Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 13 декабря 2018 года
 


Rambler's Top100

Эксперт Либеральной платформы Павел Сигал: "И тут приходит жалоба от Уинстона Черчилля..."


28.01.2016

Президент и правительство обсуждают условия ведения бизнеса. 27 января на совещании членов правительства с Президентом по поводу антикризисных мер была затронута тема проверок, за день до этого заседал Совет по противодействию коррупции, где обсуждали борьбу с расхищением бюджетных средств и «откатами» при выполнении муниципальных и госзаказов. На совещании 27-го первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил: «предприниматели просили, чтобы всё‑таки проверяющие органы стали больше консультантами: чтобы они пришли, увидели, выявили нарушение, помогли устранить это нарушение, получить предписание, и если только не будет выполнено это предписание, тогда уже наложить административный штраф или другое наказание, которое предусмотрено законом. Вы такое поручение даёте, мы это будем отрабатывать с Государственной Думой. Далее. Часто, действительно, в интернете мы можем получить сведения о том, что та или иная услуга, которую оказывают предприниматели, является ненадлежащего качества: либо кафе плохое, либо ещё какой‑то сервис. И, как Вам было на этом форуме сказано, реальными именами такие граждане не подписываются. Теперь нам нужно будет определить с Государственной Думой, как идентифицировать таких лиц, которые реально обращаются с жалобой на действия тех или иных предпринимателей, или на качество услуги, которую они на рынке предоставляют. Это справедливо, и мы эту работу постараемся сделать как можно быстрее». Президент ответил, что «проходить мимо замечаний граждан нельзя. Конечно, эти замечания должны быть открытыми, за какими‑то "некими" прятаться бессмысленно. Иначе можно вообще подорвать деятельность целых предприятий».
 

Вот как прокомментировал «Эксперт Online» тему борьбы с коррупцией и снижения «проверочного давления» Павел Сигал, вице-президент и председатель Совета регионов «ОПОРЫ РОССИИ», завкафедрой «Инновационного предпринимательства и финансового менеджмента» Казанского технологического университета (КГТУ):

Ничто так не подталкивает к экономии или к поиску более эффективного использования бюджетных средств, как их недостаток. Другое дело, что в законодательстве все прописано, эти меры есть и очень жёсткие ,в частности гигантские штрафы. У нас в Татарстане был известный случай, когда суд присудил одному бывшему главе администрации района 300 млн рублей. Он не смог его выплатить и, по-моему, получил реальный срок. То есть на самом деле в законодательстве это все есть. Другое дело как правоприменительная практика и неотвратимость наказаний... Коррупционные дела как правило очень сложно доказываются. Кроме случаев, когда подозреваемый взят с поличным. 

 

По поводу проверок я вам приведу пример, с которым мы столкнулись как "Опора России". Вы знаете, что на законодательном уровне были приняты правильные, чёткие решения, чтобы ограничить плановые проверки предпринимателей - и малого бизнеса, и среднего бизнеса, которые являются добросовестными. Если компания хорошо работала, аккуратно платила , нет замечаний, нечего к ней ходить. Президент и правительство поддержали это, и такие нормативные акты приняты. И вот мы столкнулись с двумя замечательными фактами.

 

В несколько раз выросли внеплановые проверки, ведь до сих пор действует договор, по которому в случае поступления условной жалобы на магазин или, например, компанию, которая оказывает услуги, жалоба может быть анонимной и быть подана по интернету. Мои коллеги столкнулись с жалобой, подписанной "Уинстон Черчилль", по которой была проведена проверка. И мы сказали об этом на форуме президенту, он поддержал, сказал, что это совершенно недопустимо, когда по анонимным жалобам, посланным по интернету, осуществляется проверка тех случаев, когда нет угрозы прямой жизни и здоровью.

 

Это первый момент. Резко выросло количество внеплановых проверок. И причём для них используются такие жалобы. Представляете, какой простор для сведение счетов, рейдерских захватов. Это первый момент. А второй момент, он очень интересный . Мы сейчас настаиваем на том , чтобы контролирующие, надзирающие органы были не карающими, а прежде всего обучающими и предупреждающими. Вот пришел контроль в какую-то структуру предпринимательскую, нашли некие нарушения, даже объективные. Должно быть предписание, или должно быть предложение исправить. Если это предложение не реализовано, не выполнено, тогда уже нужно наказывать, потому что штрафы сейчас выросли в разы. Опять же, нам известно, что поступают жалобы на десятки, сотни случаев, когда размер штрафа превышает стоимость всего бизнеса. Особенно в сельской местности, малых городах. И поверяющие говорят: "если мы выпишем не штраф, а предписание, нас заподозрят в получении взятки".

 

Я привёл примеры системных вещей. Вот мы говорим про общественный контроль. Нужно устранять не только почву коррупции, но и создавать такие механизмы, чтобы не упрекали контролеров в нечестности, в том, что они берут взятки, и в то же время не душили бизнес. Вот к вам приходит проверка, у вас маленький магазинчик, годовой оборот составляет 500 тысяч рублей, и штраф выписан на 500 тысяч рублей. Конечно вы побежите договариваться. И таких системных вопросов много. И ведь решаются относительно просто. Например, запретить рассматривать анонимные жалобы. Ты хочешь жаловаться? Будь любезен расскажи кто ты, что ты, чтобы тебя могли идентифицировали. Не должно быть такого количества внеплановых проверок. Или мы предложили во время первой проверки, в случае, если нарушения не несут прямой угрозы жизни и здоровью человека, выписывать только предупреждения с предложениями исправить, никаких штрафов. Существует ещё множество подобных моментов, которые позволят коррупционное поле сократить десятки раз. Мне кажется, это главное направление, в котором надо работать, а не бегать за отдельными коррупционерами, которых удаётся поймать. За ними тоже надо бегать, но системная работа принесёт гораздо больший эффект.

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов