Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 26 апреля 2024 года
 


Rambler's Top100

Краткие результаты Открытого Конкурса-2007


11.02.2008

Краткие результаты
Открытого Конкурса-2007

проектов некоммерческих неправительственных организаций (ННО), имеющих социальное значение, в сфере проведения социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества «Проблемы развития современного российского общества»


Тема 1
Требования к заявкам


В ходе подготовки Конкурса были разработаны единые критерии оценки заявок, опубликованные на сайте оператора Конкурса – Института общественного проектирования (www.inop.ru). В основу критериев был положен принцип оформления содержания заявки как профессиональной Программы социологического исследования, поскольку такое условие содержалось в конкурсных документах. В результате общие критерии оценки заявки были следующими:

I. Критерии оценок Заявки

При рассмотрении заявок экспертами использовались следующие критерии оценки:

1. Оформление Заявки
Заявка должна быть оформлена в соответствии с формальными требованиями, изложенными в условиях Конкурса, и содержать весь требуемый перечень документов и приложений.

2. Научная и общественная актуальность темы
Тема должна быть научно значимой в сфере изучения развития современного российского общества, основных проблем и задач, связанных с постоянно ведущимися научными исследованиями этого процесса, а также иметь общественную значимость, т.е. быть востребованной широким кругом различных социальных групп или обществом в целом.
Тема может опираться на перечень, рекомендуемый в конкурсных документах, или выходить за его рамки, соответствуя вышеперечисленным требованиям.

3. Соответствие понятию «социологическое исследование»
Описание предлагаемого проекта должно быть изложено в рамках заявки на проведение конкретного социологического исследования, в соответствии с общепринятыми профессиональными требованиями к Программе социологического исследования.

4. Определение целей и задач исследования
В заявке должны быть ясно сформулированы общая цель исследования, в полном объеме раскрывающая тему проекта, и адекватные цели задачи исследования, как аналитические, так и организационные, полностью описывающие научный подход к решению поставленной цели.

5. Наличие конкретной методологи, включающей описание выборки, методов сбор и обработки данных, анализ результатов
Заявка должна содержать ясное и логичное описание методики проекта, избранные методы должны быть адекватны цели и задачам исследования. Также этим критериям должны соответствовать концепция и объем выборки, методы ее реализации и последующей обработки данных.
Аналитическая часть проекта должна решать общую цель исследования через последовательное решение сформулированных задач.

6. Научно-практический результат проекта и его научная ценность на данный момент и в перспективе.
Результатом проекта должно быть новое научное знание, в принципе применимое на практике в решении проблем развития современного российского общества или содержащее рекомендации к такому применению.

7. Адекватность запрашиваемого финансирования объемам и методам исследования.
Запрашиваемый объем финансирования должен соответствовать объему работ по проектам в ценах, существующих сегодня на рынке социологических исследований. Ориентиром могут служить расценки ведущих российских компаний, активно действующих в сфере социологических исследований.


Тема 2
Структура заявок по системе требований


В соответствии с критериями оценки все поступившие Заявки были разбиты на 6 категорий. В первой категории – полностью соответствующие требованиям заявки, в последней – полностью этим требованиям не соответствующие:

II. Общая структура заявок

В соответствии с критериями оценки весь массив заявок можно разделить на следующие группы:

1. «Адекватные» 1-й очереди
Заявки соответствуют всем требованиям, как формального, так и содержательного характера. Заявки, по мнению экспертов, более других заслуживают внимания по актуальности заявленной темы.
42 заявки

2. «Адекватные» 2-й очереди
В заявках все требования, как формального, так и содержательного характера соответствуют условиям Конкурса.
33 заявки

3. «Соответствующие требованиям, но с вопросами»
Заявки, в целом, соответствуют условиям Конкурса, но есть определенные вопросы или уточнения по содержательным характеристикам проекта.
43 заявки

4. «Резерв»
Заявки в этой группе в принципе могут быть приняты, однако требуется серьезная доработка содержательной части проектов, согласования объемов и запрашиваемого финансирования и уточнения научной концепции исследования.
51 заявка

5. «Слабо соответствующие требованиям»
Заявки этой группы либо заявляют цель, не являющуюся научно значимой, либо собираются решать актуальную цель, не используя методы социологического исследования.
127 заявок

6. «Неадекватные требованиям»
Заявки этой группы не имеют отношения ни к концепции, ни к условиям Конкурса, либо поданы явными непрофессионалами.
37 заявок

Таким образом, 118 заявок (первые три категории) или одна треть от поданных заявок, в целом соответствовали требованиям Конкурса. Это достаточно много, учитывая, что Конкурс проводился в первый раз и многие конкурсанты не успели сориентироваться в его правилах. К тому же, еще 51 заявка группы «Резерв» вполне могли претендовать на рассмотрение в случае их доработки. Таким образом, содержательно интересных заявок было около половины от всех поданных.
С другой стороны, из 164 заявок, заведомо не претендующих на победу, полностью «неадекватных» только 37, остальные же несут в себе определенные зерна научного подхода и актуальности.
Таким образом, выделенных денег на Конкурс, с нашей точки зрения, не достаточно для того, чтобы поддержать наиболее интересные и содержательные проекты. Из более сотни таких проектов, только треть могли получить финансирование как победители Конкурса.

Тема 3
География заявок


Анализ адресов заявок выявил широкое представительство как по общей географии проектов, так и по признаку размера города – адресата. В Конкурсе приняли участи не только мегаполисы и крупные города, но и средние и малые города, причем заявки оттуда зачастую ничем не уступали остальным.
Естественно, удельный вес заявок из крупных городов существенно выше, к примеру, из одной Москвы пришла 121 заявка.
Однако отрадно, что креативные научные силы существуют и на периферии, которая, на наш взгляд, нуждается в большей поддержке, нежели столичные исследовательские группы. Это должно быть учтено при проведении следующих конкурсов.

География:
Абакан (1), Анжеро-Судженск (1), Арсеньев (1), Астрахань (3), Барнаул (1), Белгород (2), Владивосток (2), Владикавказ (5), Волгоград (1), Воронеж (4), Всеволожск (1), Грозный (1), Дмитров (1), Екатеринбург (6), Иваново (2), Ижевск (3), Иркутск (2), Йошкар-Ола (1), Казань (4), Калининград (5), Калуга (3), Кемерово (2), Киров (2), Кисловодск (1), Кострома (1), Краснодар (6), Крымск (1), Курган (1), Курск (4), Кызыл (1), Лабинск (1), Лобня (1), Майкоп (1), Махачкала (8), Москва (121), Мурманск (1), Мытищи (1), Набережные Челны (3), Нижний Новгород (5), Новгород (3), Новокузнецк (2), Новомосковск (1), Новосибирск (5), Омск (1), Орел (4), Оренбург (2), Пермь (5), Петрозаводск (3),Петропавловск-Камчатский (2), Псков (1), Реутов (1), Ростов-на-Дону (6), Салехард (1), Самара (10), Санкт-Петербург (13), Саранск (2), Саратов (3), Северодвинск (1), Серпухов (1), Сосновоборск (1), Ставрополь (6), Сургут (1), Сыктывкар (1), Тамбов (2), Тольятти (1), Тула (6), Тында (1), Тюмень (4), Улан-Удэ (2), Ульяновск (2), Уфа (3), Ухта (1), Хабаровск (1), Чапаевск (1), Чебоксары (1), Челябинск (5), Черногорск (1), Чита (1), Щекино (1), Элиста (2), Юбилейный (1), Юбилейный (3), Якутск (2), Ярославль (1).

Тема 4
Заявки – победители


При определении победителей члены отборочной Комиссии, при прочих равных, руководствовались, прежде всего, глубиной проработанности заявки, научной строгости и обоснованности цели и задач, методологии и алгоритма решения этих задач. Одновременно отобранные заявки должны были как можно более полно охватить исследовательское проблемное поле развития гражданского общества в стране.
Особняком стоит заявка № 66 « Исследование гражданского общества по стране в целом» (Фонд «Общественное мнение»). В целом на Конкурс пришло около 70 заявок, претендующих именно на исследование гражданского общества и его институтов в масштабе региона или отдельного города. Однако разнообразие методологий не позволило бы впоследствии анализировать эти результаты в сравнении. К тому же, затраты на такие исследования превысили бы все средства Конкурса. Оптимальным решением в этом случае было признано проведение Всероссийского исследования силами одной исследовательской компании по единой методике с целью получения установочных данных по каждому региону. Эти данные впоследствии можно использовать для дальнейшей разработки темы уже силами местных исследователей и, соответственно, аккумулировать научные результаты по стране в целом.
Перечень заявок-победителей, сгруппированных тематически, выглядит следующим образом:

1. Социальные проблемы общества

Женщины против социального сиротства (12)
Востребованность в социальных и социально-психологических услугах лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации (22)
Экспертная оценка уровня развития и качества социальных услуг для инвалидов Ставропольского края (42)
Мониторинг показателей социальной активности автомобилистов России, разработка модели организационной формы общественного объединения, позволяющего обеспечить наиболее эффективное участие граждан в решении задачи повышения безопасности дорожного движения (102)

2. Проблемные анклавы

Калининградская область: социальное развитие эксклавного российского региона и идентичность калининградцев (23)
Трансформации общественного сознания населения Чеченской республики: сепаратизм или интеграция (78)
Социально-культурные особенности автономизации русскоязычного населения в Эстонии (181)

3. Развитие предпринимательства

Развитие села: предпринимательская пассивность населения и способы ее преодоления (82)
Малый и средний бизнес в малых городах России как фактор социально-экономического развития и повышения уровня жизни в регионах (119)
Развитие частного капитала в реалиях современного российского законодательства (173)
Малый бизнес и коррупция: перспективы преодоления (223)

4. Институты гражданского общества

Третий сектор городских поседений Приволжского Федерального округа: состояние и стратегия развития (202)
Условия повышения социальной активности граждан в решении местных проблем (41)
"Третий сектор" России: оценка влиятельности (187)
Проведение социологического исследования "Что граждане Карелии знают о местных НПО и что думают местные НПО об активности граждан?» (201)
НКО на рынке социальных услуг – «Большой барьерный риф» (284)
Местные сообщества малых городов Псковской области: социальная структура, качество жизни, перспективы развития (321)

5. Образование и трудовые отношения

Перспективы развития взаимодействия работодателей и вузов в контексте тенденций развития системы высшего образования в России (227)
Изучение факторов, влияющих на зарождение и последующее развитие социально-трудовых конфликтов в различных организациях РФ с точки зрения выявления совокупности факторов, усиливающих или ослабляющих конфликты (267)

6. Молодежь и становление российского общества 21 века

Общие мечты молодежи как объединяющая идея (269)
Влияние межпоколенной трансмиссии на социальную активность провинциальной молодежи (на примере Орловского региона) (59)
Отношение российской молодёжи к Русской Православной Церкви (146)

7. Правоохранительные органы и общество

Гражданские механизмы содействия реформированию правоохранительных органов в Российской Федерации (118)
Правоохранительные органы и российское общество (144)

8. Роль интеллектуалов в развитии российского общества

Интеллектуально-активная группа: мировоззрение, специфика социальных функций и идеологические дифференциации в контексте постсоветской трансформации (108)
Исследование современного поколения научно-технической интеллигенции: ценности, мотивации, стиль жизни (155)

9. Идеологическая структура, национальное пространство и новое мировоззрение – проблемы развития

Идеолого-мировоззренческая структура общества и развитие политической системы страны (184)
Россия и русский мир в Ближнем зарубежье: зачем они нужны друг другу (228)
"Люди-XXI" как локомотивная группа социальных трансформаций (67)

10. Установочное исследование уровня развития институтов гражданского общества (ФОМ)

Гражданское общество: Исследование третьего сектора – состояние институтов гражданского общества в стране и создание общероссийского мониторинга исследования третьего сектора; Задачи развития третьего сектора как инструмента консолидации общества в регионах. (66)

Тема 5
Заявки, заслуживающие выделения средств в будущем


Кроме заявок-победителей, необходимо отметить заявки, которые реально претендовали на победу. Кроме того, если на прошедшем Конкурсе победителями были заявки, решающие скорее стратегические задачи, то в дальнейшем они, по логике, должны уступить место заявкам, предлагающим решение более узких и конкретных задач.
Перечень заявок высокого профессионального уровня:
В зависимости от степени профессионализма заявки делятся на 3 группы:

Заявки 1-го уровня (7)
Перспективы миграции русскоязычных трудовых ресурсов из постсоветских государств в Россию
Русские за рубежом – задачи реэмиграции
Пути развития сотрудничества между государственными правоохранительными органами и общественными правозащитными организациями
Всероссийское социологическое исследование: «Современный российский предприниматель: его ценности, потенциальные возможности, жизненные и деловые стратегии»
Социологическое исследование состояния российского общества в рамках проведения Всероссийской культурно-образовательной акции "Убедись, что ты здоров!", направленной на охрану здоровья населения, профилактику наркомании, социально-опасных заболеваний и пропаганду здорового образа жизни
Телевидение как инструмент формирования культурного пространства - проблемы и ожидания
Выявление и исследование актуальных для государственных структур и бизнес сообществ Российской Федерации проблем развития, оценки и использования человеческого капитала, определение перспективных направлений его формирования и воспроизводства

№№ Заявок: 150, 174, 179, 189, 191, 229, 268

Заявки 2-го уровня (25)
Интегрирование внутри перемещенных лиц (ВПЛ) как особо уязвимой социальной группы населения, на примере ВПЛ из Чеченской Республики в Республике Ингушетия: перспективы, поощряющие и сдерживающие факторы
Социальные причины экстремизма в регионах Северного Кавказа
Становление СМИ в России как инструмента демократии (Политика государства и частных корпораций)
Формирование и развитие социального капитала в российском бизнесе
Проведение социологических исследований и мониторинг состояния предпринимательского сообщества муниципального образования "Город Анжеро-Судженск"
Детерминанты репродуктивного поведения населения и факторы семейного неблагополучия: результаты панельных исследований
Оценка степени и возможности развития институтов гражданского общества (на материале Оренбургской области)
Социолого-религиоведческое исследование и мониторинг состояния межэтнических и межконфессиональных отношений в Северо-Западном федеральном округе на примере отдельных социальных групп (школьники, студенты, этнические и конфессиональные общины)
Развитие частного предпринимательства на периферии (Кировская область)
Гражданское становление учащейся и студенческой молодежи
Социальный потенциал юного материнства
Проблемы реализации национального проекта «Демография» в регионе с низкой рождаемостью
Мониторинг межнациональных отношений в полиэтничных республиках Поволжского федерального округа
Потенциальное и реальное предпринимательство в молодёжной среде (региональный аспект проблемы)
Мониторинг интересов и профессиональных ожиданий молодежных групп Кузбасса после чрезвычайных ситуаций на угольных предприятиях
Мониторинг уровня качества жизни переселенцев 1990-2007 годов в Калининградском регионе
Влияние Хаджа на умонастроения мусульманской молодёжи Дагестана
Российский кинозритель, его предпочтения и ожидания
Идеолого-мировоззренческая структура общества и развитие политической структуры страны
Исследование: "Деторождение и родовспоможение" - институциональное взаимодействие рожениц с медицинскими работниками (врачами, акушерками)
Анализ состояния российской судебной системы и разработка концепции ее реформирования
Изучение психологических характеристик человеческого капитала регионов РФ, как стратегической основы социально-экономического развития
Разработка научно-методических рекомендаций по обеспечению непрерывного профессионального инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями
Дом будущего
Причины женской преступности

№№ Заявок: 79, 69, 57, 49, 39, 35, 33, 30, 26, 17, 15, 14, 45, 44, 24, 92, 97, 145, 175, 233, 236, 237, 286, 290, 319

Заявки 3-го уровня (41)
Мониторинг этноконфессиональной ситуации в Российской Федерации с целью предупреждения напряженности и урегулирования конфликтов
Исследование коллективных представлений в молодежной среде об эталонах толерантного поведения, разработка социально-технологических предложений по снижению остроты проявлений интолерантности
Анализ административных барьеров, препятствующих выходу на рынок новых и развитию действующих субъектов предпринимательской деятельности
Демографическая ситуация и демографическая политика в современной России: реальные вызовы и возможные ответные действия
Проблемы идеологической консолидации российской политической и деловой элиты (особенности мировоззренческих позиций "лидеров мнений" на федеральном и региональном уровне)
Кто хозяин в нашем доме?
Анализ социально - психологических и организационно-технических факторов развития общественного самоуправления в жилищной сфере
Национальный вопрос: мониторинг региональных СМИ на территории УрФО
Состояние и перспективы развития управления репродуктивным поведением женщин в современном обществе
Создание модели координированного межведомственного реагирования на случаи домашнего насилия (Проведение социологического опроса)
Здоровье, которое я выбираю
Виды и уровни деформаций общественного сознания
Право жить в семье: механизмы воспроизводства и предупреждения социального сиротства
Влияние телевидения на социализацию жителей современного мегаполиса (на примере жителей г.Уфа, возраста 16-60 лет)
Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в условиях Ивановской области (Продолжение исследования 2006-2007 года)
Рейтинговая оценка деятельности учителя и классного руководителя как ресурс для роста творческого потенциала и самообразования педагога в условиях перехода на новую систему оплаты труда работников образовательных учреждений
Свобода слова в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы
Мониторинг реализации реформы местного самоуправления (анализ изменения финансового потенциала местных сообществ)
Влияние семейных отношений на активизацию включения молодежи в профессиональную и общественную жизнь
Идеолого-мировоззренческая структура общества и развитие политической структуры страны
Деятельность общественных организаций в системе социального партнерства и взаимодействия с районными и муниципальными институтами власти московского мегаполиса
Региональное трендовое исследование «Социальные проблемы молодежи Новгородской области» как научно-информационная основа эффективной молодежной политики
Социологическое исследование влияния информационной открытости и “прозрачности” на уровень коррупции в сфере государственных закупок
Процессы глобализации, урбанизация и городская политика России на современном этапе
Проведение социологического исследования по оценке эффективности восстановительного лечения людей с ограниченными возможностями
Выявление уровня информированности и отношения молодежи трех основных регионов ПФО (Нижегородская, Саратовская области и республика Татарстан) к четырём социально - незащищенным категориям граждан, а именно: к сиротам, людям с ограниченными возможностями, людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, и представителям национальных меньшинств, а также готовности молодежи к участию в социально - значимых программах городского и государственного назначения
Русские за рубежом – задачи реэмиграции
Информационная реальность - фактор формирования располагаемой реальности: как телевидение в России влияет на социально-политическое сознание и поведение граждан?
Организация государственной собственности в России и механизмы формирования эффективного собственника
Исследование социальных ожиданий, гражданской позиции и профессиональных компетенций студенчества с использованием технологий ролевых игр живого действия
Политический интеллект представителей современных молодёжных движений России
Символы национально-государственной идентичности в сознании современного российского общества и политической элиты
Потенциал развития и перерастание малых предприятий в сегменты среднего и крупного бизнеса
Анализ факторов вовлечения в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, уволенных в запас военнослужащих
Крым: природа и люди. Изучение социального фактора "Русские за рубежом". Особенности межнациональных отношений и межнациональных конфликтов
Миграционная ситуация в Читинской области (отношение к внешним мигрантам и миграционная готовность населения накануне реализации новых экономических проектов в Забайкальском крае)
Профессиональное образование и рынок труда: метод оценки соответствия
Становление профессионально независимой и социально ответственной местной прессы России в условиях трансформации общественных отношений: проблемы и пути их решения
Анализ уровня предпринимательского потенциала в социально-культурной сфере
Социальный мониторинг репродуктивного поведения населения самарской области
Целевая сегментация и диагностика малых и средних предприятий в г. Орле и Орловской области с целью направленной профессиональной поддержки
Мотивационные аспекты функционирования российской системы здравоохранения

№№ Заявок: 80, 8, 72, 73, 77, 100, 99, 98, 104, 120, 127, 85, 86, 74, 37, 185, 190, 192, 194, 195, 200, 204, 206, 215, 217, 230, 231, 238, 239, 241, 244, 246, 248, 263, 274, 281, 285, 287, 288, 314, 322


Тема 6
Структура тематики и содержания заявок


Для лучшего понимания прошедшего Конкурса необходимо кратко проанализировать присланные заявки тематически. Это позволит избежать допущенных ошибок и лучше готовить исследовательские проекты в будущем.

Тематически перечень заявок выглядит следующим образом:

1. Исследование третьего сектора (70 заявок)
Многие конкурсанты при подаче заявок ориентировались на название Конкурса и, восприняв его как руководство к действию, писали заявки на общую тему «Исследование институтов гражданского общества», анализируя степень его влияния и т.д. и т.п. При этом, все подобные заявки можно разделить на три группы:

1. Исследование гражданского общества по стране в целом (17 заявок)
Здесь речь шла, в основном, об «изучении развития гражданского общества в России» в целом, «повышении активности гражданского общества», «исследовании третьего сектора», оценки его влияния, и даже о разработке «автоматизированного» мониторинга анализа влияния гражданского общества. Все эти общие темы достаточно хорошо изучены, их предложение не несет в себе научной новизны. Результаты подобных исследований вряд ли были бы востребованы экспертным сообществом. К тому же методы решения поставленных задач далеко не всегда были адекватны целям проектов.

2. Исследование гражданского общества в масштабе региона или города (30 заявок).
Эти заявки почти копировали заявки первой группы, но решали научные задачи исследования влияния гражданского общества на местном уровне. При этом, предлагаемая методология либо существенно отличалась в худшую сторону, либо отсутствовала вовсе, а совокупная запрашиваемая сумма составила 45 млн. рублей, т.е. три четверти от всего объема финансирования Конкурса. Тем не менее, несколько наиболее проработанных заявок попали в число победителей.

3. Исследование различных институтов гражданского общества (22 заявки).
В заявках этой группы предлагалось изучать различные аспекты развития ГО, как-то: НКО на рынке социальных услуг, социальное предпринимательство, социально правовые проблемы, формирование ГО в сфере ЖКХ, российские общественные академии, социально-трудовые конфликты, развитие НКО в сфере образования, и даже безопасности дорожного движения. Следует отметить, что конкретность проблематики в данном случае выгодно отличала эти заявки от остальных в этом разделе.

2. Проблемы бизнеса и предпринимательства (32 заявки)
Много интересных и содержательных заявок пришло на данную тему, что говорит о ее актуальности и научной проработанности на данный момент. Заявки можно разбить на следующие группы:

1. Исследование предпринимательства в целом (8 заявок)
Здесь такие проекты как «Индекс развития деловой среды», анализ уровня предпринимательского потенциала, исследование малого бизнеса России с целью его интеграции в мировую экономику (!), проблемы малого бизнеса и т.д.

2. Исследование бизнеса на местах или в социальной среде (8)
Предлагается исследовать местные бизнес-сообщества или же развитие предпринимательства в молодежной среде, а также на селе.

3. Этика бизнеса и социальная ответственность (5 заявок)
Проблемы социально ответственного бизнеса поднимаются в пяти заявках. В принципе, тема эта достаточно проработана и речь может идти, в основном, о создании правовых и политических условий, в которых бизнес сам почувствует непреодолимую тягу к социальной ответственности.

4. Бизнес и закон (5 заявок)
Предлагается анализировать законодательные проблемы предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях, а также административные барьеры бизнеса и его включенность в российскую коррупцию. Несомненно, темы актуальны в ближайшем и отдаленном будущем.

5. Потенциал предпринимательства (6 заявок)
В заявках предлагается изучать потенциал перерастания малого бизнеса в средний и крупный, вовлечение в предпринимательство социально незащищенных слоев населения, провести анализ предпринимательского потенциала населения и т.д.

В целом, можно сказать, что, как сам бизнес, так и весь треугольник «государство-общество-бизнес» привлекают повышенное внимание. При этом, наиболее актуальными представляются темы взаимоотношений бизнеса и институтов ГО на местном уровне (в рамках того же треугольника).

3. Молодежь и образование (47 заявок)
Еще одна тема, которая, судя по количеству заявок, остро актуальна для развития современного общества. Среди заявок много содержательных и хорошо проработанных. Структура заявок по теме выглядит следующим образом:

1. Проблемы образования (12 заявок)
К этой теме относятся мониторинг качества образования, оценка деятельности педагогов, исследование среднего специального образования. Проекты предусматривают как местный, так и общероссийский подходы.

2. Проблемы социализации молодежи (13 заявок)
Здесь такие темы, как «влияние семейных отношений на вовлечение молодежи в общественную жизнь», «молодежный активизм» в современном обществе, местная молодежь в современных условиях и т.п. Темы этого раздела носят слишком общий характер. Исключения редки, к примеру: «Мониторинг профессиональных ожиданий молодежи Кузбасса после чрезвычайных ситуаций на угольных предприятиях».

3. Исследование молодежной среды (9 заявок)
Затрагиваются проблемы молодежной субкультуры и социального поведения, к примеру: «молодежная среда и представление об эталонах толерантного поведения», социальные проблемы молодежи региона, перспективы развития студенческих отрядов, общие мечты молодежи как объединяющая идея.
Особняком стоит тема «С чего начинается Родина?» - выявление детских образных представлений о Родине. Этот проект, как мы считаем, должен быть реализован, возможно,в рамках следующего Конкурса.

4. Трудовая деятельность молодежи (7 заявок)
В этой группе рассматриваются проблемы профессионализации молодежи, перспективы развития взаимодействия работодателей и ВУЗов, проблемы трудовой адаптации молодых специалистов.

5. Молодежь и политика (6 заявок)
Предлагается исследовать политические убеждения современных молодежных движений на местах и по стране в целом, а также адаптацию молодежи к социальным и политическим изменениях в России.

4. Здравоохранение (49 заявок)
Самая многочисленная группа заявок, что говорит о ее безусловной актуальности в современной жизни общества. Проблемы в этой сфере касаются всех граждан, о чем говорит структура данной темы:

1. Национальный проект «Здоровье» (8 заявок)
Целью заявок является анализ и мониторинг хода реализации национального проекта «Здравоохранение», в основном, на уровне регионов.

2. Семья и детство (15 заявок)
Тематика этой группы обширна – проблемы репродуц?ивного поведения, социального сиротства, реабилитации детей с ограниченными возможностями, помощь малоимущим семьям и т.д. Как правило, проекты разработаны профессионально и явно имеют высокую актуальность на местном уровне.

3. Старики и инвалиды (15)
Проекты этой группы направлены на исследование ситуации на местах с положением пожилых людей и инвалидов и на анализ социальной помощи и услуг для них. Очевидно, что эти проекты также имеют самую высокую степень актуальности.

4. Маргинальные группы (4 проекта)
Здесь речь идет о помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации – исследуются проблемы беспризорности, алкоголизма, наркоманы, ВИЧ-инфицированные и пр.

5. Насилие (3)
Предлагается исследовать проблемы домашнего насилия и выработать модели реагирования на такие случаи.

6. Профилактика здоровья (4)
Предлагается довольно широкий спектр тем, включая антитабачную кампанию, профилактику «здоровый водитель – здоровый город», утверждение «питание молодежи – залог трудового здоровья страны», акцию «убедись, что ты здоров», и даже лечебную верховую езду. Порой звучит довольно убедительно.

5. Политика (23 заявки)
В этой группе представлены заявки, претендующие на анализ современной политической реальности и исследования электората. Наиболее многочисленными являются заявки первого типа (см. ниже), что, безусловно, является симптоматическим показателем исследовательского интереса к данной теме.

1. Идеолого-мировоззренческая структура общества и политическая система (9 заявок)
Семь из девяти заявок предлагают исследовать мировоззренческую систему общества на предмет соответствия ей сегодняшнего политического предложения, которое, по всей видимости, этой системе не успевает соответствовать. Тема очень актуальная, заявки, в большинстве, хорошо проработаны и профессиональны.

2. Исследование электората (6)
По сути, заявки этой группы конкретизируют идеологическую структуру общества через электоральные предпочтения и предлагают анализировать их в ходе предвыборной кампании-2008. Однако подобные исследования обязательно будут проводиться целым рядом специализирующихся в этой области компаний, что снижает актуальность этой тематики именно в рамках данного Конкурса.

3. Политика на местном уровне (4)
Здесь предлагается исследовать на местном уровне электоральную активность, провести анализ политической ситуации, проблем взаимодействия власти и интеллектуальной элиты.

4. Прочие предложения
Предлагается провести конкурс на звание лучшего политика местного уровня, организовать общественный контроль на выборах-2008 (что законодательно запрещено), определить присутствие национальной символики в сознании интеллектуальной элиты. Последнее предложение довольно интересно и заслуживает внимания в будущем.

6. Национальные проблемы (23 заявки)
Заявки по национальным проблемам тематически делятся на три основные группы:

1. Северный Кавказ (9 заявок)
Практически все проекты нацелены на преодоление социально-политического кризиса в Чечне и сопредельных с ней республик. Поскольку для этого региона существуют отдельные, щедро финансируемые программы, в том числе и конкурсные, в данном случае эти заявки не стали приоритетными.

2. Другие народы РФ (10)
Здесь речь идет об идентичности жителей Калининградской области (оторванной географически от России), исследовании народов Пермского края, этносоциальной стратификации Восточной Сибири, анализе этнической напряженности в отдельных регионах. Заявки в большинстве серьезные и актуальные.

3. Теоретические исследования (4)
В этой группе речь идет об этнических исследованиях в масштабе страны, анализе межнациональной напряженности и проблемах интеграции.

7. Интеллектуальная среда (6 заявок)
В числе заявок исследование технической интеллигенции, просто российской интеллигенции как таковой, специфики интеллектуальной активной социальной группы, группы социальных трансформаций, элиты и ответственного класса. Заявки интересные и глубокие, многие из них отмечены как рекомендованные к реализации в будущем.

8. СМИ и медиа пространство (12 заявок)
Тема чрезвычайно актуальная и очень жаль, что ни одна из заявок не была принята к исполнению, что является явной ошибкой конкурса. Структура заявок следующая:

1. Исследование прессы (5)
Здесь собраны исследования репутации региональных СМИ, становления независимой и социально ответственной прессы, взаимодействия прессы и ГО. К недостаткам можно отнести недостаточную социологическую составляющую некоторых проектов.

2. Исследование телевидения (4)
ТВ анализируется как инструмент формирования культурного пространства, влияние ТВ на формирование сознание аудитории. Здесь же проект изучения отечественного кинозрителя.

3. Общие медиа проекты (3)
Предлагается исследовать свободу слова в РФ, влияние информационной открытости на проблемы коррупции и на демократию в стране.

9. Процессы миграции (8 заявок)
В этом разделе 2 проекта посвящены анализу трудовых мигрантов в России, остальные – исследованиям русскоязычного населения в Ближнем зарубежье. Проекты актуальны и ряд из них готовы к реализации.

10. МВД и армия (9 заявок)
Большинство заявок направлено на изучение взаимоотношений правоохранительных органов и общества с целью их улучшения, несколько заявок предлагают анализировать ситуацию внутри армии (социальные проблемы уволенных в запас, ситуации в семьях военнослужащих) и одна заявка исследует состояние судебной системы с целью ее реформирования. К сожалению, ряд заявок слабо составлены, но явно актуальны и могут быть приняты после доработки.

11. Религия (6 заявок)
В этом разделе предлагается исследовать проблемы преподавания ОПК, отношение молодежи к Русской Православной Церкви, проблемы духовности в демократическом обществе, а также анализ состояния ислама в современном мире.

12. Женщины (9 заявок)
Заявки, исследующие мир женщин, подавались от различных женских объединений и были направлены на изучение женщин-ученых, взаимодействие женщин с властью, женского рынка труда, женской преступности, консолидации женского движения, изучение секс-работниц. Также предлагался проект «Теория и практика гендерного равенства», что звучит несколько дискуссионно.

13. Городская среда (6 заявок)
Здесь предлагается исследовать проблемы возрождения исторических городов, городской среды, качества услуг ЖКХ, проблемы урбанизации, а также реализовать проект «Дом будущего». Следует отметить, что эта тема явно актуальна и представленные проекты вправе ждать реализации.

14. Другие проекты (10)
В разделе собраны проекты, вообще не имеющие прямого отношения к Конкурсу. Среди них «контроль за муниципальными заказами», эффективность общественных закупок, издание журнала, функционирование государственной границы РФ, создание электронной сети по муниципальным же закупкам, создания метода оценки региональных активов, проведение референдума о том, «не много ли получают денег чиновники?», коллекционирование и исследование кукол и ряд проектов, чей псевдонаучный язык вообще не позволяет понять, о чем идет речь.

Тема 7
Типичные ошибки при подаче заявки


1. Неконкретность темы
Опасность намерения изучать общие проблемы заключается в том, что результат при этом будет также общим и, как правило, заранее хорошо известным. К примеру, «Изучение влияния гражданского общества вообще на что-то там» заведомо обрекает проект на вывод о незначительности такого влияния, что никак не оправдывает ни время, ни средства, затраченные на поиск этого вывода. Подобные заявки скорее намекают на свою конъюнктурность, чем на научную значимость. Результат исследовательского проекта тем ценнее, чем конкретнее заявленная тема.

2. Отсутствие обоснования темы
Исследователь, выбирая тему проекта, должен ориентироваться на собственную компетенцию в данной области. Проявить эту компетенцию можно именно в разделе «Обоснование темы», где автор может описать состояние проблемы, а также свою степень включенности в поиск ее решения. Это будет весомый аргумент в пользу того, что исследование может пройти с высокой степенью научной компетенции.

3. Невнятная постановка цели и задач исследование (или их отсутствие)
Непременным условием развития научной концепции проекта является ясно сформулированная цель исследования и задачи, решение которых приводит к заданной цели. Именно в такой научной логике должен быть представлен проект, если же цель сформулирована невнятно или задачи не явно соответствуют цели, значит, логика проекта нуждается в серьезной доработке.
Одна из типичных ошибок данного раздела – описание не смысловых/содержательных целей и задач проекта, а организационно-технических (например, «провести опрос 200 человек», «закодировать и ввести данные», «написать аналитический отчет и выработать рекомендации» и т.д.).

4. Отсутствие рабочих гипотез, конкретной методики исследования
Кроме означенного, автор должен иметь свою концепцию реальности изучаемого явления, поскольку исследование проходит в области какой-либо реальной социальной практики. Соответственно, это представление должно быть изложено в виде рабочих гипотез, а поиск истины необходимо подтверждать конкретной методикой проверки этих гипотез. Если в проекте нет ни первого, ни второго, либо эти части присутствуют невнятно, это означает, что сам автор плохо понимает и объект, и предмет своего исследования. Кстати, последние должны быть описаны в конкретных терминах и соответствовать задачам проекта.

5. Отсутствие или неадекватность структуры и модели выборки
В свою очередь, схема выборки исследования должна строго отвечать методам и задачам проекта. В ряде проектов выборка была анонсирована как будущая разработка (после утверждения проекта) или же отсутствовала вовсе. В этом случае невозможно оценить объемы работ и затратность проекта, равно как его научную обоснованность.

6. Неадекватность запрашиваемого финансирования объему выборки и работ по проекту
В ряде случаев было зафиксировано явное несоответствие объема финансовых затрат объему выборки. Учитывая, что коммерческие цены на социологические работы хорошо известны, такие казусы легко выявляются. В некоторых случаях деньги пытались «спрятать» в зарплату специалистов, накладные расходы и прочее, но критерий оценки затрат в любом случае один – применяемые методы и объем выборки, равно как и послеполевые работы.

7. Отсутствие рабочего алгоритма решения задач проекта и принципов анализа материала
Для полноценного социологического проекта мало получить базу данных, необходимо еще и понимать, как она дальше будет использована в анализе и формировании выходных результатов. Если автор не имеет об этом этапе ясного представления, то все предыдущие лишены смысла. Один из принципов Конкурса заключается в получении нового знания

8. Неактуальность темы
Как слишком общие, так и чрезмерно узкие темы не представляют общественной значимости, достаточной для того, чтобы иметь шансы на Всероссийском Конкурсе. Вероятно, при проведении региональных конкурсов подобная тематика может быть более востребована, но сегодня узость тем преждевременна.

9. Несоответствие темы заявки Конкурсу
Особняком стоят заявки, практически полностью не соответствующие условиям Конкурса.

10. Общий низкий профессионализм заявки
К общим недостаткам многих заявок следует отнести низкий профессиональный уровень их содержания. Даже при достаточно глубоком знании предмета исследования, отсутствует научный подход к его изучению. В идеале для разработки какой-либо темы НКО должны были бы привлечь профессионального социолога. Такой союз позволил бы сделать заявку более компетентной и содержательной. В некоторых случаях так и происходило и заявки, созданные профессионалами, выгодно отличались на фоне остальных.


Тема 8
Основные выводы


1. Основной итог
Анализ всего массива заявок позволяет сделать вывод о том, что в целом Конкурс можно считать успешным. Вопреки мнению скептиков, треть заявок содержала актуальную проблематику и была выполнена на высоком профессиональном уровне. Еще около 20% заявок могли быть рассмотрены после соответствующей доработки. Для первого опыта процент качественных заявок достаточно высок, а с учетом того, что участники Конкурса будут уведомлены о его методических итогах и, несомненно, извлекут уроки из своих ошибок, на следующем конкурсе стоит ожидать еще более высокого процента.

2. Тематика Конкурса
Анализ спектра тематики выявил его содержательную широту. Практически все рекомендованные на предварительном этапе Конкурса темы нашли отражение в заявках, кроме этого, в общий перечень вошли оригинальные идеи, свидетельствующие о разносторонних интересах, выражаемых институтами ГО в стране.

3. Уровень профессионализма
Итоги Конкурса позволили сделать вывод о том, что уже сегодня уровень профессионализма таков, что при нынешнем объеме финансирования за чертой победителей оказались многие достойные победы проекты. Фактически, для того, чтобы оказать должную поддержку значимым и актуальным проектам, уже сегодня необходимо увеличить финансовую составляющую в 2 – 2.5 раза (с 60 млн. до 120 – 150 млн.)

4. Некомпетентные заявки
Естественно, для Конкурса такого масштаба неизбежны потери КПД, что отразилось в большом количестве слабых и даже конъюнктурных заявок. Отсечь их в будущем поможет планомерная работа по разъяснению принципов работы с заявками и совершенствование организации самого Конкурса.

5. Сопровождение проектов
Необходимо также, чтобы выполненные по грантам работы имели содержательную «послегрантовую» жизнь. Для этого необходимо предусмотреть принципы сопровождения проектов не только на исследовательском этапе, но и на следующей стадии – а именно, стадии реального влияния на развитие гражданского общества и его институтов.

6. Отбор заявок
Очевидно также, что, во избежание разных двусмысленностей, система оценок должна быть более структурно строгой и методически обоснованной. В идеале она должна позволять выстроить научный рейтинг заявок, что исключит разночтения в мнениях экспертов и членов приемной комиссии. Также это позволит независимым специалистам понять логику оценки заявок, что необходимо для соблюдения конкурсной объективности.

7. Региональные конкурсы
В дальнейшем целесообразно перевести подобные конкурсы на региональный уровень, поскольку из единого центра невозможно адекватно понять и оценить актуальность многих местных проблем. Вероятно, следует разделить Конкурс на всероссийский и несколько региональных, что позволит исследовать проблемы гражданского общества как на макро-уровне, так и на уровне конкретных регионов. Естественно, это возможно в том случае, если финансирование будет выведено на количественно новый уровень.

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов