Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 25 апреля 2024 года
 


Rambler's Top100

Об открытой базе проектов


2.06.2010

Об открытой базе проектов,
реализованных по итогам I, II, III Конкурсов «Проблемы развития современного российского общества»
 
Данная открытая база конкурсных проектов фактически является научной библиотекой социологических исследований, проведенных за последние (на момент ее открытия) два года.
В положении о проведении Открытого конкурса проектов некоммерческих неправительственных организаций, указано, что эти проекты должны иметь социальное значение, в сфере проведения социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества. Конкурс проводится под общим заголовком «Проблемы развития современного российского общества».
Специфика данного конкурса состоит в том, что результатом реализации проектов должно быть не просто поддержка институтов гражданского общества или практика благотворительности, а новое научное знание, решающее определенные проблемы в той или иной области развития современного российского общества. Эту задачу предлагаемая библиотека проектов решает в силу следующих факторов:
Во-первых, здесь представлены результаты работ по широкому спектру актуальной тематики проблем современного российского общества и данное научное знание фактически во многом является наиболее конкретным анализом, осмыслением  и поиском путей решения этих проблем.
Во-вторых, научное разнообразие подходов к разработке и реализации проектов делает этот материал значимой методологической базой, которой могут пользоваться исследователи при разработке своих исследований, учитывая при этом накопленный в базе опыт и представленные результаты.
В-третьих, научно-практические рекомендации многих проектов уже сегодня могут стать основой для принятия решений в конкретных областях деятельности институтов гражданского общества по преодолению различных социально значимых проблем.
 
Все научные проекты конкурса различаются по масштабу и специфике тематики. Таким образом, проекты можно разделить на следующие основные типы:
·        Фундаментальные исследования – теоретические проекты, направленные на получения нового знания об основных закономерностях функционирования и развития современного российского общества.
·        Отраслевые общероссийские проекты – научно-практические проекты, направленные на решение основных проблем развития и получение нового знания отдельных социальных институтов в общероссийских масштабах.
·        Региональные исследования – научно-практические проекты, направленные на решения конкретных проблем определенных областей и социальных институтов в отдельных регионах (город, район, область).
 
К числу фундаментальных исследований относятся такие как «Развитие частного капитала в реалиях современного российского законодательства» (173, 2007), «Идейно-мировоззренческая структура общества и развитие политической системы страны» (184, 2007), «Исследование динамики стратификационных процессов в российском обществе» (13, 2008), «Анализ развития среднего класса в перспективе к 2020 году» (56, 2008), «Исследование национальной идентичности» (98, 2008), «Инновационный слой «Люди-XXI» структура и потенциал развития» (182, 2008) и другие.
Ценность этих проектов в получении нового научного знания о структуре, закономерностях развития и формирования ценностей и установок, необходимых для содержательного развития общества на среднесрочную перспективу. Поскольку современное российское общество формируется менее двадцати лет, все процессы в нем происходящие, фактически впервые подвергаются научному анализу. Научное знание, получаемое в результате проектных работ, необходимо политическому руководству страны, элитному сообществу и общественному мнению для профессионального и глубокого понимания проблем современного российского общества и путей их решения.
 
Отраслевые проекты направлены на получения нового знания в определенной сфере деятельности, как-то: «Малый бизнес в малых городах России» (119, 2007), «Отношение российской молодежи к русской Православной Церкви» (146, 2007) «Новая миграционная политика в сфере трудовой миграции» (55, 2008), «Структура муниципальной власти и ее влияние на развитие общественной солидарности и местного предпринимательства» (36, 2008), «Анализ динамики региональных рынков труда» (57, 2008) и т.д.
Ценность результатов этих проектов в научно-практической аналитике и рекомендациях по дальнейшему развитию отдельной отрасли или социального института, пониманию глубинных процессов, происходящих в социальной сфере данной отрасли и возможности ими управлять. Эти знания необходимы специалистам в конкретной области управления и развития отдельных социальных институтов.
 
Региональные проекты исследуют конкретные проблемы на местах, касающиеся самых разных сторон социального развития общества. Это такие проекты как «Калининградская область: социальное развитие эксклавного региона» (23, 2007), «Местные сообщества малых городов Псковской области» (321, 2007), «Семью каждому ребенку. Ивановская обл.» (8, 2008), «Аборигенный туризм. Центр содействия народам Севера» (32, 2008), «Профессиональные ожидания молодежных групп Кузбасса» (47, 2008), «Добровольчество в Краснодарском крае» (67, 2008) и другие проекты.
Значимость этих проектов в конкретных рекомендациях местным властям, специалистам и иным заинтересованным лицам, включая общественность по решению проблем и дальнейшему развитию отдельных социальных сфер жизнедеятельности региона.
 
Помимо решения этих научных задач, конкурс нацелен на выполнение следующих актуальных стратегических процессов:
Во-первых. Деятельность конкурса нацелена на развитие института гражданского общества, на постепенное появление в общественных организациях высокопрофессиональных специалистов, что необходимо для качественной и продуктивной деятельности 3-го сектора в стране. Проектные работы как раз и являются необходимым инструментов обучения таких специалистов.
Во-вторых, результаты конкурсных работ создают постоянную практику рекомендаций институтов гражданского общества властным структурам, что позволяет налаживать продуктивный и равноправный диалог власти с представителями гражданского общества. Такой диалог есть важнейшая компонента развитого демографического общества, условие соблюдения прав и свобод человека и формирования корпуса эффективной бюрократии на местах.
В-третьих, новое научное знание, будучи публичным, формирует активную общественную среду, создает эффективное общественное пространство, консолидирует общество для решения национальных задач развития.
 
По тематике библиотека на сегодня имеет восемь разделов, которые сформированы, исходя из тематики проектов, а так же двадцать четыре подраздела, являющимися непосредственно отчетными материалами. На сегодня это следующие разделы:
1.      Институты власти
2.      Элита и интеллектуалы
3.      Гражданское общество и его институты
4.      Стратификация российского общества и социальные группы
5.      Образование, наука, молодежь
6.      Трудовые отношения
7.      Культура, религия, СМИ
8.      Ближнее зарубежье, проблемные регионы и миграция
 
Поскольку принцип архива заключается в ежегодном пополнении, логично, что тематика разделов будет постоянно увеличиваться, исход из новых тем, освоенных в ходе каждого нового конкурса. Соответственно, и количество подразделов будет расти на величину проектов, проведенных в ходе очередного конкурса.
 
Следует отметить, что включенные в библиотеку проекты есть итог строгого конкурсного отбора, но, тем не менее, научные результаты работ не равноценны, что естественно, поскольку на этапе анализа заявок не всегда возможно полностью адекватно оценить научный потенциал соискателя. Тем не менее, практика показывает, что научный уровень проектов с каждым годом повышается, поскольку тщательный отбор и последующий контроль прохождения этапов работ позволил отсеивать соискателей, которыми двигали более меркантильные нежели научные интересы.
 
В 2008 году всего было подано 259 заявок, что меньше, чем в 2007 году (333 заявки). Таким образом, общее количество заявок уменьшилось. Однако анализ заявок показывает, что качественный уровень проектов существенно вырос. В данной таблице представлены заявки по уровню качества научной проработки темы и соответствия методических условиям, сравнительно, по двум предыдущим конкурсам:
Наименование группы
Кол-во заявок
2007 год
2008 год
1
Лучшие заявки
31
66
2
Адекватные заявки
44
67
3
Имеются недостатки
94
113
4
Слабые заявки
127
41
5
Неадекватные заявки
37
13
Как видно из таблицы, общий уровень заявок заметно вырос. Стало значительно больше проектов высокого научного качества, и при этом заметно снизился уровень слабых в научном отношении проектов.
Следует отметить также широкое географическое представительство проектов. В Конкурсе приняли участи не только мегаполисы и крупные города, но и средние и малые города, причем заявки оттуда зачастую ничем не уступали остальным. Естественно, удельный вес заявок из крупных городов существенно выше, к примеру, на конкурсе-2008 из одной Москвы пришла 81 заявка. Сегодня реальность такова, что основные научные силы сосредоточены в столице и крупных мегаполисах, что не могло не отразится на проектном представительстве.
Всего в конкурсе участвовали исследовательские группы из 60 субъектов РФ. Отрадно, что креативные научные силы существуют и на периферии, которые, на наш взгляд, нуждается в большей поддержке, нежели столичные исследовательские группы, которые, впрочем, часто используют в своих проектах региональных исследователей, которые, таким образом, также участвуют в исследованиях.
 
В заключение необходимо подчеркнуть, что научная, методологическая и практическая ценность данной библиотеки будет возрастать по мере того, как она будет пополняться проектами каждого нового конкурсного года. В сентябре 2010 года завершаются работы по конкурсу 2009 года и, соответственно, к концу года библиотека пополнится научными отчетами 59-ти проектов. Среди них будут представлены такие актуальные темы как «Управление инновациями в системе образования», «Исследование типологии административно-политического управления», «Взаимодействие между властными и деловыми элитами», «Малый бизнес в условиях кризиса», «Рынки труда», «Исследование структуры муниципальной власти», «Исследование многодетных семей», «Прогнозирование развития гражданского общества» и иные проекты, представляющие широкий спектр проблем современного российского общества.
Заинтересованный в пользовании библиотекой исследователь может скачать необходимый ему материал, а также, если это необходимо в его профессиональной деятельности, обратиться к сотрудникам ИнОП для получения дополнительной научной информации.
Мы надеемся, что данная библиотека станет еще одним вкладом в наши общие усилия по преодолению проблем современного российского общества и решению актуальных задач его развития.
 
Тарусин М.А.,
руководитель отдела исследований Института общественного проектирования

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов