Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 17 июня 2019 года
 


Rambler's Top100

Области применения результатов


26.01.2006

Состояние общества

Последние полтора десятилетия российское общество переживает период реструктуризации, когда резка смена политической и экономической формаций привела в движение все социальные группы. Одновременно стало меняться мировоззрение в разных общественных средах. К тому же, разные общественные группы и классы были заняты поиском своего места в общественной иерархии, своей роли в развитии государства.

Этот период характеризуется процессами расслоения общества по имущественному признаку, противоречивыми тенденциями формирования социальных групп, изменения основ социальной идентичности. Такое положение означает социальную поляризацию общества и не ведет к его интеграции и толерантности.

Сегодня мы не может говорить о единстве российского общества, поскольку слишком сильны разрывы между отдельными его социальными группами. Это разрывы между бедностью и достатком, не равный доступ к образованию и статусным профессиям, проблемы миграции и национальных отношений и т.д. К тому же существуют региональные различия проблем, когда, к примеру, бедность в одном районе страны имеет особые, отличные от других районов характеристики, или проблемы села и малых поселений, отличающиеся от проблем крупных городов.

Сегодня необходимо определить фундаментальные противоречия современного российского общества, взаимоотношения его социальных групп, тенденции структуризации общества. Необходимо также понять какие из основных общественных противоречий не имеют тенденцию к саморазрешению, какие из них потенциально могут привести к серьезным общественным конфликтам.

Важно также понять, какие социальные группы сегодня претендуют на роль общественных лидеров, а какие являются аутсайдером, какие закономерности существуют сегодня в развитии общества и разделении его на классы. Необходимо определить также, какие идеи и концепции сегодня способны соединить разрывы в общественных интересах, сплотить общество в решении общенациональных задач. Какие идеи сегодня общество (и отдельные его классы) воспринимают враждебно, какие – с пониманием, как соответствующие их глубинным интересам.

Для решения этих вопросов необходимо понять современную структуру российского общества, характеристики всех его элементов.

Социальная стратификация

Общая социальная стратификация предполагает создание концептуально новой теории классов (социальных групп) в России, определение роли этих классов в общественном развитии, их жизненных интересов, перспектив, взаимодействий с другими группами и отношению к государству.

С одной стороны, определение всесторонней структуры общества позволит решать частные задачи на основе разработки специальных теорий стратификации, таких как рынок труда, развитие частного предпринимательства, проблемы воспроизводства населения и иные стратегические задачи страны.

Одновременно решаются задачи адресного обращения к обществу, его группам, восстановление обратной связи россиян и государства, формулирование идеи национальной солидарности на основе позитивной цельной концепции страны.

Целевое использование результатов стратификации

Программа исследования стратификации российского общества предполагает следующее целевое использование ее результатов:

 

  • Разработка методов и форм диалога государства с различными социальными группами общества, формирования общественного мнения населения страны.
  • Разработка концепции платформы политической партии, исходя из анализа электоральных, мировоззренческих и идеологических параметров различных социальных групп российского общества.
  • Информационная поддержка в конструировании моделей экономического развития, стратегии планирования на среднесрочную перспективу.
  • Планирование социальной политики на федеральном и региональном уровнях, анализ мнения населения по проблемам реализации социальной поддержки различных групп населения.
  • Анализ трудовых ресурсов, трудовой мобильности, перспективы рынка труда для принятия управленческих решений в данной области.
  • Определение региональных проблем развития частного предпринимательства, стратегии развития малого бизнеса в регионах и в стране в целом.
  • Анализ тенденций развития и состояния институтов гражданского общества с целью разработки стратегии поддержки «третьего сектора» в российском обществе.
  • Исследование современного духовного портрета российского общества, критериев общественной нравственности и морали.
  • Определение роли и положения России в мире в представлении общественного сознания, национальных задач в мировой политике и экономике.
  • Сравнительный анализ результатов стратификации и Всероссийской переписи населения для более адекватной оценки общественной структуры и ресурсов.

 Также данный Проект позволит решать следующие научно-практические задачи, актуальные для управления общественными процессами на различных уровнях:

4.1. Исследование позволит провести четкую классификацию со­ циальных расслоений , получить характеристику каждой социальной группы и в целом современного российского общества . Результаты этого исследования позволят понять основные закономерности, по которым формируется современное российское общество.

4.2. Проведение стратификации общества позволит вести ад­ ресную пропаганду государствен­ ных инициатив ( проектов, законов, реформ и т.д.) дифференцировано, с учетом осо­ бенностей восприятия той или иной социальной группы. К примеру, предложение о монетизации пенсионных льгот было подготовлено без тщательного анализа интересов тех социальных групп, которые этими льготами пользуются. Реко­мендации по целевому воздействию на различные социальные группы способна дать общественная стратификация.

 4.5. Исследование даст представление о том , как одни и те же ус­ тойчивые представления по - разному распределяются и интер­претируются различными слоями общества . В общественном сознании нередко возникают мифы, преодолеть которые порой сложно. К примеру, образ крупного собственника как непременно отрицательного типажа считается устойчивым в массовом сознании, что далеко не факт, поскольку разные социальные группы имеют различное отношение к подобным стереотипам.

4.6. Полученная база данных даст возможность , используя корреляционный метод сравнения , предсказывать поведение той или иной страты в определенных условиях . Под методом корреляции подразумевается техника , при помощи которой систе­ матически измеряются две или более переменные и оценивается зависимость между ними ( например , как можно , зная одну переменную , предсказать другую ). Это подразумевает проведение последующих целевых опросов населения, ма­териалы которых могут стать инструментом в работе с насе­ лением по самым различным аспектам разрешения различных социальных проблем.

4.7. В перспективе проведенная стратификация послужит основой для регулярного мониторинга «общественного здоровья», соотношения позитивного и негативного «общественного самочувствия», уровня оптимизма, ожиданий и веры в реализацию жизненных целей . Это необходимо для понимания степени общественной солидарности и возможности реализации программ государственного развития.

 

Адресаты материалов стратификации

По завершении исследования полученные материалы будут надлежащим образом прокомментированы и оформлены ( в виде книги , брошюр и т . п .). Эти материалы будут рассчитаны на использование:

  • Структурами государственной власти федерального и регионального уровней для определения социальных, экономических и идеологических ресурсов общества.
  • Политиками , для определения и разработки основных параметров концепции партийного идеологии и работы с электоратом.
  • Экономистами для разработки программ экономического развития регионов и страны в целом.
  • Службами социального планирования для анализа реальных потребностей различных социальных групп и более адресной работы с населением.
  • Депутатами законодательных собраний разного уровня д ля учета интересов кон кретных общественных групп и практической работы с населением .
  • Юристами для разработок законопроектов , касающихся различных сфер жизни общества ;
  • Работниками рекламных агентств , стремящихся более целенаправ ленно ( адресно ) продвигать свои товары или услуги.
  • Журналистами , для более глубокого понимания существенной реак­ц ии на различные явления современной жизни .
  • Научными работниками для разработки современной теории общественного развития современного российского общества, а также для учащихся гуманитарных факультетов ВУЗов страны.

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов