так и внутри них.
  • Разработка методологии исследования в соответствии с разработанной теоретической базой определения основных параметров структуры общества.
  • Разработка и реализация программы анализа данных, полученных в ходе проведения комплексного всероссийского исследования.

Решение этих задач позволит впервые за постсоветское время выяснить реальную социальную структуру общества, выявить новые классы и слои, возникшие в условиях радикальных политических и экономических реформ, сравнить российскую классовую структуру со структурой других развитых стран. Определение структуры общества будет включать как экономические страты, так и выявление демографических, этнических, профессиональных, религиозных и других слоев и групп, плохо поддающихся статистическому изучению. Все это позволит создать реальный социологический «портрет нации», необходимый для социально-экономического прогнозирования, формирования государственной политики, построения программ политических партий.

Определение реальной, подробной социальной структуры общества позволит, в свою очередь, выявить взгляды населения по основным, ценностным проблемам, определить различия во взглядах между различными классами и слоями общества. Это даст возможность лучше понять процесс формирования взглядов и настроений в обществе, мировоззрения народа в целом и его слоев и групп на данном исторически важном этапе развития общества и социальных реформ.

Решение этих задач предполагает поэтапную реализацию проекта объединенными усилиями ведущих ученых и специалистов в области социологии, экономики, психологии и общественных отношений.

Структура осуществления проекта

Этап 1. Определение аналитических задач исследования

Исследуемая тема настолько сложна и инновационна, что ее научное обоснование требует коллективного экспертного обсуждения на стадии разработки принципов реализации проекта.

Область определения параметров может включать в себя следующие составляющие:

  • Социально-демографические параметры
  • Образование
  • Занятость
  • Семья
  • Доход
  • Предпринимательство
  • Отношение к власти
  • Политика
  • Мировоззрение
  • Религия

Данный список раскрывается в структуре инструмента в соответствии с задачами построения системы эмпирических индикаторов

Этап 2. Методология и объем выборки

Исследование реализуется как массовый опрос, репрезентирующий взрослое наличное население РФ в возрасте от 18 лет и старше и проводится методом формализованного личного интервью по домашним адресам респондентов.

Цель исследования требуют формирования крупномасштабной выборки, которая позволит как сформировать целевые социальные группы населения, выделенные по заданным параметрам, так и проанализировать всю совокупность связей содержательных параметров внутри и между этими группами.

Для решения этих задач выборка должна быть объемом 15 000 респондентов. При такой величие выборки дисперсия ошибки выборки составит не более ? 1%.

Полученный объем данных переведен в SPSS и подготовлен к кластерному анализу. Задача состоит в том, чтобы не аналитики выявляли структуру полученных данных, группируя объемы подмассивов по определенным содержательным признакам.

Эту операцию по заданным объективным критериям должен провести кластерный анализ, после чего, исследуя полученные кластеры, исследователи смогут описывать их характеристики и связи.

Этап 3. Программа реализации проекта

I задача — выявление социальной стратификации российского общества будет решаться в обширном социально-демографическом блоке вопросов по трем направлениям.

детальное выяснение социального положения, формы занятости, образования, квалификации, сферы деятельности, должностного положения, дополнительные формы занятости, источники и объем доходов, зарплаты, душевой доход в семье. Социальная мобильность — социальная история семьи: социальное происхождение, образование, профессия родителей; изменение социального положения респондента с момента окончания школы; планы изменения социального положения. Потребительское поведение, имущественное положение, накопления; их направленность — образование, медицина, обеспечение в старости, и др.

Сочетание этих показателей позволит создать дробную матрицу классов и социально-экономических слоев общества, что будет являться самостоятельным результатом исследования, не достигавшимся в предыдущих исследованиях, и будет иметь большую научно практическую ценность.

II задача — определение основных мировоззренческих ориентаций общества и его слоев будет опираться на социальную стратификацию общества, полученную при решении первой задачи, т.е. будет получена как обобщенная картина мировоззрения общества на данном этапе развития, так и специфику взглядов различных классов, слоев и групп населения.

Выявление мировоззренческих взглядов и настроений будет осуществляться в рамках следующих тематических блоков вопросов.

Идеология. Идеологизированные ценности массового сознания — патриотизм, свобода, равенство, справедливость, рынок, социализм, национальное достоинство, религиозная вера; представления о желаемой национальной идее.

Политика. Представления о желаемом устройстве общества, демократические институты, роль лидеров, партий, возможность личного влияния на принятие важных политических решений, формы политического участия, интерес к политике, чувства социальной отчужденности.

Гражданское общество. Роль государственных и общественных институтов, участие в общественных объединениях, надежда на помощь в решении личных проблем.

Требования к государству. Основные проблемы — общества, региональные и личные, кто ответственен за их решение, патерналисткие требования к государству, виновные в отсутствии прогресса в решении проблем, ожидания к новой власти в решении проблем.

Отношения к бизнесу, предпринимательству. Оценка бизнеса — малого, среднего, крупного, олигархов; оценка реформ, перехода к капитализму,; возможность пересмотра итогов приватизации; социальная ответственность бизнеса; готовность личного участия в бизнесе, успешность друзей, знакомых; отношение к социальному неравенству, к бедным, богатым.
Роль России в мире. Желаемое положение России в мире, необходимость статуса «великой державы», «друзья и враги», необходимость альянсов, примеры для подражания — в экономике и политике.

Основные социальные проблемы. Преступность, наркомания, СПИД, коррупция; общественная медицина, образование.

Разрыв поколений. Оценка различий взглядов поколений, отношение к молодежи, к старшим когортам, отсутствие преемственности ценностей в обществе, наличие общих, сплачивающих идей.

Моральный климат в обществе. Представления о распространенных в обществе моральных ценностей и норм, ощущение девальвации ценностей, морального кризиса; сохранение базовых традиций морали.

Национальные проблемы страны. Оценки взаимоотношений национальностей в стране, острота конфликтов, отношение к мигрантам, беженцам; проблемы Чечни; региональные различия.
Отношение к религии. Религиозная вера, ее распространенность и аспекты, степень участия в церковных службах и обрядах; оценка роли церкви в обществе.

Психологический блок. Самооценки оптимизма, пессимизма; распространенность чувства тревоги, уверенности в будущем.

Основную сложность представляет реализация основного исследования. Необходимо очень тщательно подготовить полевой этап, разработать методически выверенную схему выборки, документы, описывающие всю технологию проведения опроса на всех его стадиях.

Особо важно проработать и отпилотировать инструкцию по реализации последних ступеней выборки, провести моделирование и полевой инструктаж в регионах. Это необходимо для того, чтобы обеспечить главное условие случайных систематических выборочных опросов — предоставить максимально высокий шанс всем элементам генеральной совокупности (население) иметь равновероятную возможность попасть в совокупность выборочную (объем выборки).

Только в этом случае мы сможем доказать научную ценность полученной информации и заявить, что полученная нами структура российского общества максимально полно описывает (репрезентирует) реальное общество Российской Федерации.

Этап 4. Результаты проекта

Результаты исследования будут представлять ценность как первое научно-практическое осмысление структуры современного российского общества. Данные будут представлять содержательное описание всех его элементов (классов, целевых групп), связей между ними, а также основных тенденций формирования общественной стратификации в краткосрочном прогнозном периоде.

Этот материал может быть ориентирован на основные политические, общественные и бизнес структуры, как в полном своем объеме, так и в частях.

Данные также могут быть соотнесены с Всероссийской переписью населения, что придаст им дополнительную научную ценность.

Формат предоставляемых данных предполагается формировать в виде аналитических отчетов, научных сборниках, книги, а также в виде электронной базы данных.

Этап 5. Перспективы

Очевидно, про данный проект является, по определению, установочным исследованием. Для получения стратификации общества в динамике необходимо дальнейшее развитие проекта, не реже одной волны в год. Так же возможно проведение направленных исследований, изучающих отдельные элементы общественной структуры (классы, группы).

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов