Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 18 апреля 2024 года
 


Rambler's Top100

Либеральная платформа. Пономарев Н.А.


21.10.2015

20 октября 2015 г. отель «Азимут Олимпик» принял в своих стенах участников и гостей очередного форума «Крупнейшие компании России «Эксперт-400». Данное мероприятие, проводимое совместно Либеральной платформой партии «Единая Россия» и медиахолдингом «Эксперт», в течение многих лет по праву считается одним из наиболее значимых в жизни бизнес-сообщества и корпорации профессиональных политологов.

Причины повышенного внимания к содержанию форума, из года в год демонстрируемого представителями властных структур, предпринимательских кругов и масс-медиа достаточно просты для понимания. С одной стороны, публикуемый рейтинг позволяет выстроить четкую иерархию  среди наиболее крупных компаний российской экономики, отследить динамику ее структуры и на основании этого выявить общие тренды развития отечественной экономики, определить место представителей крупного бизнеса в современной России. При этом показательно, что участвующие в составлении рейтинга компании сами подают заявки на включение в изучаемый экспертами перечень фирм, равным образом предоставляя в распоряжение составителей информацию относительно масштабов реализации продукции и извлеченной в результате прибыли. Последнее служит ярким доказательством того, что в составлении рейтинга заинтересованы в первую очередь сами компании-участницы, среди которых мы можем обнаружить таких гигантов, как «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Сбербанк», «РЖД», «Магнит», «Интер РАО» или «Вымпелком».

С другой стороны, форум, проводящийся по итогам составления рейтинга, давно уже превратился в одну из основных площадок коммуникации представителей бизнес-сообщества, государства и экспертно-аналитических кругов. Важно подчеркнуть, что специфической чертой мероприятия является отсутствие односторонней коммуникации. Равным образом форум лишен другой «ахиллесовой пяты» подобных ему мероприятий: формирования списка спикеров за счет представителей одной единственной точки зрения. Последнее позволяет проводить на площадке форума полноценные дискуссии, что является ключом к выработке конструктивных ответов на вызовы, встающие перед капитанами отечественной индустрии (что было бы мало возможно в условиях отсутствия перекрестной критики).

Интересно также отметить, что в текущем году отслеживаемый рейтинг вышел на качественно новый уровень благодаря расширению списка индексируемых компаний до 600, что заметно повысило репрезентативность исследования, приблизив данный показатель вплотную к отметке максимума.

В центре внимания участников форума на этот раз оказался вопрос о перспективах развития российской промышленности в обозримом будущем. В связи с этим повестка дня включала в себя следующие вопросы: 

-  возможен ли сегодня экономический рост, и если «да», то в каких конкретно сегментах;

- насколько вероятно драматическое углубление стагнации российской экономики в целом и в отдельных сегментах;

- имеют ли место процессы реального импортозамещения после масштабной девальвации рубля во второй половине 2014 г., насколько они интенсивны и экономически эффективны для конкретных компаний;

- являются ли программы действий и конкретные мероприятия правительства фактором, стимулирующим рост производства в целом и импортозамещение в частности;

- фиксируется ли диверсификация российского экспорта, и какие масштабы имеет потенциал входа отечественных несырьевых компаний на внешние рынки;

- имеется ли возможность решить проблему нехватки «длинных» денег для бизнеса в текущих условиях.

Состав группы спикеров, выступавших в ходе работы форума, отличали как широта представленных сфер и структур, так и наличие большого числа высокопоставленных лиц. В частности, в развернувшейся дискуссии приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации (Советник С.Ю. Глазьев), глава Ульяновской области С.И. Морозов и и.о. заместителя губернатора Брянской области М.С. Кобозев, директор департамента стратегического развития и проектного управления Минпромторга Осьмаков С.В., В.Б. Сенин, К.А. Бабкин, С.А. Колесников и В.Ю. Опанасенко - топ-менеджеры компаний и ассоциаций «Альфа-банк», «Росагромаш», «ТехноНИКОЛЬ» и «Т-Платформа» соответственно, лидеры общественной организации «Деловая Россия» – М.Г. Зайкова и А.В. Данилов-Данильян, а также лица, делегированные столь авторитетными академическими площадками, как Институт энергетики и финансов (М.В. Ершов) и РАНХиГС при Президенте РФ (В.Б. Минасян).

Обобщая итоги дискуссии, развернувшейся в ходе мероприятия, необходимо отметить наличие в выступлениях участников ряда повторяющихся акцентов, которые указывают на наличие внутри бизнес-сообщества ряда устойчивых запросов.

В первую очередь необходимо отметить запрос на изменение роли государства в экономике. В данном случае принципиально важно подчеркнуть, что речь идет не об устранении влияния государства на развитие частного сектора, а об изменении качества данного воздействия. В выступлениях почти каждого из спикеров лейтмотивом звучал призыв, с одной стороны, сокращение масштабов регулятивного давления (как было указано в выступлении президента корпорации «ТехноНИКОЛЬ» С. А. Колесникова, ежегодно издается около 30 тысяч актов, регламентирующих работу бизнеса) и налогового бремени, в том числе выражающегося в скрытом виде, в форме сборов и социальных выплат, а с другой – выработки государством четкой долгосрочной стратегии развития экономики, вплоть до внедрения элементов индикативного планирования, с сопутствующим обеспечением доступа малых и средних предприятий к «длинным деньгам», увеличением ответственности представителей властных структур за реализацию экономических программ и просто выполнения норм действующего законодательства. Иными словами, отечественный бизнес крайне заинтересован в построении «государства развития», готового выстраивать диалог с частным сектором, обеспечить четкие и удобные для большинства акторов «правила игры», координировать взаимодействие производящего сектора с финансовыми и научными структурами.

Ряд выступающих (в частности, губернатор Ульяновской области С.И. Морозов и Председатель Совета Директоров ОАО «Российская венчурная компания» А.Г. Белова) также указали на заинтересованность бизнеса в том, чтобы государство выступило в качестве агента продвижения российских фирм на мировые рынки, расширения участия отечественных компаний в международной кооперации.

По оценкам участников дискуссии, именно действия государства, а не санкции Запада спровоцировали начало текущего кризиса. В отношении последнего нельзя не отметить, что данная точка зрения в целом соответствует позиции экспертов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, выраженной, например, в аналитической записке, посвященной теме развития потребительского рынка за 2014 г. Представители государственной власти, по мнению экспертов, не осознают, что текущий кризис порожден сменой технологических укладов, которая подразумевает резкое ограничение потенциала роста сырьевой экономики. Власть предержащие, как считают участники дискуссии, также придают излишнее значение финансовому сектору экономики, жертвуя во имя интересов последнего нуждами сферы реального производства. Это находит выражение в том, что государство не желает смягчить возрастающие риски работы в секторе промышленного производства или же ограничить деятельность спекулянтов. В результате финансовая система превращается из «кровеносной системы экономики» в своеобразного паразита, резко ограничивающего потенциал развития промышленности и сельского хозяйства, в первую очередь – сектора обработки. Итогом продолжения текущего курса экономической политики эксперты форума видят попадание России в ловушку – либо стагфляции, либо т.н. среднего развития.

Помимо того, была озвучена точка зрения, согласно которой используемые системы управления государственной собственностью, административно-территориального деления, местного самоуправления, стимулирования предпринимательской активности, социального обеспечения морально устарели и потому выступают в роли фактора, нивелирующего потенциал роста экономики. Заместитель председателя Научного совета открытого акционерного общества «Всероссийский центр изучения общественного мнения» И.Е. Дискин отметил, что, по его мнению, на сегодняшний день чиновники измеряют эффективность собственной работы исключительно при помощи роста влияния представляемых ими структур, что закономерным образом обуславливает провал реализации большинства межведомственных проектов, тем самым усугубляя кризис системы госуправления. Генеральный директор ООО «Группа Никос» М.В. Баранов в ходе своего выступления заявил, что, по его оценке, Минпромторг имеет малый вес в структуре организации власти, следствием чего становится низкоранговое положение промышленности и в особенности ее обрабатывающего сектора в иерархии приоритетов государства.

Президент ООО «Новое Содружество» и ассоциации «Росагромаш» К.А. Бабкин открыто назвал решения правительства основным фактором риска в ходе ведения бизнеса в современной России. Генеральный директор Франко-российской Торгово-промышленной палаты П.Н. Шинский отметил, что представители государства чаще всего манкируют своими обязанностями, лежащими в области координации действий федеральной, региональной и муниципальной ветвей власти, а именно данный фактор чаще всего и определяет в глазах инвесторов привлекательность конкретной территории. Равным образом им было отмечено, что чиновники в регионах, неверно понимая задачу импортозамещения, на сегодняшний день обрушили целый шквал проверок на иностранные компании, действующие в России (несмотря на высокий уровень локализации последних). При этом было подчеркнуто, что подобные действия являются именно следствием «инициативы на местах»: в качестве доказательства данного тезиса Павел Николаевич сослался на устные заверения главы Администрации Президента С.Б. Иванова относительно того, что после решения проблемы с покупкой «Мистралей» препятствия к развитию французского бизнеса в России возникнуть недолжно. Последнее обстоятельство косвенным образом указывает на то, что фактически «вертикаль власти» в РФ характеризуется слабой взаимосвязью между ее отдельными элементами.

Интересно отметить, что участники дискуссии также кардинальным образом расходятся в оценках перспектив завершения текущего кризиса с представителями ключевых фигур в рамках правительства. По мнению экспертов, выступавших на форуме, кризис еще далек от завершения или своего пика. В тоже время в ходе выступления председателя Федерального межотраслевого совета «Деловой России» А.В. Данилова-Данильяна было упомянуто, что на прошедшем некоторое время назад совещании у первого вице-премьера И.И. Шувалова представителям Минпромторга пришлось приложить поистине титанические усилия, чтобы не допустить свертывания программ поддержки отечественного бизнеса – вопреки мнению большинства представителей окружения Игоря Ивановича, уверенных, что кризис пошел на спад и предприниматели больше не нуждаются в масштабной помощи.

В качестве своих оппонентов участники обсуждения упоминали «валютных спекулянтов», «банковскую и нефтяную олигархию», которые, весьма возможно, стоят за медиа-атаками на позицию в отношении экономического курса правительства, озвученную ранее экспертами, в частности, С. Ю. Глазьевым.

Помимо того, в ходе дискуссии неоднократно был озвучен запрос представителей «конструктивного крупного и среднего бизнеса» на появление общественно-политической структуры, защищающей и продвигающей его интересы как на уровне власти, так и широкой общественности, включая репрезентацию в СМИ.

Касательно запроса на структуру, защищающую интересы крупного и среднего бизнеса, необходимо в первую очередь отметить, что, по признанию В.А. Фадеева, ни одна из «большой четверки» ныне существующих общественных организаций не способна выступить в данной роли, несмотря на то, что инициатором создания каждой из них выступил лично В.В. Путин. 

Суммируя изложенные выше факты, мы можем заключить, что фактически в ходе дискуссии были поставлены два хрестоматийных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Ответы на них также были сформулированы.

Пономарев Н.А.

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов