|
29.03.2016
В Москве завершил работу Образовательный партийный форум «Кандидат». Его участниками стали более 300 человек, впервые принимающих участие в предварительном голосовании, из 73 регионов страны. За два дня работы Форума квалифицированные лекторы, авторитетные спикеры прочитали участникам более 20 лекций, затронув международную тематику и аспекты позиции Партии в условиях новых вызовов, темы нравственности и патриотизма, бюджетной политики и противодействия коррупции. Участники в ходе дискуссии обсудили развитие социальной сферы, образования и сельского хозяйства, электоральные предпочтения россиян и избирательные тренды и многие другие темы.
~В форуме также принял участие член Высшего совета и сокоординатор Либеральной платформы партии «Единая Россия» Валерий Фадеев.
Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Постараюсь коротко. Я слушал предыдущую сессию по ЖКХ, и там на слайде табличка была: слева то, что говорят наши оппоненты, а справа, как на самом деле. Поскольку я состою в федеральном штабе ОНФ и отвечаю за рабочую группу «Качество жизни», мне часто приходится заниматься проблемами ЖКХ. И я обратил внимание, что те документы, которые выпускает ОНФ, в том числе те, которые подписываю я, они почему-то все в левой шкале оказались («Как говорят наши оппоненты»). Это проблема. Потому что то, что находится в правой шкале, не всегда убедительно.
Проблема, с которой мы все столкнемся, к сожалению, - аварийное жилье. Программа почти выполняется, это правда. Три года назад она казалась проваленной, сейчас она почти выполняется. И она будет выполнена. А что дальше? За это время появится новое аварийное жилье. Всякий дом рано или поздно становится аварийным. Решения стратегического на этот счет нет. Ясно, что думать надо об арендном жилье. Бесплатно предоставлять нам всем жилье невозможно, значит нужно развивать сектор дешевого арендного жилья. Как? Неизвестно. Решения нет. И вообще это наша с вами работа предлагать решения.
Задолженность 1 триллион рублей. Правильно было сказано, что задолженность граждан имеет очень небольшую долю. В основном это задолженности организаций между собой. МУПов например, которые могут сделать долг в миллиард, а потом закрыться. А потом откроется новый МУП. И такое часто бывает. Принято решение, повысить пенни для граждан. Формально да, отчитались. Есть проблема, есть решение. Но это никак не подводит нас к рассасыванию этого долга в триллион рублей. И он очень серьезно давит на эту сферу. Это вопрос, в том числе и наш, и, в том числе региональный вопрос, потому что развязывать долги можно и на региональном уровне. Это даже не федеральная проблема, это проблема скорее региональная.
Модернизация ЖКХ. Энергосервисные контракты, в свое время был принят хороший закон, и потом закон о концессиях. По нашим оценкам, 25 концессионных соглашений по всей стране имеют реальное инвестиционное наполнение. 25 штук на всю страну, хотя договоров около тысячи. Это тоже не работает. Не удается передавать предприятия ЖКХ бизнесу по договору концессий. Не удается. Это региональная проблема. Это опять наша проблема. Почему это не работает? Иногда это заинтересованность местных чиновников, иногда плохая подготовка проектов, иногда отсутствие игроков на местном рынке. Это то, что мы с вами должны решать. Это то, о чем будут спрашивать избиратели. Мы должны будем отвечать на эти вопросы. Ответ, что мы подняли пенни для граждан, и теперь они будут лучше платить – это плохой ответ. Никакой.
Капитальный ремонт. Это тоже огромная проблема. Существует гигантский разрыв: в Петербурге берут 2 рубля за квадратный метр в месяц, в Москве - 15, в среднем – 6-7 рублей за квадратный метр. Есть фундаментальные проблемы. Сколько денег потратят на диагностику дома? Надо ее делать или не надо? Или надо опираться на нормативы? Крыша служит двадцать лет, значит, будем ее чинить, если она в хорошем состоянии, значит, не надо ее чинить. Это тоже наш вопрос. Это вопрос, который решается на уровне регионов. Не надо ждать. Конечно, федеральная помощь нужна. В принципе не надо ждать решения федерального министерства и правительства. Мне кажется, это то, на что нам придется отвечать в ходе избирательной кампании.
Следующий пункт, о котором я хотел бы сказать, и эта дискуссия ведется уже очень долго в стране и на федеральном уровне. Это денежно-кредитная политика. Какую позицию нам здесь занимать? Наш коллега Андрей Макаров здесь занимает жесткую позицию: ни в коем случае нельзя даже говорить об эмиссии, потому что это немедленно приведет к удорожанию булки хлеба. Несомненно, если провести неуправляемую эмиссию, булка хлеба подорожает. Но надо искать новые решения. Президент Путин в послании Федеральному собранию сказал, что надо искать решения, в первую очередь в области облигационного финансирования народного хозяйства. И когда нам рассказывают в исполнительной власти, что мы будем проводить институциональную реформу и почему-то самый главный порог у них в суде, который якобы у нас зависимый, неправильный, принимает неправильные решения, то приходишь к выводу, что в торможении экономики виноваты юристы. Но вроде это не так. Вроде бы экономисты отвечают за экономику. Здесь есть понятные решения. И вряд ли мы успеем за время кампании пробить эти решения, но решения лежат в области создания новых институтов финансирования хозяйства. И предыдущая фаза подъема в прошлом десятилетии была связана с кредитами. Произошла огромная кредитная накачка экономики. В значительной степени это были валютные кредиты, потому что так сложился рынок, потому что курс рубля в среднем укреплялся, и валютные кредиты было очень выгодно брать. В результате хозяйствующие субъекты набрали под 750 миллиардов долларов валютных кредитов. Когда ввели санкции против нас, оказалось, что это проблема. Тогда встал вопрос, почему наш кредитный рынок такой чахлый? Похоже, следующая фаза подъема будет связана с тем, о чем говорил президент, с облигационным финансированием хозяйства. Что это такое? У нас есть прекрасный пример. Это жилищная ипотека. Вот мы говорим, и правильно говорим, Владимир Владимирович сейчас говорил о фонде развития промышленности: 20 миллиардов и 40 миллиардов будет, это очень правильно. Но ипотечный рынок, кредиты, выданные в рамках ипотечной схемы в 2014 году, в 2015 меньше, составили 1 триллион 700 миллиардов рублей. Была предложена работающая схема, и оказалось, что гигантские деньги закачивает эта схема. Люди получили возможность строить себе квартиры, да, дороговато, 12-14%, но все равно строят. Триллион 700 миллиардов в одном году, в 2014. Вот какие схемы надо искать. Об этом же идет речь, а не о том, чтобы залить народное хозяйство деньгами, чтобы потом в конце концов подорожал хлеб. И это институциональное решение. Создавать институты, которые бы обеспечили эффективное проектное финансирование на большие суммы. Так делали все. Во Франции, например, после войны гигантские деньги были закачаны в модернизацию народного хозяйства страны. Точно так же. Схема примерна та же, что с ипотекой: банк выдает кредиты, какой-то пакет хозяйственных, проектных кредитов, выпускает облигации, облигации продает или на рынке, как в случае с ипотекой, или же продает ЦБ. И вот это как раз самый острый момент дискуссии. Если как во Франции, то центральный банк должен принять эти облигации с нулевым дисконтом, то есть бесплатно выдать деньги. Если как в России, то нет. Во Франции, в Великобритании, в США, в Японии, в Китае, везде можно, а в России нельзя.
- Валерий Александрович, извините, пожалуйста, здесь аудитория, которая пытается найти ответы, а Вы нам еще больше вопросов задаете и не отвечаете на них. Это чревато.
- Я понимаю, я просто пытаюсь обрисовать дискуссию, которая сейчас ведется вокруг кредитно-денежной политики. На самом деле здесь нет ответов, потому что мы та партия, которая должна поддерживать проводимую экономическую политику в целом. Мы просто не можем встать на сторону, я-то бы встал на сторону Бориса Титова, например. Борис Титов свою партию теперь организовал, и как мы встанем на сторону Бориса Титова? Это невозможно. Просто для понимания того, что нам придется двигаться в эту сторону, в сторону такого финансирования.
Полная версия выступления
Валерий Фадеев принял участиев в форуме "Кандидат", организованном партией "Единая Россия"
Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Постараюсь коротко. Я слушал предыдущую сессию по ЖКХ, и там на слайде табличка была: слева то, что говорят наши оппоненты, а справа, как на самом деле. Поскольку я состою в федеральном штабе ОНФ и отвечаю за рабочую группу «Качество жизни», мне часто приходится заниматься проблемами ЖКХ. И я обратил внимание, что те документы, которые выпускает ОНФ, в том числе те, которые подписываю я, они почему-то все в левой шкале оказались («Как говорят наши оппоненты»). Это проблема. Потому что то, что находится в правой шкале, не всегда убедительно.
Проблема, с которой мы все столкнемся, к сожалению, - аварийное жилье. Программа почти выполняется, это правда. Три года назад она казалась проваленной, сейчас она почти выполняется. И она будет выполнена. А что дальше? За это время появится новое аварийное жилье. Всякий дом рано или поздно становится аварийным. Решения стратегического на этот счет нет. Ясно, что думать надо об арендном жилье. Бесплатно предоставлять нам всем жилье невозможно, значит нужно развивать сектор дешевого арендного жилья. Как? Неизвестно. Решения нет. И вообще это наша с вами работа предлагать решения.
Задолженность 1 триллион рублей. Правильно было сказано, что задолженность граждан имеет очень небольшую долю. В основном это задолженности организаций между собой. МУПов например, которые могут сделать долг в миллиард, а потом закрыться. А потом откроется новый МУП. И такое часто бывает. Принято решение, повысить пенни для граждан. Формально да, отчитались. Есть проблема, есть решение. Но это никак не подводит нас к рассасыванию этого долга в триллион рублей. И он очень серьезно давит на эту сферу. Это вопрос, в том числе и наш, и, в том числе региональный вопрос, потому что развязывать долги можно и на региональном уровне. Это даже не федеральная проблема, это проблема скорее региональная.
Модернизация ЖКХ. Энергосервисные контракты, в свое время был принят хороший закон, и потом закон о концессиях. По нашим оценкам, 25 концессионных соглашений по всей стране имеют реальное инвестиционное наполнение. 25 штук на всю страну, хотя договоров около тысячи. Это тоже не работает. Не удается передавать предприятия ЖКХ бизнесу по договору концессий. Не удается. Это региональная проблема. Это опять наша проблема. Почему это не работает? Иногда это заинтересованность местных чиновников, иногда плохая подготовка проектов, иногда отсутствие игроков на местном рынке. Это то, что мы с вами должны решать. Это то, о чем будут спрашивать избиратели. Мы должны будем отвечать на эти вопросы. Ответ, что мы подняли пенни для граждан, и теперь они будут лучше платить – это плохой ответ. Никакой.
Капитальный ремонт. Это тоже огромная проблема. Существует гигантский разрыв: в Петербурге берут 2 рубля за квадратный метр в месяц, в Москве - 15, в среднем – 6-7 рублей за квадратный метр. Есть фундаментальные проблемы. Сколько денег потратят на диагностику дома? Надо ее делать или не надо? Или надо опираться на нормативы? Крыша служит двадцать лет, значит, будем ее чинить, если она в хорошем состоянии, значит, не надо ее чинить. Это тоже наш вопрос. Это вопрос, который решается на уровне регионов. Не надо ждать. Конечно, федеральная помощь нужна. В принципе не надо ждать решения федерального министерства и правительства. Мне кажется, это то, на что нам придется отвечать в ходе избирательной кампании.
Следующий пункт, о котором я хотел бы сказать, и эта дискуссия ведется уже очень долго в стране и на федеральном уровне. Это денежно-кредитная политика. Какую позицию нам здесь занимать? Наш коллега Андрей Макаров здесь занимает жесткую позицию: ни в коем случае нельзя даже говорить об эмиссии, потому что это немедленно приведет к удорожанию булки хлеба. Несомненно, если провести неуправляемую эмиссию, булка хлеба подорожает. Но надо искать новые решения. Президент Путин в послании Федеральному собранию сказал, что надо искать решения, в первую очередь в области облигационного финансирования народного хозяйства. И когда нам рассказывают в исполнительной власти, что мы будем проводить институциональную реформу и почему-то самый главный порог у них в суде, который якобы у нас зависимый, неправильный, принимает неправильные решения, то приходишь к выводу, что в торможении экономики виноваты юристы. Но вроде это не так. Вроде бы экономисты отвечают за экономику. Здесь есть понятные решения. И вряд ли мы успеем за время кампании пробить эти решения, но решения лежат в области создания новых институтов финансирования хозяйства. И предыдущая фаза подъема в прошлом десятилетии была связана с кредитами. Произошла огромная кредитная накачка экономики. В значительной степени это были валютные кредиты, потому что так сложился рынок, потому что курс рубля в среднем укреплялся, и валютные кредиты было очень выгодно брать. В результате хозяйствующие субъекты набрали под 750 миллиардов долларов валютных кредитов. Когда ввели санкции против нас, оказалось, что это проблема. Тогда встал вопрос, почему наш кредитный рынок такой чахлый? Похоже, следующая фаза подъема будет связана с тем, о чем говорил президент, с облигационным финансированием хозяйства. Что это такое? У нас есть прекрасный пример. Это жилищная ипотека. Вот мы говорим, и правильно говорим, Владимир Владимирович сейчас говорил о фонде развития промышленности: 20 миллиардов и 40 миллиардов будет, это очень правильно. Но ипотечный рынок, кредиты, выданные в рамках ипотечной схемы в 2014 году, в 2015 меньше, составили 1 триллион 700 миллиардов рублей. Была предложена работающая схема, и оказалось, что гигантские деньги закачивает эта схема. Люди получили возможность строить себе квартиры, да, дороговато, 12-14%, но все равно строят. Триллион 700 миллиардов в одном году, в 2014. Вот какие схемы надо искать. Об этом же идет речь, а не о том, чтобы залить народное хозяйство деньгами, чтобы потом в конце концов подорожал хлеб. И это институциональное решение. Создавать институты, которые бы обеспечили эффективное проектное финансирование на большие суммы. Так делали все. Во Франции, например, после войны гигантские деньги были закачаны в модернизацию народного хозяйства страны. Точно так же. Схема примерна та же, что с ипотекой: банк выдает кредиты, какой-то пакет хозяйственных, проектных кредитов, выпускает облигации, облигации продает или на рынке, как в случае с ипотекой, или же продает ЦБ. И вот это как раз самый острый момент дискуссии. Если как во Франции, то центральный банк должен принять эти облигации с нулевым дисконтом, то есть бесплатно выдать деньги. Если как в России, то нет. Во Франции, в Великобритании, в США, в Японии, в Китае, везде можно, а в России нельзя.
Валерий Александрович, извините, пожалуйста, здесь аудитория, которая пытается найти ответы, а Вы нам еще больше вопросов задаете и не отвечаете на них. Это чревато.
- Я понимаю, я просто пытаюсь обрисовать дискуссию, которая сейчас ведется вокруг кредитно-денежной политики. На самом деле здесь нет ответов, потому что мы та партия, которая должна поддерживать проводимую экономическую политику в целом. Мы просто не можем встать на сторону, я-то бы встал на сторону Бориса Титова, например. Борис Титов свою партию теперь организовал, и как мы встанем на сторону Бориса Титова? Это невозможно. Просто для понимания того, что нам придется двигаться в эту сторону, в сторону такого финансирования.
Следующий важный пункт. Мне кажется, мы должны за время кампании, подготовившись к кампании, расширить немного повестку дня. Она у нас все-таки жестковатая, рамки жестковатые. Вот скажем, я говорил об ипотеке. Она работает. Нормальная схема. Но вообще, в некоторых странах, в Германии в первую очередь, существуют иные, гораздо более дешевые методы финансирования жилищного строительства: их знаменитые кассы взаимопомощи. Вообще-то мы можем вполне выступить с такой инициативой как партия. Расчеты показывают, что можно сделать цену денег - 3-5% в такой схеме, как касса взаимопомощи, когда люди финансируют строительство друг друга. Сначала один строит на деньги товарищей, потом другой. Естественно, все это в рамках законодательства, под наблюдением финансовых органов и т.д. Вот тема для нас: как снизить ставку по ипотеке. Вообще-то опросы общественного мнения показывают, что для молодежи главное - жилье. У молодежи нет жилья. Вот мы сейчас проводили в Тольятти большое исследование. Первый пункт у молодежи – жилье, дайте нам дешевое жилье. Прекрасный пункт для нашей партии. Второй пункт. Почему народ убегает из некоторых регионов? Здесь есть коллеги из Твери? Я посмотрел статистику. Треть людей уехали из Тверской области за постсоветское время. Треть населения. Понимаете? Да, Москва – пылесос, но не из всех областей близ Москвы уезжают, понимаете? Не из всех. Где растет население? В Тюменской области. Огромный рост населения. А Тюменская область – это не нефть, нефть севернее. Краснодарский край – рост населения. Не только потому что тепло, в Ставропольском крае тоже тепло, но меньше рост населения. Белгородская область – рост населения. Соседняя область – Курская, там тоже тепло, но в Курской области убывает население, а в Белгородской прибывает население. За счет чего? Надо представить эти решения и пропагандировать их, цепляться за них. Надо ломать повестку дня, которая есть у нас в регионах.
Следующий пункт – городская среда. В некоторые города приятно приезжать, а в иные города приезжаешь, они серые, мрачные, на улицах ничего нет, грязновато. Ну, грязновато сейчас мало где, и дороги более-менее приличные. Но вот нет ощущения пространства жизни, не видишь молодых людей, которые бы здесь ходили и комфортно себя чувствовали. Это несложная тема. Есть технологии. Их много, они распространены в мире. И многие наши коллеги-управленцы уже в российских городах осваивают эти технологии. Мне кажется, это тоже можно было сделать одним из флагов избирательной кампании.
Вот я заканчиваю. Местная повестка дня, связанная с потребностями народа: удешевить жилье, остановить рост платежей ЖКХ, для этого - концессии, для этого - энергосервисные контракты, чтобы быстро люди увидели изменения, нужна городская среда. И лучший опыт тех регионов, где есть успех, вот этот опыт надо привносить. На мой взгляд, надо людей привозить из регионов. Просто привезти. Вот рядом есть Белгородская область, вот привезти людей из Белгородсткой области, спросить: «Почему так?». Привезти людей из Тюменской области в соседние, где люди убывают, спросить: «Почему так?». Сказать, что мы партия, которая осваивает лучший опыт, готовы его внедрять, готовы тащить сюда лучших людей. Не как на Украине, из-за границы специалистов тащить, потому что свои все проворовались, а своих товарище из соседних областей тащить. Создать вот такую внутрипартийную коммуникацию, когда передовики помогают отстающим.
Вот те несколько слов, которые я хотел сказать. Спасибо!
Вернуться к списку статей
|