Институт Общественного Проектирования
Исследования. Программы. Проекты. Решения.
 
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
сегодня 17 августа 2018 года
 


Rambler's Top100

Практика использования материалов исследований


2.06.2010

Практика использования результатов исследований (развитие проектов), реализованных по итогам I, II, III Конкурсов «Проблемы развития современного российского общества»
(практическая значимость результатов проектов)
 
Практика проведения Открытого Конкурса опирается на распоряжения Президента Российской Федерации «Об обеспечении государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующим в развитии институтов гражданского общества».
При этом решаются три основные задачи.
Во-первых, как сказано выше, это государственная поддержка некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. Во-вторых, это задача научного исследования различных социальных проблем современного российского общества и получение нового знания, на основании которого могут быть выработаны меры по решению этих проблем.
Наконец, в-третьих, это задача реализации результатов исследований на практике и получение реального социального эффекта. Следует подчеркнуть, что все три задачи являются равнозначными, поскольку представляют собой звенья одной цепи.
При этом надо отметить, что третья задача не прописана в уставных документах конкурса и поэтому не является подотчетной, а носит характер общественной инициативы тех ННО, которые принимали участие в грантовых проектах. Подчеркиваем – инициативой необходимой, логично продолжающей социальную жизнь и развитие проекта.
К тому же задача практической реализации проекта является наиболее сложной в силу того, что многие ННО не имеют необходимого опыта такой деятельности, зачастую не обладают должным авторитетом и влиянием. К тому же для внедрения результатов исследований необходимы дополнительные средства, которыми ННО не обладают. Эти проблемы достаточно серьезны и не должны упускаться из внимания государственных программ поддержки институтов гражданского общества. На наш взгляд, при дальнейшем развитии конкурсной деятельности необходимо предусмотреть механизмы оценки практических мер по внедрению результатов исследований в социальные практики и методики оценки эффективности проекта. Научное исследование не должно заканчиваться аналитическим отчетом. Еще на уровне проектной заявки соискатели Гранта должны подробно описать социальную действенность проекта, ценность его практических результатов и меры по применению этих результатов в решении конкретной социальной проблемы.
С другой стороны, необходимо осознавать, что проводимые исследования нацелены на решение задач разного уровня. Во-первых, есть фундаментальные проекты, социальная эффективность от которых не может быть получена в ближайшем будущем – это теоретическое научное знание, работающее на перспективу. Есть проекты, результаты которых требуют длительного анализа и консультаций ученых, инициаторов ННО и власти, что опять-таки не дает быстрого эффекта. Но есть и исследования, результаты которых могут быть достаточно быстро внедрены в социальные практики.
 
На сегодняшний день Оператор конкурса (ИнОП), ввел в постоянную практику следующие методические требования к соискателям конкурса:
Во-первых, в конкурсной заявке в разделе «Программа исследования» включены пункты «Научно-практическая значимость проекта», и «Дальнейшее развитие проекта и использование его результатов на практике».
Во-вторых, в научном аналитическом отчете мы просим указать конкретные планируемые меры по использованию результатов исследования в практике решения определенных социальных проблем».
В-третьих, мы так же просим после окончания работ по конкурсу информировать ИнОП о дальнейшей работе с исследовательскими материалами и результатами их использования на практике.
 
Следует отметить, что очень многие грантополучатели выполняют все эти установки и без наших требований. Это естественно, так как для ННО, которые активно действуют в регионах и на местах (а. в основном такие являются соискателями в конкурсе), результаты исследований являются необходимыми данными для их повседневной работы. К примеру, если ННО ведет направление помощи инвалидам, то информация, полученная в ходе исследования, необходима им для дальнейшей деятельности.
На практике такая работа принимает, к примеру, следующие формы (из отчетов по использованию результатов проектов):
·        Использование материалов проектов при разработке региональных целевых программ
·        Доклады и обсуждения на заседаниях региональных и городских Общественных палат
·        Адресные докладные материалы в Администрацию региона или города и обсуждение на заседаниях властных структур
·        Доклады на научных семинарах, круглых столах, Конференциях
·        Статьи в научных журналах и публикации в прессе
·        Интервью на ТВ и радио
·        Использование при разработке целевых благотворительных проектов и программ
·         Распространение опыта исследования в другие регионы со схожей проблематикой
·        Использование в практике ННО, в процессе тематической направленности работы
 
Если же проект носил фундаментальный научный характер и не рассчитан априори на практическое внедрение в краткосрочной перспективе, то   речь идет о распространении научной информации в разных публичных формах.
Здесь следует иметь в виду, что научные результаты не являются для властных институтов руководством к действию, а носят рекомендательный характер, поэтому зачастую их внедрение и социальный эффект зависят не от конкретного ННО, а от решений регионального или местного руководства.
Конечно, уровень эффективности практического внедрения результатов работы ННО неоднозначен, однако её ценность состоит именно в инициативе и первых шагах по освоению нового пространства – перехода от научной аналитики с социальной реальности. 
Именно с этой точки зрения следует рассматривать действия институтов гражданского общества, задействованных в конкурсе.. Мы надеемся, что их сегодняшняя практика даст возможность в дальнейшем эффективнее и полнее использовать возможности государственной поддержки ННО для проектов, имеющих социальное значение в сфере проведения социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества.
 
Тарусин М.А.,
руководитель отдела исследований Института общественного проектирования

Вернуться к списку статей

Последние статьи

11.04.2016



Copyright © 2005—2017 Институт Общественного Проектирования (ИНОП)

Главная  |  Об институте  |  Издательская деятельность  |  Премия «Общественная мысль»  |  Либеральная платформа в партии "Единая Россия"  |  Региональная деятельность Либеральной платформы в партии "Единая Россия"  |  Новости и хроника событий в вашем регионе  |  Материалы Клуба "4 ноября"  |  Круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ»  |  История России  |  Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  |  Комментарии  |  Русские чтения  |  Взаимодействие с Общественной Палатой РФ  |  Премия «Власть № 4»  |  Мировой политический форум  |  Открытый конкурс «Проблемы развития современного российского общества»  |  Бюллетень Инновационные Тренды   |  Проекты  |  Публикации  |  Мероприятия  |  Пресса  |  Контакты  |  Конференции  | 

Телефон: (495) 660-76-77
E-mail: mail@inop.ru
Адрес: Москва, улица Правды, дом 24, строение 4

Интернет-агентство «Web Otdel»
Разработка сайта — интернет-агентство «Web Otdel»
разработка фирменного стиля, разработка логотипов