Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 19 ноября 2019 года
 


Rambler's Top100

Пресс-конференция: «ИНОП становится самым крупным в России негосударственным грантодателем в области общественных наук, учреждает медиапремии и премии за лучшие книги по общественным наукам»


11.06.2008

Пресс-конференция: «Институт общественного проектирования становится самым крупным в России негосударственным грантодателем в области общественных наук, учреждает медиапремии и премии за лучшие книги по общественным наукам»

10 июня 2008 года в РИА – Новости состоялась пресс-конференция, организованная Институтом общественного проектирования (ИнОП).
Тема пресс-конференции: «Институт общественного проектирования становится самым крупным в России негосударственным грантодателем в области общественных наук, учреждает медиапремии и премии за лучшие книги по общественным наукам».

В пресс-конференции приняли участие:

  • Фадеев Валерий Александрович - главный редактор журнала "Эксперт", генеральный директор ИнОП, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экономическому развитию и поддержке предпринимательства;
  • Рогожников Михаил Владимирович – заместитель директора ИнОП.

Сегодняшняя российская социо-гуманитарная мысль за редкими исключениями не в состоянии отвечать на стоящие перед страной актуальные и долгосрочные вызовы, давать теоретические основания для принятия политических решений и способствовать формированию самосознания народа. Цель программы Института – преодолеть этот кризис, уходящий корнями в советский период и дезорганизацию последнего десятилетия XX века, а отчасти отражающей и кризис общественно-научной мысли в мире в целом.
Задачи модернизации страны делают необходимым выход российской науки на современный и опережающий уровень исследований по проблемам истории, политического, социального и экономического развития. При этом исследования должны носить как фундаментальный, так и прикладной характер. В общественной мысли именно в ответах на насущные вопросы и рождается теория.

Институт общественного проектирования начинает постоянную работу по организации исследовательской деятельности в России в области общественных наук. ИнОП становится самым крупным по объему предоставляемых грантов негосударственным центром финансирования исследований в этой области.
Гранты ученым и экспертам, стипендии аспирантам и студентам-дипломникам будут выделяться для проведения исследований по следующим направлениям (внутри каждого направления исследователи могут формулировать различные конкретные темы):

1. Ненасильственная модернизация. Как модернизировать страну в условиях демократии?
Казалось бы, большинство примеров говорят об эффективности авторитарного модернизационного пути.
В то же время, опыт успешных авторитарных модернизаций (Малайзия, Индонезия, Китай, а также Тайвань, Бразилия, Корея авторитарных периодов) показывает, что эти страны начинали модернизацию с крайне низких уровней технологического, социального и политического развития, и в течение авторитарного периода не достигали технологических высот.
А есть и примеры не авторитарных модернизаций, при которых происходил переход к постиндустриальному обществу: послевоенные Франция, Германия, Япония.
Но, с другой стороны, Россия имеет репутацию страны с устойчивой традицией авторитарных модернизаций. Кризис СССР произошел именно на стадии перехода к постиндустриальному обществу при попытке перевести модернизацию на не авторитарные рельсы.
Возможен ли иной путь? Является ли развитие демократии в современной России следствием или условием технологической и социальной модернизации? Какие меры по развитию демократических институтов и процедур могут способствовать модернизации?


2. Формы и методы формирования ответственной элиты. Пути и критерии обновления элиты.
93% представителей столичной и региональных элит в ходе исследования ИнОП сочли актуальным вопрос о формировании в России ответственной национальной элиты. Современная элита сгруппирована в кланы, и при этом разобщена, часто либо корыстна, либо не включена в активную деятельность на уровне страны или региона, слабо представляет себе пути развития страны и сомневается в собственном предназначении. В то же время, она оказалась способна удерживать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране на приемлемых уровнях стабильности.
Сегодняшнее состояние элиты достаточно хорошо изучено различными исследовательскими методами. Теперь изучения требуют вопросы о том, как на существующей базе сформировать ответственную, компетентную, нравственно здоровую и солидарную в главных вопросах национальную элиту. Это касается как политической элиты, так и научной, творческой, медийной, религиозной, бизнес-элиты.


3. Формирование новых критериев авторитетности и выявление наиболее авторитетных и уважаемых людей - моральных и профессиональных лидеров, способных формировать новое социально активное пространство.
Данное направление исследований решает часть задач, заданных тематикой форм и методов формирования ответственной элиты. Требуется разработка методики выявления наиболее авторитетных людей, реальных, а не формальных лидеров (местных и общероссийских). Необходима также выработка стратегии по продвижению этих людей, вовлечению их в формирование развитого гражданского общества.
Такой подход требует научно-исследовательских усилий в области поиска и формирования ответственной элиты как на уровне местных сообществ, так и на уровне страны в целом.


4. Правящая партия сегодня – какой она должна быть?
После выборов декабря 2007 года «Единая Россия» закрепила свои позиции как партия парламентского большинства. Однако роль партии парламентского большинства в современной России, остается не до конца проясненной.
Насколько в принципе наличие партии конституционного большинства адекватно уровню развития общества и задачам модернизации страны, объявленным в ходе парламентской и президентской предвыборной кампаний? Что должно являться для нее приоритетом: представительство интересов избирателей, проголосовавших за региональные партийные списки? Или следование политической воле и законодательным инициативам руководства страны и самой партии, при том, что вторая точка зрения очень влиятельна.
В чем еще состоит роль самой влиятельной массовой политической силы в современной России? Какими должны быть формы взаимодействия правящей партии с другими партиями, представленными в Государственной Думе, а также в законодательных собраниях регионов? Какая политика позволит ей сохранить за собой свой статус? Что может угрожать ее доминирующему положению? Каковы наиболее вероятные перспективы развития сложившейся партийно-политической системы?


5. Политическая и общественная роль среднего класса в России в настоящее время и в исторической перспективе.
Политическая мобилизация (осознание себя политической силой и рост политической активности) среднего класса, по мере роста его численности с нынешних 25% и превращения в массовый слой, по-видимому, неизбежна. В быстро развивающихся обществах средние слои населения не всегда являются оплотом стабильности. Политическая мобилизация среднего класса происходит в любом серьезном экономическом кризисе.
Актуальными представляются следующие вопросы: насколько верным можно считать предположение, что политическая мобилизация среднего класса будет происходить по наиболее благоприятному сценарию при том условии, что средний класс будет полноценно представлен политически? Достаточно ли он политически представлен сегодня? Какие формы примет политическая мобилизация: создание новой партии (партий), сотрудничество общественных организаций среднего класса с существующими партиями, значительное обновление политического класса путем притока новых людей, идентифицирующих себя со средним классом?


6. Пути развития структуры российского общества на ближайшие пятьдесят лет – складывающаяся траектория и желательный результат.
Политический курс России предполагает формирование уже к 2020-му году среднего класса с удельным весом 60% ко всему населению (сегодня 25-28%). Это означает коренную перестройку структуры общества.
Ответа требуют следующие вопросы: за счет чего может быть достигнут такой рост среднего класса? Каким будет его профессиональный и социальный (предприниматели, бюрократия, работники наемного труда в различных отраслях экономики, лица свободных профессий и т .д.) состав? Что будут представлять собой окружающие средний класс социальные страты? Каким станет в результате гражданское общество по преимуществу: социально и политически активным обществом граждан или пассивным обществом потребления?
В любом случае это будет новый, ментально и структурно не устоявшийся слой. Каковы перспективы его развития к началу второй половины века?
На основе этого понимания должен быть выработан комплекс мер по стимулированию роста среднего класса.


7. Причины вторичности социально-гуманитарного знания и интеллектуального сознания в России и пути его преодоления.
Современное российское социо-гуманитарное знание во многом вторично по вниманию к нему как со стороны общества и государства (исключая такие области, как экономик. право, психология, прикладная социология и некоторые другие), так и по отношению к теориям и концепциям, созданным зарубежными учеными и школами.
Ответ на вопрос о причинах этого положения должен позволить лучше понять способы его преодоления. Достаточно ли для этого увеличения финансирования? Требуется ли появления новых университетов? Какой должна быть модель взаимодействия власти, традиционно являющейся одним из основных бенефициаров национального гуманитарного знания, и ученых (с учетом того, что сегодня это взаимодействие переживает не лучший период, нет достаточного спроса на знание, нет общего языка)? Кто еще может предъявить спрос на социо-гуманитарное знание? Какую роль оно способно сыграть в объявленной программе модернизации страны до 2020 года?


8. Российское видение будущего России и мира.
Все более очевиден кризис демократической практики в странах «старой демократии», некоторые из которых, по многим оценкам, начинают перерождаться в олигархии, наряду с кризисом попыток «распространять демократию», вызывающих рост насилия, дестабилизацию, утрату суверенитетов и распад государств.
На этом фоне мы сталкиваемся с проблемами понимания того, как должна функционировать и развиваться демократия в России, а также с очень широким разбросом оценок состояния российской демократии.
Все это означает, что России и всему миру сегодня требуется серьезное обновление демократической теории. В этой области требуется масштабный проект.
Сегодня приходится констатировать и опасный системный кризис всей сферы международных отношений и послевоенной системы безопасности. Происходит нарастание конфликтности в экономической, культурной, политической областях, грозящей перейти и уже переходящей в военную фазу.
Необходима выработка предложений по разработке новой международно-политической системы взаимоотношений, снижающей конфликтный потенциал и обеспечивающий успешное взаимодействие различных культурных и политических моделей.


9. Особенности технологического уклада России – способны ли мы к серийному производству массовой продукции?
Сегодня потребность страны в товарах широкого спроса в значительной мере удовлетворяется либо путем импорта, либо путем производства товаров на основе импортных технологий и комплектующих.
При том, что некоторые направления технологического развития сегодня на политическом уровне определены (авиа- и судостроение, промсборка автомобилей, нанотехнологии, атомная энергетика), остается открытым ряд вопросов о будущем российской промышленности в целом. Каковы перспективы насыщения огромного внутреннего рынка товарами, произведенными в России? Возможно ли (и нужно ли к этому стремиться), чтобы производство этих товаров основывалось на российских технологиях? Следует ли России пытаться позиционироваться на внешних рынках как производителю товаров массового спроса? Какие вообще специализации страны в мировом разделении труда являются предпочтительными?


10. Концепция российской истории: взгляд из будущего.
Политический курс на модернизацию, позицию одного из мировых лидеров, формирование массового среднего класса и максимально благоприятной для человека социальной среды позволяет представить образ будущего России с достаточной точностью.
Хорошо известно, что весьма дискуссионным является вопрос о том, насколько это планируемое будущее, в различных его аспектах, соотносится с исторической традицией страны. Возможна ли вообще, с исторической точки зрения, технологически развитая, социально комфортная, стабильно демократическая Россия? Каковы наиболее сильные стороны российского исторического опыта? Со времен Петра Великого Россия играла весьма значительную роль в европейских, а позднее в мировых делах – унаследовала ли постсоветская Россия эту тенденцию?


11. Российская политическая культура.
Понятие «политическая культура» как исторически обусловленное предпочтение народами определенного типа политического поведения появилось в 50-е - 60-е годы в работах американских исследователей X. Байера ("Системы правления европейских государств") и Г. Алмонда и С. Вербы ("Культура гражданина") и с тех пор заняло прочное место в политологии.
Вопрос о современной российской политической культуре в значительной мере остается неисследованным. Проведенное ИнОП исследование «Стратификация современного российского общества» позволяет выдвинуть серьезные контраргументы против распространенной точки зрения, согласно которой «русский народ не приспособлен к демократии», а также о политической «левизне» российского общества. Тем не менее, проблематика российской политической культуры, ее соотнесения с сегодняшней политической практикой и перспективным политическим курсом, является научно- и практически актуальной и требует изучения.


Размер грантов на научные исследования составляет от 250 тыс. до 2 млн. руб., всего будет выдано более 50 грантов.

Размер и количество стипендий:
1. Студентам обществоведам за достижения в учебе и научной работе - 100 стипендий по 5000 руб./месяц.
2. Аспирантам за успехи в научной работе 50 стипендий - по 12500 руб./месяц.
В настоящее время программа присуждения стипендий рассчитана на ближайший учебный год.

Выделение грантов будет производиться на целевой и конкурсной основе.
В первом случае, Институт по собственной инициативе обращается к специалисту с предложением выполнить исследование на грант Института; либо обращается на кафедру ВУЗа, в аспирантуру академического института с предложением выдвинуть студентов и аспирантов на стипендии.
Во втором случае, Институт рассматривает заявки, поступающие от ученых, аспирантов, учебных и научных учреждений.
Окончательное решение по предоставлению грантов принимается формируемым ИнОП экспертным советом.
Формы заявок и требования к ним будут опубликованы на сайте Института www.inop.ru до 18.06.2008 г.

Институт учреждает также ряд премий в области общественно-политической литературы и медиа. Премии будут присуждаться по следующим номинациям:
1. Лучшие книги по общественным наукам
2. Лучший текст о будущем
3. Лучшие ТВ программы по общественно-политической проблематике
4. Лучший политический обозреватель
5. Лучший обозреватель по социальной тематике
6. Лучшая политическая реклама

Премии (в каждой номинации):
Первая премия – 200 тыс. руб.
Две вторых премии – по 100 тыс. руб.
Три третьих премии – по 50 тыс. руб.

Материалы для участия в конкурсе будут приниматься с 11.06.2008 г. до 20.10.2008 г. О сроках присуждения и вручения премий будет объявлено особо.


Институт общественного проектирования (ИнОП) с момента основания особое место в своей деятельности отводит комплексным политическим, социологическим и экономическим исследованиям.
На базе Института были проведены следующие исследования: «Экономическая доктрина России» (совместно с журналом «Эксперт», 2005), «Социальная стратификация современного российского общества» (2006), «Политический атлас современности» (МГИМО (У) МИД РФ по заказу и при участии ИнОП, 2006), «Природа и структура коррупции в России» (при участии ЦЕССИ, 2008), «Мировоззрение и идеология современной российской элиты» (2008).

В 2007 году ИнОП провел первый открытый Конкурс проектов некоммерческих неправительственных организаций (ННО), имеющих социальное значение, в сфере проведения социологических исследований «Проблемы развития современного российского общества». Конкурс был организован в соответствии с распоряжением Президента РФ в рамках программы распределения грантов, направленных на поддержку организаций гражданского общества.
В 2008 году ИнОП также выступает одним из шести операторов конкурсов среди ННО и проводит второй открытый Конкурс по проведению социологических исследований.


За дополнительной информацией обращаться к Мальцевой Оксане Андреевне: +7(495)788-41-26, +7(916)730-43-54, OMaltseva@inop.ru, www.inop.ru

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов