Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 21 ноября 2019 года
 


Rambler's Top100

Каким видится местное самоуправление на Сахалине


23.10.2014

В Сахалинской областной универсальной научной библиотеке прошел круглый стол на тему: «Каким видится местное самоуправление в Сахалинской области: варианты формирования органов МСУ и перечня полномочий».
       В работе круглого стола приняли участие члены Общественной палаты Сахалинской области, местные лидеры общественного мнения «Единой России», представители общественных и иных организаций, предпринимательского сообщества, СМИ. 
       «Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин в ходе своей пресс-конференции 3 октября говорил о том, что 136-м Федеральным законом внесены очень серьёзные изменения в 131-й закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». И сейчас регион может принять решение о том, что у нас не будет выборов мэров, будут везде сити-менеджеры. Однако, как подчеркнул глава области, «мы не хотим этим правом пользоваться административно», - сказал ведущий круглого стола, сопредседатель «Клуба 4 ноября», помощник члена Совета Федерации ФС РФ (А.Г.Верховского) по работе в Сахалинской области Игорь Андреев.
        И далее губернатор уточнил: «Поэтому мы встречаемся с депутатами всех муниципальных образований. Просим рассмотреть 131-й и 136-й федеральные законы, определиться у себя, какой будет муниципалитет, структура власти, кто будет главой муниципального образования. Будет ли главой муниципального образования глава администрации или председатель Собрания. Потом мы соберём на региональной площадке депутатов со всех районов, глав администраций и ещё раз посоветуемся о том, какая будет структура власти и структура управления в Сахалинской области. Какой её видят муниципалитеты. Придём к решению, потом его внесём на рассмотрение Сахалинской областной Думы».
      «По инициативе Президента Владимира Путина системно продолжается работа по реформированию местного самоуправления Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности его исполнительных и представительных органов, их приближения к населению, избирателям муниципальных образований – городских округов, в которых возможны внутригородские районы. А также муниципальных районов с городскими и сельскими поселениями, - сказал председатель Общественной палаты Сахалинской области Владимир Иконников.
      27 мая текущего года вступил в силу № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предусмотрено как избрание глав муниципальных образований, в частности, городских округов и муниципальных районов непосредственно избирателями, так и назначение сити-менеджеров, то есть глав местных администраций. Порядок определяется законом, принимаемым законодательным (представительным) органом субъекта Федерации».   
        «Статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнена пунктом 6.1. И законами субъекта РФ может осуществляться перераспределение полномочий между органами МСУ и органами госвласти субъектов РФ, - сказала заместитель председателя Общественной палаты Сахалинской области Галина Дзюба. – Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и такие законы субъекта вступают в силу с начала очередного финансового года.
       Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ полномочий органов МСУ в сфере управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов МСУ, изменения границ территории муниципального образования. А также полномочий, предусмотренных пунктами 1,2,7,8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».  
         «Принятые законы 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривают варианты порядка формирования органов местного самоуправления. А также перечень передаваемых им полномочий, - сказал вице-президент Сахалинского фонда культуры Валерий Белоносов.
       И есть несколько моделей самоуправления в Российской Федерации. Необходимо было решить три блока вопросов: во-первых, уточнить общие принципы организации МСУ; во-вторых, определить полномочия муниципалитетов; в-третьих, найти источники для финансового обеспечения этих полномочий. После консультаций с представителями муниципального сообщества, экспертами было предложено в целях устранения правовых пробелов в устройстве МСУ ввести в рамках двухуровневой системы два новых типа муниципальных образований – городской округ с внутригородским делением и внутригородской район».
      «В ходе обсуждения вариантов реформирования органов местного самоуправления и определения перечня их функций, в частности, наиболее часто затрагивался, да и сейчас в центре внимания, это вопрос о сити-менеджерах и главах муниципального образования, об их отличиях. Следует признать, что в терминологии явно чувствуется переизбыток. И не только в базовом законе, но и в отраслевых,  - сказал независимый эксперт Виктор Фоканов.
       Если же ссылаться на мнение экспертного сообщества, то видимо необходимо оставить два термина – глава администрации, независимо от того, избирается ли он на прямых муниципальных выборах или назначается по конкурсу, и председатель Думы. Тогда будет понятно: это председатель Думы, а это – глава администрации. И с административными вопросами гражданам следует обращаться в администрацию, а по вопросам стратегии развития муниципального образования – в местную Думу». 
          «Если брать за пример структуру органов исполнительной и представительной власти муниципального образования «Город Южно-Сахалинск», то с учётом обширной территории региональной столицы и наличия сельских пригородов и планировочных районов, можно говорить о необходимости создания внутригородских районов. Конечно, с депутатским корпусом и небольшой по численности исполнительной структурой, - сказал помощник депутата Городской Думы Южно-Сахалинска Эдуард Перфилов.
      При этом следует внимательно изучить уже опробованные варианты МСУ в пионерных регионах ДФО или Сибири, чтобы избежать возможных ошибок и просчётов. Но в любом случае областная Дума должна учесть самые различные предложении и рекомендации с мест на основе возможностей по реформированию МСУ, которые предоставляет субъектам Российской Федерации названный здесь закон № 136-ФЗ. Правда, перечень дополнений и изменений по МСУ надо внимательнее просмотреть и нашим областным и муниципальным депутатам».  
       «Из личного многолетнего опыта депутатской и муниципальной деятельности, который получил на территории островного региона, могу утверждать, что среди наиболее существенных проблем – это кадровая, к сожалению, на всех уровнях власти. То есть, несмотря на варианты выбора структуры органов исполнительной и представительной власти МСУ, по-прежнему нет уверенности, что завтра мы сможешь повсеместно найти и заполнить нишу сити-менеджеров квалифицированными и опытными управленцами, - сказал помощник депутата Городской Думы Южно-Сахалинска Николай Сидоров.
      Поэтому надо сохранить ныне имеющиеся варианты, когда в отдельных городских округах области сити-менеджеры, а в большинстве исполнительный орган МСУ возглавляет избранный населением глава муниципального образования. То есть необходимо максимально учитывать кадровую ситуацию в конкретном городском округе и муниципальном районе. Одновременно серьёзно и ответственно относиться к созданию системы подготовки, обучения и переобучения руководящего кадрового состава областного и муниципального уровня».  
         «Думается, что социальная корпорация – лучшая система управления для муниципалитета. Управлять всеми процессами развития городского округа из одного административного центра невозможно, - сказал президент РОО «Центр социальных инициатив Сахалина и Курил» Виталий Афанасьев. – В городе Южно-Сахалинске 25 депутатских округов, при этом цели остались прежние: удовлетворение нужд граждан социальными благами и комфортного проживания.
       В каждом внутригородском округе свой орган – ТОС,  территория общественного самоуправления, свои идеалы и ценности, поручения и ответственность перед населением. Управлять городским округом в целом должен управленец – хозяин, а не чиновник и начальник в статусе сити-менеджера. Глава областного центра, как и сейчас, должен избираться всем населением и в полной мере нести ответственность перед жителями Южно-Сахалинска. И, конечно, с установлением деловых и конструктивных взаимоотношений между главой города и главой субъекта, губернатором Сахалинской области».
       «Численность населения Южно-Сахалинска прирастает как за счёт внутриобластной миграции, при «оголении» северных районов Сахалина, так и от «пребывания» многочисленных трудовых мигрантов, прежде всего из республик Центральной Азии. Управлять городским хозяйством становится всё сложнее, при этом растёт и порой непомерно численность муниципальных работников, среди которых далеко не все профессионалы, - сказал председатель правления НП «Строители Сахалина и Курил» Владимир Лабай. – Поэтому правомерен вопрос о структуре органов исполнительной и представительной власти областного центра.
       Согласен и поддерживаю тех, кто высказывается за сохранение выборов главы города Южно-Сахалинска и прежней схемы одномандатных округов депутатов Городской Думы. Надо дать возможность в предстоящие пять лет, после выборной кампании «ОСЕНЬ – 2014», отработать главе муниципального образования и избранным депутатам. В течение этого срока определиться с возможными вариантами внутригородских округов или районов. Но главное – это сосредоточиться на поиске мер и шагов по развитию экономики, то есть увеличению производства и созданию весомой промышленности в Южно-Сахалинске с достойными по зарплате рабочими местами».   
         «Внимательно ознакомился с интервью председателя Всероссийского совета местного самоуправления, первого заместителя руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Вячеслава Тимченко, которое опубликовано в «Российской газете» от 25.06.2014 года под заголовком «Земство XXI века»,  - сказал заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, к.ф.н., доцент ЮСИЭПиИ Овсеп Оганесян. –  В частности, он полагает, что у местной власти две главные проблемы – это недостаток денег для исполнения полномочий и недостаток квалифицированных кадров.
       При этом Вячеслав Тимченко считает, что с появлением нового федерального закона, о котором здесь уже говорилось, можно достаточно быстро и надёжно выстроить систему так, чтобы она стала более дееспособной, эффективной, а главное – чтобы приблизила власть к народу. Между тем, чтобы эти размышления и надежды реализовать в Сахалинской области, видимо, следует более обстоятельно проанализировать деятельность наших городских округов, Углегорского муниципального района с городскими и сельскими поселениями».
      «Можно по разному подходить к формированию будущей структуры органов исполнительной и представительной власти. В частности для нас, Южно-Сахалинске. Но люди, жители города хотят уже сегодня иметь уважаемое их статусу муниципальное обслуживание, то есть предоставление гражданам муниципальных услуг, - сказала заместитель председателя совета СРОО «Сахалинская гвардия» Галина Грошева.  – К сожалению, пока здесь больше вопросов, чем достижений.
      К примеру, в период начала очередного отопительного периода, о полной готовности к которому так много говорили на различных уровнях, многие собственники многоквартирных домов неоднократно жаловались на сбои в подключении их домов и квартир к отоплению. При этом жалобы были как в адрес ресурсоснабжающих организаций, так и управляющих компаний. При этом многим жителям невозможно было дозвониться до соответствующих служб, включая телефоны департамента городского хозяйства. Ответы на обращения, как правило: «Обращайтесь по другому адресу». Где же хвалённая единая служба по приёму и реагированию на устные обращения и заявки граждан?».       
        «В Госдуму внесён законопроект «О муниципальной милиции в РФ» и это, как отмечают эксперты, революционный документ, в корне перекраивающий всю российскую правоохранительную систему. После принятия закона «О полиции» и переименовании милиционеров в полицейских предлагается возврат на муниципальный уровень милиции, - сказал председатель Южно-Сахалинской городской ветеранской организации Николай Литвинов. – О разработке этого проекта закона говорили давно и в народе его даже прозвали – «о введении шерифов». А дело в том, что главной новацией документа является избираемость милицейских руководителей в городах, деревнях и сёлах местным населением.
      Другой коренной новацией законопроекта является вывод муниципальной милиции из структуры МВД, а официальные символы – флаг и герб – города, села или деревни, в которой милиционеры станут работать. Милиция в законопроекте рассматривается как самостоятельный орган, не входящий в структуру местной администрации. Подразумевается, что милицейские руководители после избрания населением будут подотчётны только местным жителям. То есть по аналогии с американскими шерифами».    
          «В ходе подготовки и принятия указанного федерального закона о внесении дополнений в части МСУ  был затронут вопрос о передаче муниципалитетам функций нотариата и загса, на что Вячеслав Тимченко ответил, что  президент такое поручение дал   и Госдума его исполнила, приняв поправки, которые передают полномочия нотариата и загсов на муниципальный уровень, - сказала ветеран труда, юрист Мзия Кочиева.
        Теперь органы местного самоуправления получат право делать и нотариальные заверения. Кстати, говорилось и о муниципальной милиции. Мнение многих экспертов за то, чтобы такая структура существовала, тем более, что она предусмотрена нашей Конституцией. И сегодня есть варианты решения одной из важнейших проблем нашей страны – создание безопасной комфортной среды».
       «По мнению ряда законодателей, следует в рамках дальнейшего реформирования местного самоуправления оставить МСУ как минимум 16 полномочий, которые необходимы для решения самых существенных вопросов местного значения, - сказал индивидуальный предприниматель Александр Кузнецов. - А потом законом субъекта, если потребуется, дополнить полномочия. Но с очень существенным условием: только с финансовыми ресурсами.
       Кстати, вопросы о финансовой самостоятельности муниципалитетов, про которую в декабре прошлого года Президент Владимир Путин говорил и в своём Послании Федеральному Собранию и на июньском текущего года заседании Совета по местному самоуправлению, могут решаться разными способами. Один из них действительно – это введение местных налогов и сборов. Но здесь следует учесть и мнение предпринимательского сообщества, от деятельности которых предусмотрено отчисление налогов и в местные бюджеты».
         «Согласен с необходимостью учёта мнения бизнес-сообщества в части введения местных налогов. Есть и опасность, которая подстерегает и глав субъектов Федерации: обложит местная власть граждан непомерными налогами, не пояснив при этом, на что деньги будут расходованы, а в следующий раз её просто не изберут, - сказал директор ООО «Стройка» Антон Жуков. – Кстати, в советский период в стране было более сорока налогов и сборов, которые устанавливались местным законодательством и соответственно администрировались.
        И сегодня, как говорит Вячеслав Тимченко, «у нас  есть возможность вернуть на региональный и муниципальный уровень часть этих налогов». При этом уточняет – и на региональный в том числе, иначе откуда регионы будут брать деньги, чтобы давать их муниципалитетам. «Скорее всего, - считает Тимченко, - такие серьёзные изменения – перераспределение доходных источников между федеральными, региональными и местными уровнями бюджетной системы – нужно ожидать с 2016 года».  
       «Среди приоритетных функциональных перечней органов МСУ, конечно, сфера жизнеобеспечения, то есть жилищно-коммунальное хозяйство в лице, прежде всего, управляющих компаний, ибо ресурсоснабжающие предприятия, как правило, относятся к других секторам экономики, тарифы на их услуги населению и организациям устанавливаются РЭКом, то есть на региональном уровне, - сказал директор НП «ЖКХ – Сервис» Александр Суворов. - В структуре исполнительных органов МСУ есть работники курирующие сферу ЖКХ, более того призванные координировать взаимоотношения между управляющими компаниями и собственниками жилья, бюджетными учреждениями и организациями.
       В ряде муниципалитетов области в сфере ЖКХ есть МУПы, то есть управляющие и другие организации, находящиеся на балансе городского округа или муниципального района. В адрес руководителей и работников ЖКХ и сегодня немало, в ряде случаев справедливых, критических замечаний и нареканий, а потому только совместными усилиями, при поддержке областной власти, можно технологически модернизировать с должным кадровым обеспечением важнейшую отрасль жизнеобеспечения».
       «По мнению экспертов, сейчас можно выбрать любой вариант формирования муниципальной власти. Например, для городских округов наиболее приемлемой некоторые считают такую формулу – глава муниципального образования избирается на прямых выборах (и входит в состав представительного органа, что даёт ему возможность почувствовать ответственность перед населением), а глава администрации назначается по контракту, - сказал начальник административно-политического управления администрации города Южно-Сахалинска Сергей Предыбайлов.
        Для сельских поселений сегодня существует норма, позволяющая совмещать и представительные функции, и административные. А для муниципального района было бы более эффективно, если бы представительный орган – Дума района формировалась путём делегирования уже избранных депутатов из сельских или городских поселений. В ведении муниципального района должны быть вопросы межпоселенческого характера либо те, что одинаковы для всех и решаются в комплексе».
        «Много лет прожив в Комсомольске-на-Амуре, могу подтвердить ответственность городской администрации за архитектурный облик и благоустройство одного из сравнительно молодых городов российского Дальнего Востока, - сказал зав. кафедрой, к.т.н., доцент ЮСИЭПиИ Илья Дудченко. – Это напрямую относится и к муниципальной власти Южно-Сахалинска, которой, как уже многими отмечалось, удалось при существенной поддержке областной власти обновить внешний и фасадный облик островной столицы. Много сделано и по благоустройству общественных мест и придомовых территорий. При этом возможно не принципиально, кто будет возглавлять исполнительный орган города – избранный жителями глава или сити-менеджер. Главное, чтобы это был профессионал и ответственный управленец, порядочный человек». 
       «Обратила внимание, на ответ Вячеслава Тимченко по вопросу о том, почему в регионах страны не спешат с выборами модели местного самоуправления. И было дано чёткое разъяснение: «Мы не старались провести революцию в законодательстве о местном самоуправлении. У нас была другая цель – открыть широкие перспективы для преобразований», - сказала член Генсовета партии «Единая Россия» Лариса Корниенко.
       И далее он признал: «А то, что пока муниципальные образования не спешат заявить о переходе на новую модель местного самоуправления, меня совсем не огорчает. Это как раз даёт надежду, что выбор будет осознанный, с учётом особенностей территории, её традиций и запросов людей. И не зависеть от желания губернатора отрапортовать или свести с кем-то политические, а то и личные счёты. Теоретически это не исключено».
      «Согласно 131-ФЗ органам МСУ обозначен большой перечень функциональный обязанностей и поручений, для выполнения которых необходимы весьма солидные бюджетные средства, которых, как правило, на местах нет. И это повсеместное явление присущее не только нашей области, но и другим регонам страны,- сказала член Общественной палаты Сахалинской области Елена Степанская. – Что же касается дополнительных просьб на перечень услуг в Южно-Сахалинске, то хотелось бы иметь в службе опеки и попечительства на два работника больше и с финансовой прибавкой муниципального бюджета».
       «Следует поддержать усилия законодателей, депутатов от «Единой России» в Госдуме  в части продолжения работы по совершенствованию нормативных правовых актов, относящихся к реформированию местного самоуправления, - сказал помощник депутата Городской Думы г. Южно-Сахалинска Виктор Им. – Этих документов много и они требуют тщательного и профессионального подхода.
         Как признал Вячеслав Тимченко, продолжается вторая часть работы – анализируются все отраслевые законы, которые касаются местного самоуправления. «Надо, в конце концов, разобраться, какие из полномочий, исполняемых сегодня местной властью, отвечают её природе. Остальные должны быть беспощадно вычищены», - подчеркнул заместитель главы депутатской фракции «Единая Россия» в Госдуме».      
По итогам обстоятельного диалога и обмена мнениями участники круглого стола в целом поддержали необходимость поиска эффективных кадровых, управленческий, финансовых и других решений, позволяющих существенно поднять авторитет и уровень значимости в социально-экономическом развитии и повышении уровня и качества жизни людей органов МСУ. Многие из предложений были озвучены в ходе обсуждения, а также отражены в анкетах участников круглого стола.

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов