Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 24 апреля 2024 года
 


Rambler's Top100

"Стратегия. И трагедия". Елена Николаева о ЖКХ


2.02.2016

27 января на сайте Правительства РФ появилось распоряжение от 26 января 2016 года №80-р,  об утверждении "Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года". Реализация Стратегии, сказано в официальном сообщении, "будет способствовать повышению комфортности условий проживания, модернизации и повышению энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства, переходу на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации и строительстве объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, обеспечению доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения". Объемным документом предусмотрен целый ряд нововведений.
 

А четверг 28-е принес страшную новость: на Камчатке трое детей провалились в канаву с горячей водой, которая образовалась возле места, где трубы теплотрассы уходят под землю. Дети погибли. Обращаясь за комментарием Стратегии к Елене Николаевой, первому заместителю председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы РФ и представителю Либеральной платформы ЕР, «Эксперт Онлайн» пришлось начать с вопроса не о Стратегии, а о трагедии.

 

- Почему произошла эта беда на Камчатке и как это связано с состоянием ЖКХ в целом в стране?

- В Петропавловске-Камчатском случилась ужасная трагедия, говорит Елена Николаева. Второклассники упали в почти трехметровую яму с горячей водой, температура которой была около 106 градусов по Цельсию. Провал образовался возле места, где трубы уходят под землю. Заплачена невероятная цена за равнодушие и  халатность выполнения служебных обязанностей во время ремонта теплотрассы, игнорирование безопасностью жизни граждан. Как говорят жители, колодец теплового коллектора более недели стоял открытый, не огороженный, с хлипким деревянным настилом. На жалобы граждан об опасности места никто внимания не обращал. В настоящее время Следственный Комитет РФ активно ведёт расследование по итогам этого трагического происшествия, заводятся уголовные дела, уже арестован начальник филиала местной ТЭЦ.

 

К сожалению, случай на Камчатке не единственный, подобные трагедии повторялись и в других регионах страны, правда, не с таким трагическим концом. Только за последний год произошел целый ряд случаев попадания людей в аварийные тепловые коллекторы. В день трагедии на Камчатке в Ульяновске в кипяток провалились четыре автомобиля; в июне 2015 г. в Омске 13-летний мальчик упал в яму с кипятком- сильный ожог ног; в мае 2015 г. в Красноярске женщина с коляской провалилась яму с кипятком во время прогулки. Это только те случаи, что вызвали тяжелые последствия для здоровья людей и были показаны на федеральных каналах. Очевидно, что их на порядок больше.

 

Понимаю, что основная причина аварий связана с плохим состоянием городских тепловых сетей, высокой степенью износа труб, прокладки их по старым строительным стандартам и другими в общем-то объективным причинам  длительного недофинансирования отрасли, обветшания коммунальной инфраструктуры. Однако главная претензия – к сотрудникам тепловых сетей, которые  не  соблюдали элементарные требования и правила безопасности при проведении аварийных и плановых работ. Такого отношения к жителям и их безопасности  нельзя допускать, необходимо в постоянном режиме мониторить  состояние всей инфраструктуры, находящейся в зоне своей ответственности, аварийные участки тщательно огораживать.

 

Нашими многоквартирными домами управляют теперь управляющие компании, и Стратегия уделяет им немало внимания, в том числе упомянуто и усиление контроля за ними. Насколько "прозрачна" для жителей деятельность управляющих компаний?

Стратегия утверждает, что введение госрегулирования управления многоквартирными домами МКД  через законодательство о лицензировании деятельности управляющих организаций позволило освободить рынок от недобросовестных управляющих организаций, повысить их ответственность за качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, а также предоставило собственникам помещений в многоквартирных домах реальные инструменты воздействия на управляющие организации, осуществляющие свою деятельность с нарушением действующего законодательства, прав и законных интересов граждан.

На мой взгляд, пока не все эти цели были достигнуты, а итоги лицензирования весьма противоречивы. Налицо укрупнение рынка, переход значительного объёма жилищного фонда в управление муниципальных управляющих организаций (ГУПов, МУПов и ГБУ), снижение конкуренции. Реформа лицензирования укрепила «репрессивный аппарат», дала огромные полномочия жилищным инспекциям, однако результатом этого стала не столько защита прав граждан и повышение уровня прозрачности работы УК, сколько изменение структуры рынка управления МКД.

 

Насколько стратегия способствует конкуренции в отрасли и реальному вовлечению предпринимателей, которые хотели бы работать в сфере ЖКХ?

К сожалению, мы не увидели в Стратегии изменений, способствующих развитию бизнеса в сфере ЖКХ, повышению конкуренции. Указанные в ней меры закрепляют сложившуюся за последние годы систему жесткого государственного регулирования этого рынка. На мой взгляд, необходимо поступательно, с пониманием всех рисков, идти к тому, чтобы сфера ЖКХ стала самоуправляемой, сбалансированной системой, функционирующей на основе конкурентных отношений. Единственный блок, который сколь-либо направлен на вовлечение предпринимателей в жилищно-коммунальную сферу – это «Модернизация объектов коммунального хозяйства», в котором поднимаются вопросы популяризации концессионных соглашений, являющихся самой жесткой из возможных форм государственно-частного партнерства. Не спорю с тем, что законодательство о концессиях было значительно усовершенствовано за последние несколько лет, однако и в этом аспекте в Стратегии можно было предусмотреть возможность для популяризации более гибких форм ГЧП.

 

Сейчас многие жалуются на завышения цен на капремонт, сможет ли стратегия как-то изменить эту ситуацию?

В части капитального ремонта Стратегией ставится задача по повышению эффективности функционирования созданной системы капитального ремонта путем привлечения дополнительных источников финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов и, прежде всего, за счет развития кредитования капитального ремонта многоквартирных домов. Также указывается, что Минстроем запущена автоматизированная информационная система мониторинга реализации регионами программ капремонта. С обоснованностью этих мер, безусловно, поспорить сложно, но, на мой взгляд, их недостаточно. Помимо указанных в Стратегии, нужны дополнительные решения.

 

К примеру, закрепление обязанности субъекта устанавливать дифференцированный размер минимального взноса на капитальный ремонт. Представьте себе крупный город, пятиэтажный дом без лифта. Если жители этого дома избрали региональный оператор способом накопления средств на капитальный ремонт, и дифференциации взноса по типу и этажности не предусмотрено, то граждане платят за капремонт столько же, сколько жители 20-этажного дома с лифтом. При этом стоимость капитального ремонта в таких домах, очевидно, сильно различается. Считаю эту ситуацию несправедливой по отношению к гражданам и одной из причин того, что плата за капремонт может показаться (и зачастую является) завышенной. Мной уже в внесён в Государственную Думу законопроект, направленный на исправление этой ситуации. Надеюсь, коллеги его поддержат.

 

И, конечно, нам интересно Ваше мнение о стратегии в целом.

К сожалению, итоговая редакция Стратегии, утвержденная на днях, незначительно отличается от того проекта, который мы активно обсуждали летом 2015 года на Либеральной платформе и в рамках рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни».

 

Тогда всё экспертное сообщество отмечало, что Стратегия не соответствует ряду положений федерального закона № 172-ФЗ от 28 июля 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и на 80% отражает то, чем и так занимается Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В ней, по сути, просто сведены в одно целое различные направления деятельности, которую ведёт Минстрой: лицензирование управляющих организаций, региональные системы капитального ремонта, привлечение инвестиций через передачу неэффективных МУПов в концессию. В ней не предусмотрено какой-либо вариативности, нет анализа рисков.

 

Либеральная платформа «Единой России» и ОНФ предлагали иной подход, другую структуру Стратегии, чётко прописывающую ценности, закладываемые в документ, принципы его построения, исходя из этого – определение целей и задач, а также ключевых показателей, созвучных целям и задачам. Цели и задачи Минстрой указал, и прописал ключевые показатели в приложении к Стратегии, однако фундаментального анализа, доказывающего верность постановки именно этих целей и задачи и обоснованности предлагаемых ключевых показателей эффективности, не представлено.

 

Таким образом, Стратегия развития ЖКХ до 2020 года – это, скорее, среднесрочный план развития отрасли. В общем и целом, хорошо, что хотя бы такой план действий имеется.

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов