Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 13 декабря 2024 года
 


Rambler's Top100

Жилищно-коммунальная сфера: отдаёт или изымает?


1.09.2015

Главное - наладить взаимоотношения между жителями и ЖКХ

1 сентября 2015 в 20:09, просмотров: 504

 В администрации Серпухова состоялся круглый стол «Жилищно-коммунальное хозяйство Серпухова — проблемы и решения». Организаторы мероприятия — исполком партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (Серпухов) и Институт общественного проектирования (Москва).

Жилищно-коммунальная сфера: отдаёт или изымает?
В.И. Мантуло, председатель «Союза женщин Подмосковья». Фото: Олег Вадимов

 Лейтмотивом разговора стала тема общественного контроля за тарифами, а также капремонты и связанные с ними проблемы. Тема животрепещущая, поэтому участие приняли не только представители общественности, но и представители городской администрации, в частности, заместители главы города О.А.Сотник и В.Ю. Зиновьев.

Среди приглашенных: В.И. Мантуло, «Союз женщин Подмосковья»; участники ОО «ЖКХ-Контроль Серпухов» — М.В.Степанов, М.В. Константинов, В.А.Кузин, В.А. Носов; член фракции «Единая Россия» А.М. Грачев; председатель ОО «Молодая Гвардия» Н.Н. Пушкин. Модератором выступил Е.А. Огородников, эксперт либеральной платформы партии «Единая Россия», ведущий аналитик Института общественного проектирования. Тон, заданный первым докладчиком, значительно расширил рамки предполагаемой беседы. Поэтому обсудили все — от экономии электроэнергии до расширения парковочных мест во дворах.

С добрым утром, ЖКХ!

Каждый новый день у нас начинается со «встречи» с коммунальными службами. Если в кранах наличествует вода, не текут трубы, работает отопление, исправно включается свет и работает лифт, присутствия ЖКХ в своей жизни мы не замечаем. Но вот если что-то барахлит, значит, день не задался. Незримое присутствие коммунальщиков — благо цивилизации. За каждое благо надо платить. И Подмосковье платит. В полтора раза дороже, чем, например, Москва. И это при том, что доходы наши — не чета столичным.

Приведем примеры среднемесячного объема расходов на ЖКУ на среднюю семью региона (по данным последнего рейтингового исследования Росстата): Московская область — 6082 рублей (1-е место в рейтинге, поздравим себя!), Тульская область — 3054 рубля (23 место), Калужская область — 2959 рублей (72 место), г. Москва — 4677 рублей (78 место). Где-то во второй части списка из 83-х регионов находятся Санкт-Петербург, Татарстан, Воронеж, Нижний Новгород. И в самом конце — Чечня…

В общем, Подмосковье находится в критическом состоянии, при этом Серпухов на общей коммунальной карте МО выглядит не самым отстающим, хотя водопроводы и водоотведение — основная головная боль: системы построены в советское время, денег на модернизацию нет, а сами по себе они не окупаемы. Как отметил модератор встречи Е.А. Огородников: «Цель круглого стола — зафиксировать статус-кво, что проблемы есть. Но не плакать горькими слезами, а искать пути решения».

«Лампочка Ильича» — как символ расточительности

Открыл «круглый стол» В.А.Носов, представитель ОО «ЖКХ-Контроль Серпухов», зам. директора по производству в компании «Серпуховнефтепродуктсервис», докладом «Решение проблем энергосбережения»:

В.А. Носов, участник ОО «ЖКХ-Контроль Серпухов». Фото: Олег Вадимов
— Проблемы энергосбережения мне знакомы не понаслышке, могу оценить их как со стороны застройщика, так и со стороны рядового жителя. Первое, российские дома обладают очень низкой энергоэффективностью, потери энергии огромные! Жилищный сектор сегодня потребляет около 40% отпускаемой тепловой энергии. По экспертным оценкам около 70% зданий имеют теплотехнические характеристики, не отвечающие современным требованиям (особенно это касается зданий постройки 1950-1980 годов), из-за чего они теряют через ограждающие конструкции, по экспертным оценкам, до 30% тепловой энергии, потребляемой для отопления. Средний расход тепловой энергии на отопление и снабжение горячей водой в России в 2-3 раза превышает данные по Европе.

Второе, как это ни парадоксально, в России немало территорий с дефицитом электроэнергии. Предприятия впервые за последние 10-15 лет готовы значительно увеличить выпуск продукции. Разрыв между выработкой электроэнергии и ее потреблением с каждым годом все сокращается, и уже в ближайшее время энергетика Центрального Федерального округа может не выдержать возрастающих нагрузок. И третье… Мы, конечно, очень богатая страна, поэтому, наверное, и жители ее расточительны. Но рано или поздно запасы природных энергоресурсов просто иссякнут. И уже сейчас мы должны заботиться о том, чтобы их беречь, а не выкачивать безрассудно из недр.

В.А. Носов подробно остановился на том, какими методами уже сейчас можно достичь значительных показателей в энергосбережении: теплоизоляция (не только стен, но и потолка, пола, чердака, подвала); рекуперация (снижение теплопотерь через системы вентиляции путем установки теплообменников , предназначенных для возврата тепла вытяжного воздуха обратно в здание); установка оконных стеклопакетов; использование светодиодных ламп. В передовых образцах светодиодных ламп до 90% полученной энергии преобразуется в свет. А те самые «лампочки Ильича», которые, несмотря на госпрограммы, до сих пор производятся и продаются, преобразуют в свет 10-15% энергии, все остальное преобразуется в тепло и в лишние копейки и рубли, уплачиваемые нами за электроэнергию.

Доклад был очень конструктивным, с массой предложений, в том числе и по разработке и применению конкретных мер экономического стимулирования для самих жителей.

«Идеология умного города, умного дома и вообще, умного управления — это не просто новомодная «штучка», которую нам спустили сверху и приказали внедрить, — отметил В.А. Носов. — Это соответствующий вызовам времени ответ на удорожание тарифов ЖКХ, рост стоимости энергоносителей. Если перефразировать одного известного литературного героя, разруха вокруг нас не исчезнет, пока не исчезнет разруха в наших головах. Перед проведением в России энергоэффективных проектов стоит сначала поменять отношение и подход к этому вопросу как простых граждан, так и служб ЖКХ, органов власти, усовершенствовать законодательство и не экономить на продвижении новых технологий».

Надо быть ближе к людям

Представители ОО «ЖКХ-Контроль Серпухов» М.В.Степанов, М.В. Константинов, В.А.Кузин подготовили проект основных направлений развития взаимоотношений между жителями и ЖКХ. Перспективные инструменты общения с населением включают в себя:

— создание портала, предоставляющего возможность внести жалобу или предложение по различным сферам городского благоустройства;

— создание интернет-приемной, позволяющей задавать произвольные вопросы руководству управления ЖКХ (и другим управлениям);

— проведение опросов населения, позволяющих зафиксировать положительное восприятие тех или иных изменений. Когда активных опросов не проводится, жители высказываются лишь при недовольстве чем-то, что дает необоснованный сдвиг в негативную сторону оценки работы властей.

В.А. Кузин, участник ОО «ЖКХ-Контроль Серпухов». Фото: Олег Вадимов
Средства массовой информации Серпухова могут стать не только новостной, но и образовательной площадкой для серпуховичей. Городские газеты, ТВ-каналы и интернет-ресурсы надо использовать для просвещения и демонстрации уникальных или просто позитивных примеров взаимодействия с жителями и ЖКХ. Впрочем, это вовсе не снимает со СМИ обязанностей по объективному и беспристрастному информированию граждан.

Необходимо общаться не только с населением, но и представителями бизнеса. Присутствующие привели несколько прикладных примеров того, как может «частный интерес» взаимодействовать с ЖКХ, модернизируя его. Например, частная компания за свой счет осуществляет замену ламп освещения (уличных фонарей, внутри подъездов, в зданиях государственных учреждений), что приводит к экономии на электроэнергии и обслуживании. В течение 3–5 лет компания забирает себе всю или часть сэкономленных средств, таким образом обеспечивая свою прибыль. По истечении указанного срока город начинает экономить сам, при этом имея в своем распоряжении современное оборудование.

Так на каком мы свете?

Е.А. Огородников: Несмотря на столь объемную информацию «в общем», мы пока не очень хорошо понимаем, в каком состоянии находится ЖКХ в Серпухове…

В.Ю. Зиновьев, заместитель главы города. Фото: Олег Вадимов
В.Ю. Зиновьев: Неплохо работает у нас «Водоканал». Утверждена программа водоснабжения и водоотведения. В теплосетях есть проблемные места, но новым руководством города предложена инвестпрограмма. Мы готовы к сотрудничеству, прорабатываем совместные шаги.

У присутствующих на встрече депутатов возник вопрос и о том, что на бюджетной комиссии депутаты рассматривали отчет комбината благоустройства: до 17 млн. убытка, приблизительно половина всех работ не оплачивается, потому что 20 процентов площадей не стоят на кадастровом учете. Их убирают, но это ничьи территории. «Не моя дорога, не моя территория» — вот основные отговорки, но их все равно надо убирать. Ставился вопрос полгода назад, что надо сделать план постановки этих земель на кадастровый учет, чтобы они не убирались за счет жителей.

О.А. Сотник: В данный момент мой помощник находится в Министерстве ЖКХ для решения именно этого вопроса. Проводится паспортизация и закрепление дворовых и придомовых территорий (это касается не только жилого фонда, но и всех зданий и сооружений). Но всем понятно, что работа эта очень кропотливая, не одного дня. Сейчас несколько человек плотно занимаются именно этим вопросом. Некоторые города начали такую работу 2-3 года назад, мы — полтора месяца. Надо каждому кусочку земли определить ответственного. Сегодня мы видим, что из-под торговых «точек» растет бурьян, территории возле больших сетевых магазинов не благоустроены. Пытаемся, и небезуспешно, налаживать какие-то контакты. А ведь существуют еще садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Вокруг них также есть прилегающие территории. То же — и с предпринимателями. Дали им время. Большинство понемногу перестраивается. А те, кто не хочет жить по-новому… Есть рычаги в виде штрафов. Итог работы заключается в том, чтобы не было ничейных территорий.

В.И.Мантуло: Разрабатывая положение, надо иметь в виду, что один объект иногда имеет много собственников, которые не в состоянии договориться между собой. Для них надо специальный механизм придумать. Кроме того «видовые» места должны быть под особым контролем, чтобы микрорайон вписывался в исторический пейзаж, а не наоборот.

О.А.Сотник: Я уже «опечалился» таким примером, где в здании 11 собственников! Решение простое: не можете договориться, штрафуются все и сразу. Начали шевелиться. Об исторической части… Мы затребовали, чтобы был сделан проект в архитектуре. Но есть и менее «монументальные» проблемы. Несанкционированная торговля, вокруг которой образуется грязь и мусорные кучи. Или рекламные растяжки-перетяжки, уродующие исторический центр. Надо сказать, что сопротивление мы здесь встречаем мощное. Но когда убирается все лишнее, начинает просматриваться сам город.

Е.А. Огородников: Есть ли у вас институты обратной связи?

О.А. Сотник: В наше время это абсолютно не проблема. Ежедневно поступает по 100-150 обращений граждан. У меня пять человек постоянно встречаются с заявителями. Решение вопросов не всегда можно найти сразу и одинаково благоприятное для всех: одним нужна сушка для белья, а другим — парковка. Одному нужна скамейка во дворе, другой не хочет песнопений под окнами. Стараемся утрясать, искать компромиссы. Или: захотели жители хоккейную коробку. Но есть нормативы, и если во дворе проживает два-три «хоккеиста», коробку ставить нецелесообразно. К тому же, кто ее будет содержать — освещать, ухаживать.

А.М. Грачев: Мы не подняли тему парковок и норм. Надо жилищный кодекс поменять. Иной водитель готов ноги соседу переехать, только чтобы его машина возле подъезда стояла.

О.А. Сотник: Уже определены нормы парковочных мест, но это касается новостроек, с учетом этих норм и будут строиться дома. В имеющемся жилом фонде, конечно, нормативы еще с прошлого века остались.

Дошел разговор на круглом столе и до проблем с советами домов, со старшими домов. Люди готовы, но «за бесплатно» не хотят. Нужны льготы или доплаты.

Вопрос со старшими по домам достаточно спорный, нужны ли они? Это решать собственникам квартир, а льготы могут выглядеть как 50-процентная скидка за оплату ЖКУ, например.

Время для обсуждения всегда ограничено, поэтому на этапе обсуждения льгот для старших по домам модератор круглого стола Е.А. Огородников решил встречу завершить, обсуждать ЖКХ можно круглосуточно и многовекторно. Такая уж бесконечная тема… Однако главный вывод, который напрашивается по итогам первого (!) круглого стола между общественностью и властью, таков: оказывается, слушать и слышать друг друга не сложно, находить общий язык легко, работать вместе можно и должно.  

Олег Вадимов

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов