Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 19 апреля 2024 года
 


Rambler's Top100

В Южно-Сахалинске говорили о качестве дошкольного образования


12.12.2014

В Сахалинской областной универсальной научной библиотеке «Клуб 4 ноября» и экспортный совет проекта «Детские сады – детям» СРО партии «Единая Россия» провели круглый стол на тему «О качестве дошкольного образования: категории и мониторинг».

В обсуждении категорий оценки качества дошкольного образования и организации мониторинга ситуации с воспитанием и дошкольным образованием в муниципальных детских садах Сахалинской области приняли участие региональные и местные лидеры общественного мнения «Единой России», члены регионального и местного экспертных советов партийного проекта «Детские сады – детям», руководители, воспитатели и педагоги детских садов, работники Института развития образования Сахалинской области и департамента образования администрации г. Южно-Сахалинска. 

         «В Сахалинской области реализуется федеральный проект «Детские сады – детям». В ноябре «Единая Россия» провела общероссийское селекторное совещание в режиме видеоконференции по партийному проекту «Детские сады – детям» с участием региональных координаторов проекта, членов экспертных советов проекта, представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, курирующих сферу дошкольного образования, а также участников федерального партийного проекта «Детские сады – детям» и представителей СМИ. - сказал ведущий круглого стола, сопредседатель «Клуба 4 ноября», член РКРК СРО партии «Единая Россия» Игорь Андреев.

       Состоялся обмен мнениями по широкому кругу проблем дошкольного образования: о мониторинге родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за ребёнком в детском саду; об освоении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации по реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования; о Рабочей группе при партийном проекте «Детские сады – детям» по определению процедуры мониторинга качества дошкольного образования и проведению дискуссионных площадок в рамках региональных экспертных советов проекта».

        «Как сообщали СМИ, в феврале этого года Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин принял участие в заседании Президиума Госсовета РФ по теме «Государственная поддержка охраны семьи, материнства и детства», которое провёл Президент Владимир Путин. В частности, обсуждалось выполнение соответствующих положений майских указов главы государства. - сказала член Генерального совета партии «Единая Россия», заместитель заведующей по воспитательной и методической работе МБОУ «Зарничка« Лариса Кириенко.

        Владимир Путин подчеркнул, что создание условий для роста рождаемости, охрана материнства и детства, укрепление института семьи – это приоритетные социальные задачи в России. Они имеют ключевое значение для настоящего и для будущего нашего государства и требуют системной, согласованной работы органов власти всех уровней и общества, и граждан, работы, которая должна иметь единые цели и чёткие понятные критерии их достижения.

        Президент заострил внимание участников заседания Президиума Госсовета РФ  на необходимости решения ряда важнейших задач. Среди них – ликвидация очереди в детские сады для детей от трёх до семи лет. По итогам селекторного совещания было решено: регулярно проводить мониторинг размера ежемесячной платы за пребывание ребёнка в детском саду и предоставлять результаты мониторинга координатору федерального проекта «Детские сады – детям».

       Поручалось проведение на площадках региональных экспертных советов проекта дискуссий с привлечением экспертного сообщества, работников системы дошкольного образования и родителей для определения критериев мониторинга качества дошкольного образования. 

       Предлагалось по итогам проведения дискуссий на площадках региональных экспертных советов проекта с привлечением экспертного сообщества, работников системы дошкольного образования и родителей для определения критериев мониторинга качества дошкольного образования направить протокол и резолюцию в адрес федерального координатора проекта «Детские сады – детям».

       «Губернатор области Александр Хорошавин неоднократно отмечал, что вопросы материнства, поддержки многодетных и нуждающихся в социальной поддержке семей, ликвидации очередей в детские сады находятся на особом контроле правительства Сахалинской области. И в этом году будет решена данная проблема, то есть досрочно, - сказал депутат Городской Думы г. Южно-Сахалинской, член МПС местного отделения партии «Единая Россия» Саркис Акопян

        Глава островного региона говорил, что Президентом Владимиром Путиным в части решения проблемы детсадов определён срок – 2015 год. И нашей области удастся сделать это опережающими темпами благодаря тому, что в регионе применили определённого рода новации в виде отсроченного финансирования, отсроченного платежа. Об этом областное правительство договорилось с банкирами и строителями.

       Банки выдают строительным компаниям кредиты, благодаря которым те строят детские сады. По готовности объектов региональные власти их выкупают, оплачивая и проценты, набежавшие по кредиту. Это немного  утяжеляет цену объектов, но несильно. Здесь гораздо важнее другое – ввод опережающими темпами детских садов, обеспечение маленьких островитян местами в дошкольных учреждениях. Кстати, наша строительная организация – участник предложенного механизма и уже содействует реализации партийного проекта «Детские сады – детям».

       «Нам известно, что экспертный совет федерального проекта «Детские сады – детям» рекомендует, при разработке критериев мониторинга качества дошкольного образования, дополнительно учесть следующее. Определить нормативным документом базовый (минимальный) уровень оснащенности средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, - сказала  заместитель Секретаря Южно-Сахалинского местного отделения партии «Единая Россия» Любовь Жукова.

      Понятно, что только в сопоставлении с базовым уровнем оснащённости можно определить соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиями реализуемой Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, которые имеют перечень «разумный минимум» УМЕ, оборудования и инвентаря в соответствии со спецификой.

       Ведётся разработка рекомендаций по составлению портфеля достижения воспитанников дошкольных организаций и получивших дошкольное образование в семейной сфере для осуществления преемственности дошкольного и начального общего образования.  А также разработать методических рекомендаций для проверок дошкольных организаций в переходный период по аналогии с письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 «О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями)».

       «Думается, что  к дополнительным критериям мониторинга качества дошкольной образовательной организации следует отнести, например, наличие в детсадах групп разной направленности: ясельные, кратковременные и круглосуточные пребывания, оздоровительной направленности, а также разнообразие видов деятельности  дошкольных организаций, - сказала заведующая детсадом «Белоснежка» Наталья Ермакова.

        Следует предусмотреть информационную открытость дошкольных организаций, использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям. Учесть в перечне критерий – использование современных технологий в образовательной деятельности, а также состояние здоровья воспитанников и недопущение случаев детского травматизма. И, конечно, выявление и индивидуальная поддержка детей с особыми образовательными потребностями».

       «Как следует из рекомендаций и предложений экспертов проекта «Детские сады – детям», мониторинг качества дошкольного образования может быть осуществлён на уровне региона или для отдельной дошкольной образовательной организации. С определением, в том числе перечня дополнительных критерием мониторинга качества дошкольного образования субъекта Российской Федерации, - сказала представитель Института развития образования Сахалинской области Ольга Поликарпова.   

      Например, в перечне – процент удовлетворения потребностей родителей в устройстве в детсадах всех нуждающихся детей от 3 до 7 лет, а также процент удовлетворения потребностей родителей в устройстве в детсады всех нуждающихся детей до 3 лет. Здесь же – разнообразие спектра образовательных услуг, развитие вариативных форм образования и создание условий для участия родителей в образовательном процессе.

       Предлагается в перечне обозначить решение основных задач ФГОС ДО, а также  обеспеченность образовательного процесса квалифицированными педагогическими работниками и их соответствие требованиям к квалификации. Учесть и организацию взаимодействия с требованиями профессионального образования по вопросу обеспечения педагогическими кадрами, и наличие комплексных мер по повышению престижности профессии воспитателя».

      «Родителям известно, что в детский сад принимаются дети в возрасте от 3-х до 7 лет, группы, как правило, формируются по возрасту детей. Приём детей в группы осуществляются в течение всего учебного года при наличии свободных мест. При зачислении ребёнка в детский сад с родителями заключается договор, - сказала заведующая детсадом «Полянка» Жанна Квятковская. – И, конечно, перед каждым родителем рано или поздно встают вопросы: стоит ли отдавать своео ребёнка в детский сад? Какие это даёт преимущества, кроме свободного времени для родителей? Будет ли от этого польза для самого ребёнка?

      Думается, что понять роль детского сада в жизни семьи поможет само название – «дошкольное образовательное учреждение». Хороший детский сад – это место, где за детьми не просто присматривают, а дают им начальное образование, разносторонне развитие, обучают навыкам самостоятельной жизни и общения в коллективе. И важно, чтобы в детском саду большое внимание уделяли всестороннему развитию детей: физическому, социальному, речевому и художественно-эстетическому».

        «В научно-методических пособиях не редко делается ссылка на Вальдорфскую систему обучения, которая, кстати, значительно отличается от традиционной. Она, в первую очередь, делает ставку на творчество, духовное развитие и воспитание и основана на уважении к детству, - сказала заведующая детсадом «Чебурашка» Роза Янушевская. – Её цель – развить природные способности каждого ребёнка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

        Основой этой педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям. Ребёнка не заставляют делать что-либо, а вдохновляют собственным примером, поскольку дети с удовольствием повторяют за взрослым, впитывают ритмичность и внутреннюю мелодику текста. Основной принцип – совместные занятия и творчество детей и взрослых. Понятно, что эта методика начинает осваиваться не совсем маленькими детьми, у них уже должна быть достаточно развита моторика и основные умения».

       «Следует добавить к сказанному, что известна методика Масару Ибука. Теория этого выдающего учёного несколько лет назад всколыхнула всю мировую общественность. Он, например, утверждает, что к возрасту трёх лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80 процентов, поэтому очень важно как можно раньше начать работу со своим ребёнком, - сказала заместитель заведующей по воспитательной и методической работе детсада «Одуванчик» Наталья Лапушняк.

      Основная цель этой теории звучит, как обещание волшебника – предотвратить появление несчастных детей. Важным является то, что из ребёнка не лепят гения, а развивают его потенциал, позволяя попробовать себя в разных занятиях не ограничивая и не сковывая его интересов, а лишь ненавязчиво предлагая разнообразные занятия и игры, заинтересовывая его. Это непростая методика, поскольку требует очень многого времени от родителей, однако результаты стоят того».

      «Конечно, всем нам следует помнить о первостепенной роли семьи в образовательном процессе. При этом государство, в свою очередь, должно максимально ясно донести до населения, гражданского общества принципы  своей образовательной политики. Это поможет найти, по мнению экспертов, взаимопонимание между всеми участниками сообщества и определить для каждого зоны ответственности, - сказала главный специалист департамента образования администрации г. Южно-Сахалинска Светлана Визитова.

        Дошкольное образование в России – это обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2-х до 7 лет. Задачей дошкольного образования является донесение до ребёнка базовых основ культуры и правил культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.

        Детский сад – это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детсаду происходят первые самостоятельные контакты ребёнка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстникам позволяет ребёнку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силён».

      «В научном образовательном сообществе России много интересных новаций, например, создание детских садов при вузах, как возможность повышения успеваемости студентов-родителей. И Минобрнауки РФ приняло решение  построить детские сады пр вузах страны, что позволит студентам, имеющим детей, не отрываться от занятий, а дети будут обеспечены детскими садами по месту учёбы родителей, - сказала главный специалист департамента образования администрации г. Южно-Сахалинска Ольга Успенская.

      Проведены соответствующие исследования, особое внимание было уделено женщинам-студентам до 23 лет. Согласно результатам исследования, многие девушки в этом возрасте уже имеют детей, и это существенно затрудняет для них учёбу. Исходили так же из того, что, несмотря на увеличение количество мест в детсадах, всё же их не хватает.

        Ко всему, нередко студентам сложно возить детей в удалённые садики. В Минобрнауки РФ полагают, что садики при вузах помогут молодым родителям более успешно учиться. Если студент сдаёт сессию, то он может на это время определить ребёнка в детский сад, где он будет находиться под присмотром специалистов, пока мама и папа сдают экзамены.  На сегодня в стране детскими садами оснащено чуть более двадцати высших учебных заведений».

      «Уже во многих регионах страны, да и в районах нашей области, реализуются проекты по созданию коррекционных классов и групп в детских садах и общеобразовательных школах для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эксперты считают, что это первый этап обучения инклюзивного образования, хотя интеграция детей при такой форме обучения происходит лишь при совместных внеклассных мероприятиях – прогулках, праздниках, экскурсиях, но не в учебном процессе, - сказала заведующая детсадом «Алёнушка» Наталья Сыроежкина.

      Имеются наработки и позитивный опыт, когда в детских садах практикуются различные типы инклюзивного образования – в группах. Когда детский сад является своеобразным центром интегративного воспитания, где ежегодно дети со сложной структурой дефекта, например, синдромом Дауна, совместно развиваются и воспитываются в обычных массовых общеобразовательных группах. Уже есть выпускники таких групп, когда дети социализированы и адаптированы к жизни в обществе, нормально развиваются, получают образование, живут в семьях и вполне благополучны».  

        «При работе с родителями малышей, мы не редко говорим, чтобы они зашли в группу, где в ближайшие несколько лет будет находиться их малыш. Уютно ли там ему будет, интересны ли игрушки? Понаблюдайте, как воспитатели разговаривают с малышами, играют ли с ними во время прогулки, не повышают ли голос, зовут ли по имени, реагируют ли на просьбы и жалобы. Воспитатели будут общаться с ребёнком в ваше отсутствие, поэтому ваша задача – понять, готовы ли здесь уважать и понимать вашего ребёнка, - сказала главный специалист департамента образования администрации г. Южно-Сахалинска Ольга Лукьянова.

      Мы говорим родителям, посмотрите, насколько благоустроена территория детского сада, есть ли клумбы с цветами, площадка для игр, ограждена ли она, запирается ли калитка. Разумеется, внутреннее убранство детского сада тоже говорит о многом. Обратите внимание на выставку детских работ, разнообразны ли игрушки, доступны  ли они детям, по возрасту ли подобраны и будут ли интересны вашему малышу.

      Мамы и папы малышей должны знать, предусмотрено ли место для рисования и конструирования в свободное время. Есть ли книжная выставка, существует ли специально  оборудованные музыкальный и физкультурный залы. Где-то они совмещены, что также нормально.  И, наконец, перед окончательным выбором детского сада, они должны подумать: нравится ли им это место, окажутся ли их дети счастливыми. И главное, будут ли родители спокойны за  своё чадо, оставляю его на целый день в выбранном детсаде?».

      «В нашей стране семья Никитиных стала известна в конце 50-х годов, супруги Елена и Борис Никитины воспитали семерых своих детей, и за это время оформилась их методика раннего развития, которая очень популярна и по сей день, - сказала заведующая детсадом «Рябинка» Александра Сапегина. -  Основные принципы: свобода творчества детей в занятиях, здоровый образ жизни как норма, общение родителей с детьми.

      Конечно, прежде всего, необходимо создать дома такую обстановку, при которой ребёнку самому будет интересно заниматься спортом и творчеством. На стенах должны быть карты, таблицы, алфавит, большое количество разнообразных материалов для творчества – краски, пластилин, кубики и т.п., разнообразный спортинвентарь. Согласно методике, ребёнок по природе своей любознателен и его вовсе не нужно заставлять учиться, поскольку он сам тянется к этому. Главное – помочь ему реализовать его интересы, создать для этого условия».

      «Давно отмечено, что «домашние» дети, которые не посещали детских общеобразовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе, Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения, - сказала заведующая детсадом «Лебёдушка» Елена Коркина. – Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребёнка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других.

      Ребёнок учится защищать свои интересы без  ущерба интересам других. Также в детском саду дети осваивают основы саморегуляции. То есть ребёнок учится самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определённое количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребёнка дома и (в будущем) в школе. Крайне важен и тот факт, что в детском саду указанные качества формируются естественным образом в процессе игры. Они являются неотъемлемой частью воспитательного процесса».

Итогом обстоятельного и живого диалога участники круглого стола отразили в своих анкетах конкретные рекомендации и предложения, которые, по их мнению, должны быть учтены при организации и проведении оценки качества дошкольного образования в наших дошкольных образовательных учреждениях, а также при проведении соответствующего мониторинга в рамках реализации партийного проекта «Детские сады – детям».

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов